Результаты контрольного этапа эксперимента

Повторная диагностика по методикеМинаевой В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия игры»дала следующие результаты:

Ф.И.О. Баллы Уровень
Амиросланова Н. средний
Анцыпин П. высокий
Арнаутова Н. высокий
Велиева К. средний
Гришков Т. средний
Смирнов М. высокий
Фадейцева Д. высокий
Шорохов Ж. средний


Рис.6. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей (Контрольная группа)

Анализ повторной диагностики показал очень хорошие результаты: дети почти без затруднений отвечали на вопросы, но небольшие сложности возникли при ответах на 2-ой и 6-ой вопросы. Ребят с низким уровнем развития эмоциональной сферы не выявлено.

Ф.И.О. Баллы Уровень
Авдеев К. высокий
Авлонов П. высокий
Петушков П. высокий
Порикова Р. высокий
Харитонова С. низкий
Ушаков И. высокий
Ушакова Р. высокий
Шматкова Л. средний

Рис.7. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей (Экспериментальная группа)

Анализ второй серии вопросов показал следующие результаты: только у одного мальчика низкий уровень, а в общем уровень развития высокий. Ребята быстро отвечали на вопросы и рассуждения их были правильные.

В процентном соотношении получились такие результаты:


Результаты контрольного этапа эксперимента - student2.ru

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис.8. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей

Повторная диагностикапо методике Урунтаевой Г.А. «Практическая психология» показала следующие результаты:

Ф.И.О. Баллы Уровень
Амиросланова Н. средний
Анцыпин П. высокий
Арнаутова Н. средний
Велиева К. высокий
Гришков Т. средний
Смирнов М. высокий
Фадейцева Д. средний
Шорохов Ж. высокий


Рис.9. Анализ изучения социальных эмоций (Контрольная группа)

Анализ повторной диагностики показал следующие результаты: без дополнительных вопросов ответили 4 человека, воспользовались помощью 4 человека, трудности возникли при ответе на 4 – ый вопрос. Признаваться в том, что ты сломал игрушку ребята не очень спешат.

Ф.И.О. Баллы Уровень
Авдеев К. средний
Авлонов П. высокий
Петушков П. средний
Порикова Р. высокий
Харитонова С. средний
Ушаков И. высокий
Ушакова Р. низкий
Шматкова Л. высокий


Рис.10. Анализ изучения социальных эмоций (Экспериментальная группа)

Анализ повторной диагностики вопросов показал следующие результаты: высокий уровень развития эмоциональной сферы показали 4 человека; ответили с дополнительными вопросами 3 человека; один человек показал низкий уровень. Затруднения были с ответом на 1 – ый вопрос. Фадейцева Даша знает, что нужно помогать друг другу, но огромного желания не проявляет.


В процентном соотношении получились такие результаты:

Результаты контрольного этапа эксперимента - student2.ru

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис.11. Анализ изучения социальных эмоций в первой и второй серии

В контрольном эксперименте нами были использованы те же самые методики оценки, что и в констатирующем.

Задачей было: выявление эффективности системы занятий по коррекции основных параметров игры.

Количественные результаты представлены в виде диаграммы (рис.12).

Результаты контрольного этапа эксперимента - student2.ru

Рис.12. Количественные результаты контрольного эксперимента

Выводы по 2 главе

Опыт проведения разработанной системы занятий с играми показал достаточно высокие результаты:

-отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливыми, милосердными;

-дети самостоятельно решали многие конфликтные ситуации;

-Заметно снизилась агрессивность проблемных детей;

-уменьшилось количество демонстративных реакций;

-замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх;

Делая сравнительный анализ диагностики, дети с низким уровнем поднялись на более высокий уровень. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, мы обеспечили педагогический процесс, при котором добились положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.

Заключение

Как показал анализ психолого-педагогической литературы: Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, в ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом. Неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для личностного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. В играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Теоретический анализ исследований в области дошкольного образования подтверждает гипотезу данной курсовой работы, действительно роль игры в личностном развитии ребенка-дошкольника играет одну из главных ролей. Правильная организации детской игры, являющейся ведущим видом деятельности дошкольника, позволит сформировать у дошкольника всестороннее развитие личности.


Глоссарий

№ п\п Понятие Содержание
Эмоционально-волевая сфера это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств
Чувства сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и прочему.
Настроение общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека.
Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.
Воля сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции
Игра вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
Дидактическая игра это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
Сюжетно-ролевая игра игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей
Стресс эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия
Агрессивность устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Наши рекомендации