Детский коллектив. Теория временного детского коллектива

Детский коллектив. Теория временного детского коллектива

Общая характеристика детского коллектива.

Разработка в педагогике теоретических основ

Коллективного воспитания

Идея коллективного воспитания появилась еще в древние времена у егип­тян, у спартанцев, в замках средневековья. Многие педагоги на протяже­нии всей истории подходили к мысли о необходимости организации детс­ких воспитательных коллективов. В какой-то мере эту задачу пытался ре­шить швейцарский педагог XVII века Г. Песталоцци.В созданных им приютах он строил воспитание по типу семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения и постоянная трудовая атмос­фера. Эту же проблему теоретически выдвигал в Германии Вильям Август Лай(1862—1926 гг.), указывая о необходимости создания воспитательных детских объединений, в которых дети в процессе коллективной деятельно­сти легче бы приучались соблюдать правила и нормы поведения.

Проблемы детского коллектива начали интенсивно изучаться в отече­ственной педагогике и психологии в послеоктябрьский период в связи с постановкой задач коллективистских качеств у учащихся, утверждения прин­ципа воспитания в коллективе и через коллектив. С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдель­ные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук (в философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции). Наи­более заметные работы, посвященные различным аспектам детского кол­лектива и коллективного воспитания в 20—30-е годы, принадлежали Е. А. Ар-кнну, В. М. Бехтереву, П. П. Блонскому, А. С. Залужному, Ф. Ф. Короле­ву, М. М. Пистарху, С. Т. Шацкому и др. Один из значительных выводов того времени —коллектив «не есть сумма отдельных индивидуумов, а суще­ственно новое явление» (Е. А. Аркин). Особенное значение для развития теории коллектива и методики коллективного воспитания имеют труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Н, К. Крупскаядала всестороннее обоснование преимуществу коллек­тивного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкрет­ные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматри­вала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Только в коллективе,—писала Н. К. Крупская,—может наиболее полно, наиболее ярко развиваться и выявлять себя отдельная личность и взрослого и подростка. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на каче­ство воспитания, его содержание». Н. К. Крупской принадлежат идеи свя­зи детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманиза ции межличностных отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации п др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опыт­ной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий.Он пер­вым на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива, как эф­фективной формы организации воспитанников, способствующего всесто­роннему развитию личности каждого ребенка Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистской системы воспи­тания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время прак­тику воспитания

Особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях. Идеальным первичным коллек тивом А. С. Макаренко считал возможным называть только такой коллек­тив, который одновременно ощущает и свое единство, и спаянность, и кре пость, и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организа­ция, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответствен­ность. Он первым обосновал всесторонне стройную концепцию воспита­тельного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями. Педагоги­ческие принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих соци­альную позицию каждого члена коллектива Система перспективных ли­ний, методика параллельного действия, отношения ответственной зависи­мости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать все лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищен­ность, уверенность в своих силах, сформировать посюянную потребность движения вперед

Последовательное развитие идеи А. С Макаренко получили в педагоги ческнх трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Для В. А. Сухомлинского «кол­лектив — это не какая-то безликая масса. Она существует как богатство индивидуальностей Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим людям, что от него берут люди. Но богатство каждой личности —это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в кото­рой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными ценностями». Усматривая задачу школы в обеспечении твор­ческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического про­цесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.

В 60-е и последующие годы педагогика детского воспитательного кол лективд обогатилась результатами многих исследований, сложились науч­ные школы педагогики детского коллектива — Т. Е. Конниковой (Ленин­град), Л. И. Новиковой (Москва).

Основу концепции детского коллектива Т. Е. Конниковойсоставило по­ложение о том, что коллектив воздействует на личность в меру активности самой личности, точнее, в меру нравственно ценной активности личности.

