Разработка социального проекта: фазы и этапы проектирования.
Социальный проект- это последовательность мероприятий и акций, целью которых является предупреждение, минимизация или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности. Этапы соц. проектирования:
– замысел (идеи);
– анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы;
– разработку проекта;
– реализацию проекта;
– оценку результатов (итогов);
– подведение итогов (закрытие проекта).
Выполнение (реализация) социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся:
– предпроектный анализ (изучение социальной проблемы и ее характеристик);
– определение главных целей;
– планирование социального проекта (кто и в какие сроки будет разрабатывать проект);
– собственно разработка проекта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. д.;
– принятие и утверждение тем или иным субъектом социального проекта;
– его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив;
– подведение итогов выполнения проекта (его закрытие).
28. Логико –структурный подход к разработке проекта. Аналитическая фаза и фаза планирования.Логика проектной деятельности, этапы аналитической фазы и фазы планирования.
Логико-структурный подход к разработке проекта. Аналитическая фаза Этап 1: Анализ заинтересованных сторон - идентификация групп, отдельных лиц и учреждений, интересы которых проект может затронуть, идентификация их основных ключевых проблем и ограничений и возможностей. Этап 2: Анализ проблем - формулировка проблем, определение причинно- следственных связей и построение дерева проблем. Этап 3: Анализ целей - выведение целей из определенных проблем; определение отношений "средства достижения - конечный результат", объединение целей в группы и определение стратегии проекта. Фаза планирования Этап 4: Выделение логики участия - определение составных частей проекта, проверка его внутренней логики, формулировка целей с точки зрения возможностей их измерения. Этап 5: Указание допущений и факторов риска - выявление условий, могущих оказать отрицательное влияние на выполнение проекта и не поддающихся контролю со стороны менеджмента проекта. Этап 6: Определение показателей - определение способов измерения прогресса, достигнутого в выполнении проекта; формулировка показателей; определение средств измерения. Этап 7: Составление графика мероприятий - установление последовательности и взаимозависимости мероприятий, указание их предполагаемой продолжительности; расстановка вех и распределение обязанностей. Этап 8: Составление плана расходов - указание требующихся ресурсов, разработка графика расходов, подготовка подробного бюджета.
29. Рефлексия процесса и образовательного продукта проектирования.
Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д. Суть педагогической ситуации - во взаимодействии педагога и воспитанника, в котором деятельность одного детерминирует определенную деятельность другого. Среди других функций, присущих рефлексии в педагогическом процессе, назовем следующие:
· проектировочная — рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;
· организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;
· коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;
· смыслотворческая — рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
· мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;
· коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.