Общая характеристика детского коллектива.

Разработка в педагогике теоретических основ

Коллективного воспитания

Идея коллективного воспитания появилась еще в древние времена у егип­тян, у спартанцев, в замках средневековья. Многие педагоги на протяже­нии всей истории подходили к мысли о необходимости организации детс­ких воспитательных коллективов. В какой-то мере эту задачу пытался ре­шить швейцарский педагог XVII века Г. Песталоцци.В созданных им приютах он строил воспитание по типу семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения и постоянная трудовая атмос­фера. Эту же проблему теоретически выдвигал в Германии Вильям Август Лай(1862—1926 гг.), указывая о необходимости создания воспитательных детских объединений, в которых дети в процессе коллективной деятельно­сти легче бы приучались соблюдать правила и нормы поведения.

Проблемы детского коллектива начали интенсивно изучаться в отече­ственной педагогике и психологии в послеоктябрьский период в связи с постановкой задач коллективистских качеств у учащихся, утверждения прин­ципа воспитания в коллективе и через коллектив. С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдель­ные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук (в философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции). Наи­более заметные работы, посвященные различным аспектам детского кол­лектива и коллективного воспитания в 20—30-е годы, принадлежали Е. А. Ар-кнну, В. М. Бехтереву, П. П. Блонскому, А. С. Залужному, Ф. Ф. Короле­ву, М. М. Пистарху, С. Т. Шацкому и др. Один из значительных выводов того времени —коллектив «не есть сумма отдельных индивидуумов, а суще­ственно новое явление» (Е. А. Аркин). Особенное значение для развития теории коллектива и методики коллективного воспитания имеют труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Н, К. Крупскаядала всестороннее обоснование преимуществу коллек­тивного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкрет­ные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматри­вала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Только в коллективе,—писала Н. К. Крупская,—может наиболее полно, наиболее ярко развиваться и выявлять себя отдельная личность и взрослого и подростка. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на каче­ство воспитания, его содержание». Н. К. Крупской принадлежат идеи свя­зи детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманиза ции межличностных отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации п др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опыт­ной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий.Он пер­вым на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива, как эф­фективной формы организации воспитанников, способствующего всесто­роннему развитию личности каждого ребенка Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистской системы воспи­тания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время прак­тику воспитания

Особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях. Идеальным первичным коллек тивом А. С. Макаренко считал возможным называть только такой коллек­тив, который одновременно ощущает и свое единство, и спаянность, и кре пость, и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организа­ция, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответствен­ность. Он первым обосновал всесторонне стройную концепцию воспита­тельного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями. Педагоги­ческие принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих соци­альную позицию каждого члена коллектива Система перспективных ли­ний, методика параллельного действия, отношения ответственной зависи­мости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать все лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищен­ность, уверенность в своих силах, сформировать посюянную потребность движения вперед

Последовательное развитие идеи А. С Макаренко получили в педагоги ческнх трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Для В. А. Сухомлинского «кол­лектив — это не какая-то безликая масса. Она существует как богатство индивидуальностей Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим людям, что от него берут люди. Но богатство каждой личности —это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в кото­рой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными ценностями». Усматривая задачу школы в обеспечении твор­ческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического про­цесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.

В 60-е и последующие годы педагогика детского воспитательного кол лективд обогатилась результатами многих исследований, сложились науч­ные школы педагогики детского коллектива — Т. Е. Конниковой (Ленин­град), Л. И. Новиковой (Москва).

Основу концепции детского коллектива Т. Е. Конниковойсоставило по­ложение о том, что коллектив воздействует на личность в меру активности самой личности, точнее, в меру нравственно ценной активности личности.

Л. И. Новиковасформулировала положение о том, что детские воспита­тельные коллективы представляют собой ячейку общества, в которой скла­дываются ведущие отношения, нормы, ценности, присущие этому обще ству; социальную микросреду, через которую личность воспринимает все многообразие воспитательного воздействия общества; базу накопленного социально ценного опыта деятельности, взаимоотношений, поведения, аре­ну реализации школьником своих интересов, способностей, притязаний, социальных ролен, арену его самоутверждения.

В последующие десятилетия педагогические исследования были направ­лены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Коннико-ва, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др.). Именно в эти годы была создана методика коллектив­но-организаторской деятельности, ставшей известной впоследствии как ком­му нарекая методика И. П. Иванова. Разработка принципов и методов сти мулировапия коллективной деятельности посвятили свои исследования Л. Ю. Гордин, М. П. Шульц и др., развитию воспитательных функций кол­лектива и самоуправлению в нем—В. М. Кротов, разработке педагогичес­кой инструментовке деятельности коллектива—Э. С. Кузнецова, Н. Е. ЩуР~ кова. Интенсивному изучению подвергается проблематика коллектива в 60-е и последующие годы в социальной психологии. Наиболее известными в изучении психологии детского коллектива становятся научные школы А. В. Петровского (Москва), Л. И. Уманского (Курск-Кострома).

