Результаты контрольного этапа эксперимента
Повторная диагностика по методикеМинаевой В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия игры»дала следующие результаты:
Ф.И.О. | Баллы | Уровень | ||||||||
Амиросланова Н. | средний | |||||||||
Анцыпин П. | высокий | |||||||||
Арнаутова Н. | высокий | |||||||||
Велиева К. | средний | |||||||||
Гришков Т. | средний | |||||||||
Смирнов М. | высокий | |||||||||
Фадейцева Д. | высокий | |||||||||
Шорохов Ж. | средний |
Рис.6. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей (Контрольная группа)
Анализ повторной диагностики показал очень хорошие результаты: дети почти без затруднений отвечали на вопросы, но небольшие сложности возникли при ответах на 2-ой и 6-ой вопросы. Ребят с низким уровнем развития эмоциональной сферы не выявлено.
Ф.И.О. | Баллы | Уровень | ||||||||
Авдеев К. | высокий | |||||||||
Авлонов П. | высокий | |||||||||
Петушков П. | высокий | |||||||||
Порикова Р. | высокий | |||||||||
Харитонова С. | низкий | |||||||||
Ушаков И. | высокий | |||||||||
Ушакова Р. | высокий | |||||||||
Шматкова Л. | средний |
Рис.7. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей (Экспериментальная группа)
Анализ второй серии вопросов показал следующие результаты: только у одного мальчика низкий уровень, а в общем уровень развития высокий. Ребята быстро отвечали на вопросы и рассуждения их были правильные.
В процентном соотношении получились такие результаты:
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис.8. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей
Повторная диагностикапо методике Урунтаевой Г.А. «Практическая психология» показала следующие результаты:
Ф.И.О. | Баллы | Уровень | ||||||
Амиросланова Н. | средний | |||||||
Анцыпин П. | высокий | |||||||
Арнаутова Н. | средний | |||||||
Велиева К. | высокий | |||||||
Гришков Т. | средний | |||||||
Смирнов М. | высокий | |||||||
Фадейцева Д. | средний | |||||||
Шорохов Ж. | высокий |
Рис.9. Анализ изучения социальных эмоций (Контрольная группа)
Анализ повторной диагностики показал следующие результаты: без дополнительных вопросов ответили 4 человека, воспользовались помощью 4 человека, трудности возникли при ответе на 4 – ый вопрос. Признаваться в том, что ты сломал игрушку ребята не очень спешат.
Ф.И.О. | Баллы | Уровень | |||||||
Авдеев К. | средний | ||||||||
Авлонов П. | высокий | ||||||||
Петушков П. | средний | ||||||||
Порикова Р. | высокий | ||||||||
Харитонова С. | средний | ||||||||
Ушаков И. | высокий | ||||||||
Ушакова Р. | низкий | ||||||||
Шматкова Л. | высокий |
Рис.10. Анализ изучения социальных эмоций (Экспериментальная группа)
Анализ повторной диагностики вопросов показал следующие результаты: высокий уровень развития эмоциональной сферы показали 4 человека; ответили с дополнительными вопросами 3 человека; один человек показал низкий уровень. Затруднения были с ответом на 1 – ый вопрос. Фадейцева Даша знает, что нужно помогать друг другу, но огромного желания не проявляет.
В процентном соотношении получились такие результаты:
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис.11. Анализ изучения социальных эмоций в первой и второй серии
В контрольном эксперименте нами были использованы те же самые методики оценки, что и в констатирующем.
Задачей было: выявление эффективности системы занятий по коррекции основных параметров игры.
Количественные результаты представлены в виде диаграммы (рис.12).
Рис.12. Количественные результаты контрольного эксперимента
Выводы по 2 главе
Опыт проведения разработанной системы занятий с играми показал достаточно высокие результаты:
-отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливыми, милосердными;
-дети самостоятельно решали многие конфликтные ситуации;
-Заметно снизилась агрессивность проблемных детей;
-уменьшилось количество демонстративных реакций;
-замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх;
Делая сравнительный анализ диагностики, дети с низким уровнем поднялись на более высокий уровень. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, мы обеспечили педагогический процесс, при котором добились положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.
Заключение
Как показал анализ психолого-педагогической литературы: Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, в ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.
Ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом. Неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для личностного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. В играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.
Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Теоретический анализ исследований в области дошкольного образования подтверждает гипотезу данной курсовой работы, действительно роль игры в личностном развитии ребенка-дошкольника играет одну из главных ролей. Правильная организации детской игры, являющейся ведущим видом деятельности дошкольника, позволит сформировать у дошкольника всестороннее развитие личности.
Глоссарий
№ п\п | Понятие | Содержание |
Эмоционально-волевая сфера | это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств | |
Чувства | сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и прочему. | |
Настроение | общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. | |
Эмоции | в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. | |
Воля | сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции | |
Игра | вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. | |
Дидактическая игра | это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения | |
Сюжетно-ролевая игра | игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей | |
Стресс | эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия | |
Агрессивность | устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). |