Л. И. Новиковасформулировала положение о том, что детские воспита­тельные коллективы представляют собой ячейку общества, в которой скла­дываются ведущие отношения, нормы, ценности, присущие этому обще ству; социальную микросреду, через которую личность воспринимает все многообразие воспитательного воздействия общества; базу накопленного социально ценного опыта деятельности, взаимоотношений, поведения, аре­ну реализации школьником своих интересов, способностей, притязаний, социальных ролен, арену его самоутверждения.

В последующие десятилетия педагогические исследования были направ­лены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Коннико-ва, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др.). Именно в эти годы была создана методика коллектив­но-организаторской деятельности, ставшей известной впоследствии как ком­му нарекая методика И. П. Иванова. Разработка принципов и методов сти мулировапия коллективной деятельности посвятили свои исследования Л. Ю. Гордин, М. П. Шульц и др., развитию воспитательных функций кол­лектива и самоуправлению в нем—В. М. Кротов, разработке педагогичес­кой инструментовке деятельности коллектива—Э. С. Кузнецова, Н. Е. ЩуР~ кова. Интенсивному изучению подвергается проблематика коллектива в 60-е и последующие годы в социальной психологии. Наиболее известными в изучении психологии детского коллектива становятся научные школы А. В. Петровского (Москва), Л. И. Уманского (Курск-Кострома).

любая

Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значены

понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается

организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психол гическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом нимают (вслед за А. С. Макаренко) высокий уровень развития групп.

В последнем, узком значении, «коллектив —это группа людей, составляю­щая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность» (К. К. Платонов). «В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опос­редованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, г. е реальным его содержанием». (А. В. Петровский). Об уровне развития группы как коллектива можно судить по развитости таких ее характеристик, как содержание нравственной направленности (интегратнвное единство ее це­лей, мотивов, ценностных ориентации), организационное единство, груп­повая подготовленность в области той или иной сферы деятельности, пси­хологическое единство —интеллектуальная, эмоциональная, волевая ком­муникативность (Л. И. У майский).

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся спло­ченностью, интегративпой деятельностью, коллективистской направленно­стью Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психо­логической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

Нижним уровнем формирования коллектива является г р у п п а - к о н-гломерат (группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собран­ных) на одном пространстве и в одно время). Взаимоотношения в группе и их взаимодействия поверхностны и ситуативны.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «пер­вичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются зада­нием, группа поднимется на одну ступеньку •-- она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладыва­ется первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива, группе меняются межличностные отношения, и группа переходит на сле-ДУющую ступень -к группе-кооперации

Следующая ступень — г р у п п а - а в т о н о м и я, которая характери-У тся высоким внутренним единством. Для такой группы характерны ность и спаянность. Однако группа-автономия может уйти в сторону оллектива к корпорации. Это может случиться, если группа изолиру-он я от Других данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если Цел| аЧНет^л1)0'ГИЕОПОСта'5ЛЯТЬ себя другим группам и осуществлять свои По юоон ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае повоГ еТСЯ КоРп°Ратнъная направленность как «групповой эгоизм» и труп а сама группа превращается в группу-корпорапшо лжеколлектив. Если группа выходит на межгрупповое взаимсюбщепие и взаимодействие, то в такой группе проявляется коллективистская на­правленность, и она становится г р у п л о и - к о л л е к т и в о м.

В летних оздоровительных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4—5 дней 24-дневной смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

Многоплановое развитие группы может быть охарактеризовано как кол­лектив. Чтобы доказать это, необходимо сопоставление самого низшего уровня группы— группы случайно собранных людей, часто именуемой кол­лективом. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личнос­ти, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхожде­ние в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет вхождению в социум без потери лич­ностного своеобразия.

В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такт'! степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему кол­лектив. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается ус­пехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятель­ности ие достигает максимального для нее успеха

Учебно-воспитательный коллектив —это важнейший фактор целенаправ­ленной социализации, воспитания личности. Органическое единство лич ного и социального рождается в коллективной общественно-полезной дея­тельности и проявляется в коллективизме.

