Возникновение специфических реакций.

С началом обучения в школе у67 – 69% неподго­товленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность.Такой ребенок боится учителя, испытывает страх перед выходом к доске для ответа, он боится опоздать на урок, низких отметок, унижения.

5. Социальное окружение: учитель, класс, семья.

От отношения учителя к ребенку зависит успеш­ность его дальнейшего обучения в школе. Опыт пока­зывает, что ребенок, которого с самого начала «не по­любил» учитель начальных классов, впоследствии пло­хо учится, агрессивен или не уверен в себе, склонен к асоциальным поступкам.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начи­нает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учит­ся нехотя и посредственно.

Семейная ситуация, в которой оказывается ребе­нок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфорт­ная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.

И здесь именно вы, родители, можете помочь ре­бенку успешно адаптироваться к школе и полноцен­но включиться в учебно-воспитательный процесс.

Что для этого необходимо?

Подготовить ребенка к общению со сверстни­ками и взрослыми

В характере ребенка родителей должно интересо­вать его отношение...

...к другим людям,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: эгоизм — альтруизм, честность, правди­вость — лживость, рассудительность — легкомыслие, общительность — замкнутость, тактичность — гру­бость, стремление превосходить — подчиняться;

...к сверстникам,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: драчливость, конфликтность, подозритель­ность, открытость, завистливость, уступчивость;

...к самому себе,

которое проявляется в следующих качествах харак­тера: скромность, самоуважение, самокритичность, гор­дость, закомплексованность, чувство неполноценности;

...к взрослым,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: послушание, уважительность, капризность, заискивание;

...к собственным вещам,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: бережливость, жадность, неряшливость, ак­куратность;

...к делу,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: ответственность — безответственность, трудолюбие — легкость, настойчивость, целеустремлен­ность, инициативность, самостоятельность, добросове­стность, старательность.

Понаблюдайте, умеет ли ваш ребенок устанавли­вать контакты

· если ребенок это может делать смело и охотно, — это говорит о раскованности и открытости ребен­ка.

· если ребенок недоверчив и осторожен, хочет из­бежать контакта, — это говорит о том, что ребе­нок испытывает проблемы в общении, возможно, чего-то боится.

· в школе ребенок будет постоянно находиться в ок­ружении других детей, учителей. Поэтому необходи­мо привить ребенку навыки общения:

· уметь слышать и слушать своего товарища;

· говорить самому только после того, как собесед­ник закончит свою мысль;

· пользоваться словами вежливого общения, избе­гать грубостей.

Полезный совет

Создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать реше­ния, определять стиль поведения и т. п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и ря­дом. Попросите ребенка сходить в магазин, по­звонить бабушке и т. д. Главное, учить ребенка общению.

Нужно привить ребенку правила, обязательные для всех

• Не спеши первым сесть за стол.

• Не разговаривай во время еды.

• Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

• Не чавкай.

• Не торопись первым выскакивать в дверь.

• Не перебивай говорящего.

• Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.

• Не размахивай руками.

• Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

• Не забудь снять шапку, входя в дом.

• Не повторяй слишком часто «я».

• Не вмешивайся в чужойразговор, не произнеся «простите».

• Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь неча­янно толкнул.

• Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

• Не держи руки в карманах.

Научить ребенка подчиняться определенному режиму

Если ребенок посещает детский сад, то он уже уме­ет соблюдать определенный режим. При поступлении в школу режим дня ребенка коренным образом ме­няется.

Режим дня важен для ребенка,т.к. он способству­ет нормальному развитию, укреплению здоровья, вос­питанию воли, приучает к дисциплине. Режим дня составляется с учетом состояния здоровья, возраст­ных физиологических и других индивидуальных осо­бенностей ребенка. Он предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отды­ха, в том числе и отдыха на открытом воздухе, регу­лярное и калорийное питание, выполнение правиллич­ной гигиены.

Помните:

- Каждое утро ребенок должен начинать с зарядки. Это должно войти у него в привычку.

- Необходимо привить ребенку гигиенические на­выки: приучить самостоятельно умываться, чис­тить зубы и др.

-Принимать пищу следует не раньше, чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1-2 часа до сна. Правильно организованное пи­тание (4—5-кратный прием пищи) имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. Особенно полез­ны молоко и молочные продукты.

- Для восстановления сил и работоспособности орга­низма ребенку нужен нормальный сон. Детям 6-7 лет необходимо спать 10—11 часов.

- В выходные дни режим не нарушается, но ребен­ку необходимо дать выспаться.

Полезный совет

Начинать приготовление домашних уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным занятиям. В первую очередь выпол­няются задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Привить навыки самостоятельности.

Как воспитать самостоятельность у ребенка:

• Поручайте ребенку конкретные дела и требуйте их самостоятельного выполнения.

• Выполненное самостоятельно дело отмечайте по­ложительно.

• Давайте возможность ребенку проявить инициа­тиву в выборе различных дел.

• Стимулируйте самостоятельное выполнение до­машних заданий.

• Оказывайте минимальную помощь ребенку в вы­полнении домашних заданий.

Развивать эмоционально-волевую сферу.

В школе нередко между детьми возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Очень важно, чтобы ребенок умел сдерживать свои эмоции, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внут­ренняя саморегуляция поведения, которая приобре­тается по мере накопления жизненного опыта.Од­нако не малую роль играет семейное воспитание. Учите ребенка подавлять агрессивные вспышки, им­пульсивные реакции. Зная особенности своего ребен­ка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воз­действия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптималь­ный стиль поведения во многих прогнозируемых ситуациях.

Советы родителям первоклассников

В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 –летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то - нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил:

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение- есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

- Признавайте права ребенка на ошибки.

- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Советы

Если:

· Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

· Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

· Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

· Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

· Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

· Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

· Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

· Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

· Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

· Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Наши рекомендации