Разработка и оформление социального проекта

Капитаны всех команд одновременно получают лист формата А4 с заданием №1 по разработке своего социального проекта. Выполнив задание и заполнив первый лист, команды вывешивают его на свой стенд. После чего получают следующий лист с заданием №2. Последовательно выполняя задания и оформляя соответствующие листы, команды не только разрабатывают свой социальный проект, но и оформляют его выставку.

Иногда команды будут получать не один, а два или три листа, для демонстрации навыков делегирования ответственности и командной работы, а также сокращения времени на разработку проекта.

Выполнение каждого задания оценивается в баллах. При этом учитывается, как степень проработки проекта, так и качество оформления листа с заданием.

Время на выполнение каждого задания регламентируется. Если команды выполняют задание раньше установленного времени, они могут получить следующее задание, но дополнительных поощрительных баллов не получают. В случае превышения контрольного времени – команда штрафуется на 1 балл, за каждую минуту превышения. По истечению времени этапа (80 минут) задания по разработке проекта не выдаются! Причем оформление проекта на собственных листах не допускается.

Перечень заданий представлен в таблице:

задание
титульный лист проекта
постановка социальной проблемы и доказательство её актуальности
формулировка цели и задач проекта
стиль проекта
календарный план реализации проекта
перечень необходимого оборудования и материалов
участники проекта (количество, специализация, уровень подготовки, условия участия)
бюджет проекта
план сотрудничества с администрацией города
письмо-обращение к инвесторам
пресс-релиз проекта
дизайн сайта проекта
план антикризисных мероприятий
оценка результатов проекта
перспективы развития проекта

Консультации

На этом этапе команды получают возможность получения консультаций у экспертов по своим проектам. Для этого команда должна продемонстрировать лист с выполненным заданием, снятый со своего стенда. Эксперты размещаются в отдельных помещениях. Консультирование проводится в порядке «живой очереди».

По итогам консультаций команда может внести в свой проект изменения и оформить их на новых бланках, полученных в секретариате. Кроме того, в это же время команды продолжают работу по оформлению своего стенда.

Педагоги на этом этапе игры в работе своей команды не участвуют. Для них в это время проводится семинар по социальному проектированию.

Для предотвращения нечестного поведения отдельных участников во время консультирования рядом со стендом команды должен находиться хотя бы один представитель команды.

Выставка

В ходе выставки команды получают возможность провести серию переговоров с потенциальными партнерами с целью привлечения ресурсов для своего проекта. Переговоры проводятся на стендах команд. В случае положительного решения команда может получить до 10 баллов от каждого партнера.

Кроме того, каждая команда получает возможность начислить проектам других команд собственные поощрительные баллы. Они визуализируются стикерами желтого цвета с названием команды = 1 баллу. Каждая команда имеет право присудить 10 поощрительных баллов другим проектам. Свой проект команда не оценивает.

Эмоциональный финал

Эмоциональным финалом игры является заключительный аукцион, где призовые баллы команды могут потратить на приобретение памятных сувениров, сладких призов, торта, билетов на мероприятия, приглашения на образовательные курсы по социальному проектированию и тренинги.

Лучший проект и лучшая команда по итогам игры не определяется, так как целью игры является мотивация на саморазвитие.

Осмысление результатов игры

После окончания деловой игры команды совместно с игротехниками обсуждают её итоги. В ходе обсуждения участники отвечают на три вопроса:

· Что в социальном проектировании мы умеем делать хорошо?

· Каких практических навыков нам не хватает?

· Как и где нужно обучать общественный актив социальному проектированию?

Итоги работы групп озвучиваются на общем сборе и визуализируются на экране. После выступления команд свое мнение высказывают эксперты.

Индивидуальная оценка участников

Данная игра может быть использована для отбора участников по заданных критериям: организаторским способностям, умению работать в команде, общему уровню культуры и др. Для этого организуется экспертное наблюдение за действиями участников.

Мыследеятельностная игра «Яма»

Авторы: Сергеев Дмитрий #NSPT#, Кострикин Александр

Классификация по форме

Тренинговое упражнение по теме «Постановка социальной проблемы».

Описание технологии

Определение и формулировка социальной проблемы – одна из важнейших и, в то же время, наиболее трудных тем любого организационно-деятельностного тренинга. Формальное отношение к ней приводит в дальнейшем к тому, что участники испытывают трудности в постановке целей и, что гораздо опаснее, организации проектной деятельности.

Мыследеятельностная игра «Яма» - эффективное тренинговое упражнение, позволяющее решить несколько задач:

  • Определить базовые понятия социального проектирования – целевая группа, проблема, причинно-следственные связи, проблемное поле, проект, цель, деятельность, бюджет проекта и др.
  • Приобрести опыт определения и формулирования социальной проблемы.
  • Продемонстрировать последствия ошибок, допущенных при постановке проблемы.
  • Отработать навыки групповой мыследеятельности.
  • Сформировать культуру публичной дискуссии.

Игра может быть проведена как в малой, так и в большой группе. Автор имеет успешный опыт её проведения для группы в 200 человек.

Игра состоит из 9 этапов. Листы с результатами групповой работы прикрепляются на доску. Общее время игры – от 30 до 90 минут.

Этап Задания Визуализация Время, мин.
Целеполагание Цель игры – научиться формулировать проблемы. Для этого нужно разделиться на 3 (4) группы. нет
Задание 1 На дороге яма. В неё падают люди и получают травмы. Каждая группа должна сформулировать проблему и написать её на листе бумаги. У вас 5 минут. Рисунок ямы и падающих в неё людей
Обсуждение групповых докладов Каждой группе можно задать только 3 вопроса. Листы с формулировками проблемы
Задание 2 Определите действия, необходимые для решения сформулированной вами проблемы. Запишите их на листе бумаги. У вас 5 минут. нет
Обсуждение групповых докладов Каждой группе можно задать только 3 вопроса. Листы с перечнем необходимых действий
Задание 3 Определите примерную стоимость вашего проекта. Напишите её на листе бумаги. У вас 5 минут. нет
Обсуждение групповых докладов Каждой группе можно задать только 3 вопроса. Листы со стоимостью проекта
Обсуждение итогов игры Какие ошибки были допущены в ходе игры? Что такое проблема? Как определение проблемы влияет на деятельность и стоимость проекта? Как формулировать проблему? Список замечаний на флипчарте
Мини-лекция Что такое проблема. Как формируется проблемное поле. Определение ключевой проблемы. Как формулировать проблему. Мыслеобраз «Проблемное поле» + 5 правил формулировки проблемы
       

Опыт применения

Первая публичная демонстрация игры состоялась 6 ноября 2004 года в рамках проведения первого всероссийского конкурса по социальному проектированию, организованного детской общественной организацией «Малая академия наук «Интеллект будущего»». В том же году технология использовалась на всероссийском конкурсе лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века» и в последующем вошла в программу курса по проектному менеджменту Национальной общественной образовательной программы «Кадровый резерв гражданского общества»™.

Авторские права

Александр Кострикин (идея, Санкт-Петербург, Россия), Дмитрий Сергеев (технология, 2004, Обнинск, Россия)

Наши рекомендации