Сущность, современные подходы.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования активной творческой личности, способной жить и творить по «законам красоты», чувствовать и оценивать окружающее, развития вкуса, художественных способностей.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами воспитания (нравственным, умственным, т. д.) Исходные теоретические положения эстетического воспитания: ведущая роль организованного педагогического воздействия, признание непреходящего значения эстетических ценностей (прекрасное, изящное, гармоничное, др.), развитие системы эстетического отношения к миру, эмоционального мировосприятия.
Принципы эстетического воспитания:
1)комплексный подход к воспитанию; 2)связь художественно – эстетической деятельности с жизнью; 3)единство художественного и общего психического развития детей; 4) эстетизация всей детской жизни; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6) полифонизм деятельностных средств; 7) высокохудожественная направленность; 8) связь с национальной культурой, традициями.
Задачи эстетического воспитания:
1) формирование эстетического восприятия (восприятие действительности и искусства). Главное в эстетическом восприятии – формирование эстетического отношения, что проявляется в эмоциональной отзывчивости, сопереживании, проявлении эстетических эмоций и чувств, т. д.
2) формирование способностей к художественному обучению (способности к художественному мировосприятию, художественно – образному отражению окружающей действительности, развитие личностных качеств, позволяющих «войти в образ»).
3)развитие эстетического вкуса, представлений об эстетических ценностях.
4) формирование художественно - творческих способностей (развитие чувства ритма, мелодического, поэтического слуха, цвета, формы, композиции т. д.)
Средства эстетического воспитания: окружающая среда, разные виды деятельности, произведения искусства.
Теоретические подходы к эстетическому воспитанию.
Е. А. Флерина показала прямую связь между обучением и детским творчеством, доказала, что творчество дошкольников не спонтанный, а педагогически обусловленный процесс. Разработала программу обучения детей изобразительной деятельности. Важное место отводила игровым методам и приемам обучения («дождь идет», «пишу письмо», «мотаем клубки», т. д.) Е. А. Флерина большую роль отводила искусству, «искусство показывая ребенку мир во всем его многообразии, обогащает новыми впечатлениями, представлениями».
Н. А. Ветлугина – разработала содержание, методы, формы, музыкального воспитания в детском саду. Выделила этапы развития музыкального творчества у детей (1. развитие чувства, лада, 2. усвоение ладовой структуры, 3. осознание мажора и минора). Н. А. Ветлугина разработала комплекс творческих заданий на занятиях с целью развития детского творчества, а также понятие «самостоятельная музыкальная деятельность» (возникновение художественного замысла, реализация замысла, самоконтроль, выражающийся в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развития деятельности).
Т. С. Комарова – разработала методику обучения изобразительной деятельности, обосновала понятие комплексное занятие, показала важную роль прикладного искусства, музыки в организации занятий рисованием.
Т. Г. Казакова раскрыла понятие «детское творчество», методику его развития на занятиях рисованием. Выделила понятие тематическое занятие, большое место в развитии детского творчества отводила занятию – экскурсии и занятию – беседе о произведениях искусства.
Н. П. Халезова - раскрыла методику обучения детей лепке (виды лепки, методы, приемы обучения, т. д.)
Н. П. Сакулина разработала понятие «художественная деятельность», выделила этапы восприятия предметов, объектов, важное место отводила эстетике быта детского сада.
Современные подходы к эстетическому воспитанию:
1. Эстетическое воспитание уступает место термину эстетическое развитие. Эстетическое развитие – создание условий для проявления универсальной эстетической способности – эстетического мировидения (Т. Алиева). Отсюда, эстетическое развитие заключается не в знаниях, умениях, навыках, скомпанованных в программе, а в уровне эстетического мировидения ребенка. Для этого педагогу важно проектировать условия для развития этой универсальной способности, что связано со знакомством с художественными произведениями, овладением средствами создания эстетических образов, творческим их использованием (Т. Алиева).
2. Своеобразие эстетического оформления дошкольных - образовательных учреждений с учетом целей, задач воспитания, ведущего направления педагогической работы, создание естественных условий для погружения детей в художественную среду.
3. Развитие у детей эстетического вкуса, ценностных представлений об искусстве, эмоционально - ценностного отношения к нему посредством использования музейной педагогики.
4. Эстетическое развитие посредством введения детей в мир культуры, культуроосвоения как творческий процесс (В. Т. Кудрявцев).
Основные понятия: эстетическое воспитание, эстетическое развитие.