Сущность и особенности временного детского коллектива

Вопросы для обсуждения

2.1 Сущность и особенности временного детского коллектива

2.2 Социально-психологические механизмы функционирования временного детского коллектива

2.3 Специфика развития временного детского коллектива

2.4 Детское самоуправление в отряде

2.5 Общение, конфликты в жизнедеятельности отряда

2.6 Отрядный уголок как форма отражения жизнедеятельности отряда

________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

2.1 Сущность и особенности временного детского коллектива

2.2 Социально-психологические механизмы функционирования временного детского коллектива

2.3 Специфика развития временного детского коллектива

2.4 Детское самоуправление в отряде

2.5 Общение, конфликты в жизнедеятельности отряда

2.6 Отрядный уголок как форма отражения жизнедеятельности отряда

________________________________________________________________

Сущность и особенности временного детского коллектива

Коллектив (лат. colligo – «объединяю», лат. collectivus – «собирательный») представляет собой группу высокого уровня развития и определяется как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Признаки коллектива:

· наличие общих общественно значимых целей, общественно полезный характер групповой деятельности;

· высокий уровень социально-психологической и поведенческой общности (сплоченности – мера единства группы, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, а также практической деятельности);

· налаженные деловые и личные взаимоотношения (наличие актива, лидеров, органов самоуправления, четкое разделение обязанностей);

· референтность группы для большинства или даже для всех учащихся, входящих в эту группу;

· способность группы к творчеству в разных видах деятельности, наличие в группе возможностей для личностного развития всех членов группы;

· наличие содержания жизнедеятельности, структуры формализованных и неформализованных отношений;

· наличие определенных этапов и закономерностей процесса коллективообразования;

· возможность осуществления идей дополнительного образования, социализации и социальной реабилитации.

Воспитателю необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:

1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;

2) освоении взрослых форм общения и деятельности;

3) открытии себя как личности и индивидуальности.

«Временный детский коллектив» -- общество детей и педагогов детей и педагогов кратковременного автономного существования, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью. Этот термин используется для обозначения коллективов кружков, клубов по интересам, выездных сборов, отрядов в летних лагерях.

Особенности временного детского коллектива:

1. Кратковременность существования. Срок существования ограничен относительно небольшим временным периодом. Психологическое содержание кратковременности коллектива заключается в том, что за такую длительность существования коллектива не происходит существенных возрастных изменений. Несмотря на это, при педагогическом сопровождении, как свидетельствуют специальные исследования, при наличии значимой цели, насыщенной общественно полезной деятельности, а также ряда других условий, кратковременное общество способно приобрести характеристики относительно зрелого, действующего как единое целое коллектива.

2. Динамичность, интенсивность процессов жизнедеятельности. Кратковременность является «объективной предпосылкой особого динамизма деятельности и общения». Происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов общения, взаимопознания и групповой дифференциации, которые в постоянных коллективах идут на протяжении больших временных промежутков, то есть получение результатов, достижение цели – за более сжатые сроки.

3. Сборность состава (учащиеся разных классов, школ, районов, регионов). Этот фактор имеет влияние на поведение подростков, организацию жизни коллектива, его функций и воспитательных возможностей. Психологический смысл заключается в том, что актуализируется потребность в «узнавании» окружающих, активизируются социально-перцептивные процессы.

4. Автономность существования (ослабление влияния семьи, класса, друзей), отрыв от прежних связей, зависимостей и концентрация различных форм деятельности и общения внутри относительно изолированной от привычного окружения среды. Создает благоприятные условия для проведения единого педагогического воздействия и способствует интенсификации воспитательного процесса, а также оптимальные условия для педагогического управления, круглосуточный контроль воспитателей.

5. Четко обозначенное пространство жизнедеятельности, социально-педагогическая среда: культурно-средовый комплекс, обеспечивающий комплексность педагогического влияния (материально-предметная среда, содержание воспитательной деятельности, единый педагогический коллектив как организатор социально-педагогического пространства, направленного на развитие личности). Особенностью социально-педагогической среды является ее воспитывающий, настраивающий характер; все элементы ее объединены общей идеей.

6. Коллективный характер жизнедеятельности: значимость коллектива для формирования жизненных планов и целей деятельности детей, влияние направленности коллектива, его ценностей на жизненные устремления и формирование интересов детей; на признание в социозначимых сферах деятельности и т.д.

7. Более насыщенная эмоционально-психологическая атмосфера новизна ощущений, высокая контактность, разнообразная деятельность, динамизм событий. Этим объясняются особенности восприятия происходящего в разные периоды смены.

8. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

9. Четко обозначенная функциональность:

а) развивающая функция проявляется в реализации потенциальных возможностей ребенка, способствующих расширению диапазона способностей, раскрытию многообразия проявлений «Я», личностном росте;

б) социализирующая функция проявлена в приобретении социального опыта в процессе общения, деятельности, проживания в особо организованном социуме, предполагающем многообразие социальных ролей, функций, социального опыта.

в) реабилитационная функция как предоставление возможностей социального развития, социального поведения, социальных отношений. Предполагает укрепление веры в себя, пробы новых моделей поведения, утверждение социально активной позиции, реабилитацию себя в собственных глазах. Кроме того, временный детский коллектив является сферой социальной реабилитации для детей, имеющих предыдущий негативный опыт социального общения;

г) воспитательная функция,которая реализуется за счет автономности существования и погружения в социально-педагогическое пространство с единым аксиологическим основанием. Ограниченный контакт с окружающим миром позволяет создать педагогически управляемую микросреду, в которой есть все возможности для актуализации положительного личностного и социального опыта;

д) компенсаторная функция. Во временном коллективе, в условиях многовариантности выборов деятельности, школьники могут максимально выразить себя во взаимодействии со сверстниками, компенсируя не удавшиеся ранее возможности самопроявления.

Наряду с положительным значением временный детский коллектив имеет отрицательное влияние:

· эта модель находится в известной изоляции, противопоставлении «нормальной», обычной жизни, не только окружающей, но и жизни каждого из детей;

· данный «образец» не жизнеспособен в других условиях;

Для коллектива значимыми являются общественное мнение и традиции.

Общественное мнение –это преобладающая оценка,которая дается всреде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

· совершенствовать систему организации совместной коллективной творческой деятельности;

· выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;

· повышать роль органов самоуправления в отряде.

Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.

Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.

Наличие традицийв коллективе отражает уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

К традициям в отряде можно отнести:

· выбор названия и девиза отряда, другой символики;

· проведение отрядных огоньков, сборов;

· будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Установление прочных традиций в отряде способствует развитию отряда как детского коллектива, повышает содержательность его жизни, воспитывает чувство гордости за свой коллектив.

2.2 Социально-психологические механизмы функционирования временного детского коллектива. Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Адаптация – процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил. В условиях временного детского коллектива адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников. Уверенному и безболезненному протеканию процесса адаптации детей к условиям нового коллектива способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения.

Коммуникация – процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов. В условиях временного детского коллектива эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, трудовых десантов, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.

Идентификация– уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом.

Интеграция проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ». Обобщенный показатель интеграции детского коллектива – сплоченность, единство всех членов отряда.

Закономерности групповой эффективности

Во многих ситуациях группа детей способна на то, что ни за какое время не сможет сделать один ребенок. В то же время замечено, что нередко в группе из пяти детей в отдельности способны сделать значительно больше, чем они же совместно. Что лежит в основе таких противоречий? По каким законам происходит рождение коллективной мощи? Чувство локтя или дух соревнования стимулируют индивидуальные усилия, позволяя достигать той продуктивности, которая невозможна в одиночку? А почему в некоторых случаях происходит уменьшение коллективной эффективности? Возможно, подопечные начинают больше надеяться на ровесников или растрачивают часть времени на непродуктивное общение? Эти и другие подобные вопросы стимулировали множество исследований и экспериментов в социальной психологии. Рассмотрим некоторые из подобных вопросов.

Эффект синергии

Эффект синергии проявляется в повышении эффективности протекания когнитивных процессов подопечных при их объединении в группу для решения общей задачи и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов (то есть отвечает требованию 1 + 1 > 2). В отличие от эффекта социальной фасилитации, эффект синергии проявляется в коллективных видах деятельности, направленных на достижение общего, преимущественно когнитивного результата.

В некоторых видах деятельности успешность в групповой работе может существенно превосходить индивидуальную успешность отдельных подопечных. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в плане наблюдательности детей, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные дети» могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект социальной фасилитации

Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению.

Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

· количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

· взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

· значимость окружающих людей для человека;

· степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе

Английский психолог Мак Дугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Эффект Рингельмана

По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

Эффект группомыслия

Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink), или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.

Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма

В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному.

На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

· тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;

· численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

· состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

· ловушка «группомыслия» среди людей;

· сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

· статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;

· наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

· публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Дейвид Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Наши рекомендации