Ко л л е ктив из м — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Ма­каренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого об­щественные интересы должны быть всегда выше личных. Однако, присут­ствующие у Макаренко и Сухомлинского идеи индивидуального воспитания детей, учеными и педагогами в советские годы игнорировались. В 90-е годы XX столетия в обществе был объявлен приоритет развития лич­ности человека, стало ясно, что необходимо искать «новые?» пути воспитания подрастающего поколения. Теоретики, познакомившись с трудами западно­европейских и американских педагогов, обнаружили педагогику свободного воспитания, в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллек­тива. Эта система активно стала пропагандироваться в российских школах.

Все чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив, якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (or лат. conformis — подобный, сходны) и нивелировку личностных качеств (сглаживание различии). Все это далеко от научной истины, т.к. заключенные в коллективе большие воз­можности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.

Дело в том, чтобы понять другого, надо самому пережить многое. Чело­век, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, никогда не поймет другого В одиночку человек может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверст­ников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше выне­сет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти. Ведь не случайно в последнее время на Западе повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в сво­их детских учреждениях.

Педколлектив ВДЦ «Океан* с 1994 года пытался сориентироваться в сложившейся ситуации в педагогике. Поиск новых технологий, изменение некоторых подходов к содержанию педагогической деятельности позволи­ли педагогам утвердиться в жизненности коллективного воспитания и не­обходимости разработки методики индивидуального воспитания ребенка в соответствии с запросами современного российского общества.

Структура коллектива

Структура (строение) коллектива определяется в зависимости от его типа. В таблице приведены наиболее общие элементы этой структуры. Их содер­жание меняется в зависимости от типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Формальная (задается извне)   Неформальная (вкладывается стихшшо)  
1 — первичный коллектив 2 — органы самоуправления 3 — система социальных ролей 4 — система отношений   1 — микрогруппа 2 — система отношений  

Детский коллектив имеет формальную (официальную) струк­туру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, воз­никающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объедине­ний. Формальная структура —официально избранный орган самоуправле­ния. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна Она совершенствуется и развивается по мере развития кол­лектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации мо­гут создаваться как постоянные так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы само управления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно дей­ствующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто ис­чезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным сред­ством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни

Большое влияние на сплоченность н жизнедеятельность коллектива ока­зывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе дея­тельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имею­щие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации —кооперацию взаимодействия.

Наиболее авторитетные объединения подростков определяют нормы п ценности всего коллектива. Псотому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали са­мыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты п др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а не формальные на личностной симпатии или антипатии, на узко-групповых интересах и стремлениях.

Основная цель работы педагога с данными структурами заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреп­лении деловых отношений в коллективе. Важнейшие средства и методичес­кие основы воспитания детского коллектива

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо орга­низовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

Средства воспитания детского коллектива:

— разнообразная деятельность,

— специальная методика, направленная на создание и воспитание

сплоченного коллектива. Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требования к детям;

— воспитание детского актива;

— организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентацион-ной, коммуникативной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиции коллективной жизни;

— организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми

5. Предъявление требований к детям как фактор создания и воспитания коллектива

Организация и сплочениевоспитательного коллектива во многом зави­сят от первоначальныхвкладов в его организацию, от организационного периода.

Методика предъявления единых педагогических требований

Первое. Начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого оп­ределения норм и правил поведения. Необходимо без излишней назида­тельности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на уроках, на переменах, на занятиях в студиях, на кружках, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, к взрослым людям, к малышам, к людям различных профессий, национальностей. Такой раз­говор с детьми оказывает сильное воспитательное воздействие и влияе! на их поведение. Психологической основой воспитательного влияния перво­го разговора о требованиях к поведению детей является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и не­обходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к детям необходимо при­бегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в детском учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важней­шим компонентом этой методики является «организация упражнений в пра­вильном поступке» (А. С. Макаренко). Словесные требования не дают дол­жного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, в учебной работе, а упражнять, учить практически всему!

Третье. Существенное .значение имеет соблюдение меры в предъяв­лении требований к детям. Нельзя предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для детей.

Четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учи тывать настроение в коллективе и общественное мнение детей. Только со­здавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разно­образной коллективной деятельности.

