Современные методологические подходы.

Хотя налицо значительное разно­образие целей, практических ролей и условий работы агентств и систем клиентов в рам­ках социальной работы и практики социального планирования и организации общин, существует некоторое единообразие в том, как осмысливаются средства достижения целей практической деятельности. Практику социального планирования и организа­ции общин отличает применение разработанного алгоритма решения проблем. В самой общей форме данный алгоритм включает в себя определение и анализ проблемы, разработку плана действий, выполне­ние плана и оценку его результата, причем все эти этапы осуществляются в связке с системой клиентов. На этом отвлеченном уровне различные виды практики не только имеют общую методологическую структуру, но эта структура имеет установку на решение проблем таким же образом, как и традиционное решение конкретных проблем конкретных клиентов или социальных групп. Напомним, что такое традиционное решение состоит из исследования, постановки диагноза и собственно решения.

Причина, в силу которой в разнообразных видах практики социального планирования и организации общин применяется этот методологический подход, состоит в том, что процесс решения проблем содержит ряд этапов, каждый из которых требует выполнения определенных задач. Разные виды практики устанавливают разные связи с системой кли­ентов, когда практический работник может выступать в первую очередь как помощник, воспитатель, руководитель или защитник. Подобным образом относительная важность различных задач также изменяется в соответ­ствии с альтернативными подходами к прак­тике (Г. Брейгер и Г. Спехт, 1973; Р. Перлман и А. Гарин, 1972).

С начала 60-х годов деятельность по со­вершенствованию методологии осуществля­лась в двух формах: 1) концептуальный ана­лиз составных особенностей процесса решения проблемы и 2) эмпирический ана­лиз попыток построить мост через пропасть между теорией и практикой.

Концептуальный анализ.

Процесс концептуального анализа включает разра­ботку и уточнение различных этапов процес­са решения проблемы, возможных способов решения задач, которые должны быть выполнены на каждом этапе. Выделяется от трех до восьми стадий в зависимости от того, насколько тонкую черту между взаимосвя­занными видами деятельности хочет прове­сти аналитик (А. Кан, 1969; Р. Перлман и А. Гарин, 1972, Г. Фримэн и К.Шервуд, 1970).

Теоретики практической работы отмети­ли два основных типа задач, которые нужно выполнять на различных этапах, связанных с социополитическими и техническими осо­бенностями процесса решения проблемы. В работе под редакцией Р. Крэмера и Г. Спехта (1975) отмечено, что технические аспекты этого процесса требуют, чтобы практический работник занимался решением аналитиче­ских задач, а социополитические аспекты требуют выполнения задач взаимодействия.

Аналитические задачи включают сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, уточнение целей, выбор политических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладного социального исследования и анализа политики социаль­ного обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствован­ных специфических приемов для использова­ния в аналитических задачах, например социальное обследование, номинальное группирование для формулирования про­блем, управление посредством целеналожения системы планирования, программирова­ния и составления бюджета (Н. Гилберт и Г. Спехт, 1979). Задачи взаимодействия включают создание структур для общинного планирования и принятия решения, выдви­жение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и об­легчение связей, оговаривание условий и об­мен мнениями между сторонами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы. Главное интеллектуальное и философское течение, связанное с задачами взаимодейст­вия, включает понятия о социальном классе, структуре власти общины, а также расовой и этнической принадлежности. Разработка этих понятий является сравнительно новой областью для американской социальной мысли.

По меньшей мере два типа теоретических работ помогли осветить типы взаимодейст­вия. Первый — перспективное рассмотрение условий практики социального планирова­ния и организации общин, например, в кон­цептуальных трудах Р. Уоррена (1963,1967) о межорганизационной сфере и общине как социальной системе, а также в анализе различных типов социальных систем Р. Майера (1972). Эти труды обращают внимание практических работников на такие элементы в общине, которые должны учитываться при разработке структур принятия решений и об­легчения отношений по переговорам и обме­ну. При помощи системного анализа возмож­но определить компоненты общин и организаций, так же как и взаимодействие и взаимозависимость, которые их объединяют. Второй тип — теоретические перспективные разработки тактики, стратегии и использова­ния ролей. Этот тип представлен разработкой техники вмешательства в труде Г. Спехта (1969) и в проведенном Р. Воланом (1971, 1980) анализе переменных, которые влияют на связь "работник планирования—клиент", объясняют важные проблемы, сопутствую­щие вмешательству, и возможные последст­вия различных альтернатив.