любая

Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значены

понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается

организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психол гическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом нимают (вслед за А. С. Макаренко) высокий уровень развития групп.

В последнем, узком значении, «коллектив —это группа людей, составляю­щая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность» (К. К. Платонов). «В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опос­редованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, г. е реальным его содержанием». (А. В. Петровский). Об уровне развития группы как коллектива можно судить по развитости таких ее характеристик, как содержание нравственной направленности (интегратнвное единство ее це­лей, мотивов, ценностных ориентации), организационное единство, груп­повая подготовленность в области той или иной сферы деятельности, пси­хологическое единство —интеллектуальная, эмоциональная, волевая ком­муникативность (Л. И. У майский).

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся спло­ченностью, интегративпой деятельностью, коллективистской направленно­стью Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психо­логической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

Нижним уровнем формирования коллектива является г р у п п а - к о н-гломерат (группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собран­ных) на одном пространстве и в одно время). Взаимоотношения в группе и их взаимодействия поверхностны и ситуативны.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «пер­вичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются зада­нием, группа поднимется на одну ступеньку •-- она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладыва­ется первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива, группе меняются межличностные отношения, и группа переходит на сле-ДУющую ступень -к группе-кооперации

Следующая ступень — г р у п п а - а в т о н о м и я, которая характери-У тся высоким внутренним единством. Для такой группы характерны ность и спаянность. Однако группа-автономия может уйти в сторону оллектива к корпорации. Это может случиться, если группа изолиру-он я от Других данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если Цел| аЧНет^л1)0'ГИЕОПОСта'5ЛЯТЬ себя другим группам и осуществлять свои По юоон ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае повоГ еТСЯ КоРп°Ратнъная направленность как «групповой эгоизм» и труп а сама группа превращается в группу-корпорапшо лжеколлектив. Если группа выходит на межгрупповое взаимсюбщепие и взаимодействие, то в такой группе проявляется коллективистская на­правленность, и она становится г р у п л о и - к о л л е к т и в о м.

В летних оздоровительных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4—5 дней 24-дневной смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

Многоплановое развитие группы может быть охарактеризовано как кол­лектив. Чтобы доказать это, необходимо сопоставление самого низшего уровня группы— группы случайно собранных людей, часто именуемой кол­лективом. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личнос­ти, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхожде­ние в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет вхождению в социум без потери лич­ностного своеобразия.

В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такт'! степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему кол­лектив. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается ус­пехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятель­ности ие достигает максимального для нее успеха

Учебно-воспитательный коллектив —это важнейший фактор целенаправ­ленной социализации, воспитания личности. Органическое единство лич ного и социального рождается в коллективной общественно-полезной дея­тельности и проявляется в коллективизме.

Ко л л е ктив из м — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Ма­каренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого об­щественные интересы должны быть всегда выше личных. Однако, присут­ствующие у Макаренко и Сухомлинского идеи индивидуального воспитания детей, учеными и педагогами в советские годы игнорировались. В 90-е годы XX столетия в обществе был объявлен приоритет развития лич­ности человека, стало ясно, что необходимо искать «новые?» пути воспитания подрастающего поколения. Теоретики, познакомившись с трудами западно­европейских и американских педагогов, обнаружили педагогику свободного воспитания, в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллек­тива. Эта система активно стала пропагандироваться в российских школах.

Все чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив, якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (or лат. conformis — подобный, сходны) и нивелировку личностных качеств (сглаживание различии). Все это далеко от научной истины, т.к. заключенные в коллективе большие воз­можности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.

Дело в том, чтобы понять другого, надо самому пережить многое. Чело­век, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, никогда не поймет другого В одиночку человек может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверст­ников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше выне­сет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти. Ведь не случайно в последнее время на Западе повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в сво­их детских учреждениях.

Педколлектив ВДЦ «Океан* с 1994 года пытался сориентироваться в сложившейся ситуации в педагогике. Поиск новых технологий, изменение некоторых подходов к содержанию педагогической деятельности позволи­ли педагогам утвердиться в жизненности коллективного воспитания и не­обходимости разработки методики индивидуального воспитания ребенка в соответствии с запросами современного российского общества.

Наши рекомендации