Общая характеристика детского коллектива.
Разработка в педагогике теоретических основ
Коллективного воспитания
Идея коллективного воспитания появилась еще в древние времена у египтян, у спартанцев, в замках средневековья. Многие педагоги на протяжении всей истории подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. В какой-то мере эту задачу пытался решить швейцарский педагог XVII века Г. Песталоцци.В созданных им приютах он строил воспитание по типу семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения и постоянная трудовая атмосфера. Эту же проблему теоретически выдвигал в Германии Вильям Август Лай(1862—1926 гг.), указывая о необходимости создания воспитательных детских объединений, в которых дети в процессе коллективной деятельности легче бы приучались соблюдать правила и нормы поведения.
Проблемы детского коллектива начали интенсивно изучаться в отечественной педагогике и психологии в послеоктябрьский период в связи с постановкой задач коллективистских качеств у учащихся, утверждения принципа воспитания в коллективе и через коллектив. С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук (в философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции). Наиболее заметные работы, посвященные различным аспектам детского коллектива и коллективного воспитания в 20—30-е годы, принадлежали Е. А. Ар-кнну, В. М. Бехтереву, П. П. Блонскому, А. С. Залужному, Ф. Ф. Королеву, М. М. Пистарху, С. Т. Шацкому и др. Один из значительных выводов того времени —коллектив «не есть сумма отдельных индивидуумов, а существенно новое явление» (Е. А. Аркин). Особенное значение для развития теории коллектива и методики коллективного воспитания имеют труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
Н, К. Крупскаядала всестороннее обоснование преимуществу коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Только в коллективе,—писала Н. К. Крупская,—может наиболее полно, наиболее ярко развиваться и выявлять себя отдельная личность и взрослого и подростка. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, его содержание». Н. К. Крупской принадлежат идеи связи детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманиза ции межличностных отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации п др.
Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий.Он первым на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива, как эффективной формы организации воспитанников, способствующего всестороннему развитию личности каждого ребенка Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистской системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания
Особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях. Идеальным первичным коллек тивом А. С. Макаренко считал возможным называть только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, и спаянность, и кре пость, и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность. Он первым обосновал всесторонне стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать все лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать посюянную потребность движения вперед
Последовательное развитие идеи А. С Макаренко получили в педагоги ческнх трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Для В. А. Сухомлинского «коллектив — это не какая-то безликая масса. Она существует как богатство индивидуальностей Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим людям, что от него берут люди. Но богатство каждой личности —это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными ценностями». Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.
В 60-е и последующие годы педагогика детского воспитательного кол лективд обогатилась результатами многих исследований, сложились научные школы педагогики детского коллектива — Т. Е. Конниковой (Ленинград), Л. И. Новиковой (Москва).
Основу концепции детского коллектива Т. Е. Конниковойсоставило положение о том, что коллектив воздействует на личность в меру активности самой личности, точнее, в меру нравственно ценной активности личности.
Л. И. Новиковасформулировала положение о том, что детские воспитательные коллективы представляют собой ячейку общества, в которой складываются ведущие отношения, нормы, ценности, присущие этому обще ству; социальную микросреду, через которую личность воспринимает все многообразие воспитательного воздействия общества; базу накопленного социально ценного опыта деятельности, взаимоотношений, поведения, арену реализации школьником своих интересов, способностей, притязаний, социальных ролен, арену его самоутверждения.
В последующие десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Коннико-ва, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др.). Именно в эти годы была создана методика коллективно-организаторской деятельности, ставшей известной впоследствии как комму нарекая методика И. П. Иванова. Разработка принципов и методов сти мулировапия коллективной деятельности посвятили свои исследования Л. Ю. Гордин, М. П. Шульц и др., развитию воспитательных функций коллектива и самоуправлению в нем—В. М. Кротов, разработке педагогической инструментовке деятельности коллектива—Э. С. Кузнецова, Н. Е. ЩуР~ кова. Интенсивному изучению подвергается проблематика коллектива в 60-е и последующие годы в социальной психологии. Наиболее известными в изучении психологии детского коллектива становятся научные школы А. В. Петровского (Москва), Л. И. Уманского (Курск-Кострома).
любая |
Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значены
понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается
организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психол гическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом нимают (вслед за А. С. Макаренко) высокий уровень развития групп.
В последнем, узком значении, «коллектив —это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность» (К. К. Платонов). «В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, г. е реальным его содержанием». (А. В. Петровский). Об уровне развития группы как коллектива можно судить по развитости таких ее характеристик, как содержание нравственной направленности (интегратнвное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации), организационное единство, групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности, психологическое единство —интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность (Л. И. У майский).
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративпой деятельностью, коллективистской направленностью Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.
Нижним уровнем формирования коллектива является г р у п п а - к о н-гломерат (группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время). Взаимоотношения в группе и их взаимодействия поверхностны и ситуативны.
Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимется на одну ступеньку •-- она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладывается первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива, группе меняются межличностные отношения, и группа переходит на сле-ДУющую ступень -к группе-кооперации
Следующая ступень — г р у п п а - а в т о н о м и я, которая характери-У тся высоким внутренним единством. Для такой группы характерны ность и спаянность. Однако группа-автономия может уйти в сторону оллектива к корпорации. Это может случиться, если группа изолиру-он я от Других данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если Цел| аЧНет^л1)0'ГИЕОПОСта'5ЛЯТЬ себя другим группам и осуществлять свои По юоон ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае повоГ еТСЯ КоРп°Ратнъная направленность как «групповой эгоизм» и труп а сама группа превращается в группу-корпорапшо лжеколлектив. Если группа выходит на межгрупповое взаимсюбщепие и взаимодействие, то в такой группе проявляется коллективистская направленность, и она становится г р у п л о и - к о л л е к т и в о м.
В летних оздоровительных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4—5 дней 24-дневной смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).
Многоплановое развитие группы может быть охарактеризовано как коллектив. Чтобы доказать это, необходимо сопоставление самого низшего уровня группы— группы случайно собранных людей, часто именуемой коллективом. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет вхождению в социум без потери личностного своеобразия.
В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такт'! степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности ие достигает максимального для нее успеха
Учебно-воспитательный коллектив —это важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Органическое единство лич ного и социального рождается в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме.
Ко л л е ктив из м — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны быть всегда выше личных. Однако, присутствующие у Макаренко и Сухомлинского идеи индивидуального воспитания детей, учеными и педагогами в советские годы игнорировались. В 90-е годы XX столетия в обществе был объявлен приоритет развития личности человека, стало ясно, что необходимо искать «новые?» пути воспитания подрастающего поколения. Теоретики, познакомившись с трудами западноевропейских и американских педагогов, обнаружили педагогику свободного воспитания, в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллектива. Эта система активно стала пропагандироваться в российских школах.
Все чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив, якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (or лат. conformis — подобный, сходны) и нивелировку личностных качеств (сглаживание различии). Все это далеко от научной истины, т.к. заключенные в коллективе большие возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.
Дело в том, чтобы понять другого, надо самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, никогда не поймет другого В одиночку человек может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверстников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти. Ведь не случайно в последнее время на Западе повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в своих детских учреждениях.
Педколлектив ВДЦ «Океан* с 1994 года пытался сориентироваться в сложившейся ситуации в педагогике. Поиск новых технологий, изменение некоторых подходов к содержанию педагогической деятельности позволили педагогам утвердиться в жизненности коллективного воспитания и необходимости разработки методики индивидуального воспитания ребенка в соответствии с запросами современного российского общества.