Итак, педагогическое требование — это предъявление ре­бенку культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасно­му, обществу. Оно всегда должно быть доведено до логического конца. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой дей­ствий. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка. При предъявлении требования необходимо концентрировать вни­мание ребенка на детали его выполнения.

При предъявлении требования педагогу необходимо выполнение ряда условий, а именно1

— этичность формы предъявляемого требования;

— установление личностного контакта с ребенком;

— тон произносимого требования;

— целесообразность и разумность требования

Тем педагогам, которых все еще пугает слово «требование», предлагает ся спросить у детей, любят ли они строгих преподавателей? В ответ можно услышать, что строгих уважают, а вот к нестрогим дети сами предъявляют требования.

Роль личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности —один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод челове­ка, он приобретает особую важность. Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, ее социально­го опыта, но н от коллектива. Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между коллекти­вом и личностью'

1. Личность подчиняется коллективу (коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни).

2. Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (лич­ность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения).

3. Личность подчиняет себе коллектив (яркая личность, ее индивиду­альный опыт могут оказаться привлекательными в глазах членов кол­лектива).

Отдельные люди (в нашем случае —дети) входят в состав коллектива и вносят в него свои качества, свои особенности.

1. Уровень развития коллектива определяется уровнем развития каж­дой личности в отдельности.

2. Климат в коллективе определяется характером взаимоотношений меж­ду отдельными членами коллектива.

3. Возможности коллектива определяются и реализуются благодаря воз можностям его членов.

4. Общественное мнение в коллективе формируется на основе взглядов каждой отдельной личности.


Детский коллектив. Теория временного детского коллектива - student2.ru


ТРАДИЦИИ

* Доброго отношения клюдям—пожилым, детям, сверстникам, сотруд­никам, гостям, к людям «престижных» и «непрестижных» профессий, раз­ных национальностей.

* Доброго отношения к песне.Пойте «океанские* песни, знайте авто­ров песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню.

* Доброго отношения к природе.Человек —это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверюшку — им тоже хочется жить!

* Вечернего «огонька*.Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в «океанском» кругу.

* «Океанской» чести.Живите по-«океански» не только в «Океане», по и всю жизнь.

* Вожатского отряда «Исток».Храните и передавайте традиции «Оке­ана» каждому новому поколению «океанцев».

ЗАКОНЫ

* Здорового образа жизни.Соблюдайте режим дня, занимайтесь само­совершенствованием своего организма, избегайте вредных привычек, не до­пускайте самолечения.

* Чистоты.Будьте хозяином в Центре, относитесь к нему, как к дому: бережно, по-хозяйски

* Территории. Непокидайте территорию Центра без взрослых, неходи­те самостоятельнов тайгу, к морю, к дороге.

* Поднятой руки.Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его. » Точного времени (0:0).Помните: время в «Океане» дорого, каждой секунде — особый счет!

ПРАВИЛА

* Поведения—вобщественных местах, в жилых помещениях, в столо­вой, в киноконцертном зале, во время учебных занятий.

* Распорядка дня.Соблюдайте обязательно установленный распорядок в Центре.

* Самообслуживания—встоловой, в жилых помещениях, во время учеб­ных занятий и т. д.

* Дискуссии.Учитесь правильно спорить, не перебивайте говорящего, не спорьте по пустякам, уважайте точку зрения другого человека.

* Купания—вморе, в бассейне.

* Ношенияодежды—праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.

* Пожарной безопасности.Не допускайте, чтобы огонь принес Вам и Вашим близким несчастье.

* Техники безопасности.Соблюдайте, прежде всего, безопасность жиз­ни и здоровья! Помните, что самое дорогое для человека —его жизнь!

* Сохранности личного и государственного имущества.Берегите иму­щество Центра; личные вещи храните в камере хранения, деньги — в кассе.

* И другие правила,которые иногда появляются, а иногда исчезают из-за отсутствия их необходимости.

Детский коллектив. Теория временного детского коллектива

Наши рекомендации