Хотя был достигнут значительный про­гресс в освещении диапазона альтернатив в решении аналитических задач и задач взаи­модействия, главным теоретическим вопро­сом для практики социального планирования и организации общин остается различие ак­центов на технические и социополитические аспекты процесса решения проблемы (под ред.Н. Гилберта и Г. Спехта, 1977). Крайно­сти данной альтернативы представлены кон­курирующими представлениями о характере и процессе решения проблемы. Эти концеп­ции известны как подход рационального при­нятия решений и "несвязанный инкрементализм". Подход смешанного просмотра, предлагаемый А. Этциони (1967), представ­ляет среднюю позицию между этими крайно­стями, но вопрос наилучшим образом осве­щается путем исследования двух противоположностей.

При рациональном подходе к принятию решений метод решения проблем понимается как упорядоченное, логическое продвижение от диагноза к действию, основанное на анализе относящихся к делу фактов, теорий и ценностей. При помощи технических про­цедур определяются проблемы, взвешивают­ся альтернативные решения, разрабатывают­ся программы и оценивается их эффективность. Таким образом может быть, вероятно, найдено правильное или "наилуч­шее" решение.

В отличие от рационального подхода к принятию решений, "несвязанный инкрементализм" не рассматривает решение про­блемы как процесс глубинного анализа при­чинно-следственных связей, характерных для широкого спектра вариантов политиче­ского выбора. Как изложено в классическом описании "доведения дела до конца кое-как" (К. Линдблум, 1959), инкрементальный под­ход нацелен на достижение небольших успехов в решении проблем путем последователь­ных ограниченных сравнений между тем, "что есть" (существующего положения), и тем, "что приемлемо или выполнимо посред­ством изменения". Значение технических аспектов планирования "лучших" программ­ных решений преуменьшается в пользу социополитического поведения, которое ищет соответствия по интересам. С этой позиции задачи взаимодействия, такие, как проведе­ние переговоров, обмен, поиски компромисса и выработка согласия, предстают как доми­нирующие особенности процесса решения проблемы.

Признавая, что и рациональный и инкре­ментальный подходы к принятию решений являются полезными, практические работни­ки постоянно сталкиваются с необходимо­стью выбора одного из них. Одним из основа­ний для выбора является рассмотрение типов проблем, с которыми пришлось столкнуться. Т. Картрайт (1973) разработал типологию проблем, основанную на ряде переменных в определении проблемы и той точности, с ко­торой эти переменные могут быть установле­ны. На одном конце континуума находятся "простые" проблемы, которые могут быть ре­шены исходя из рационального подхода к принятию решений. На другом конце распо­лагаются "сложные" проблемы, которые бо­лее соответствуют инкрементализму. Соглас­но этой точке зрения, равновесие между аналитическими задачами и задачами взаи­модействия, которые должен решить работ­ник социального планирования и общинной организации, понимается как состояние ди­намического приспособления, когда акцент в работе смещается в соответствии с особенно­стями возникшей проблемы и тем, как она определена. Степень применения работника­ми планирования рационального и инкрементального подходов для решения проблем также связана с построением планирующих структур общины, в особенности с тем, в ка­кой мере принимают участие в планировании группы по интересам.

Эмпирический анализ.

Практика социального планирования и организации общин выиграла также в последние годы от многочисленных эмпирических исследований, связанных с выполнением важных задач по решению проблем. Социологи, политологи и исследователи, связанные с социальной работой, провели исследования отношений между клиентами и практическими работниками, степени участия клиентов, качества выполнения социальными работниками своей роли, организационных изменений, определения проблем, распределения власти в общине, подходов к принятию решений, координации услуг и оценок программ. Соглас­но Дж. Ротман (1974), в период с 1964 по I 1970 г. были опубликованы отчеты о результатах почти тысячи исследований, связанных с данными проблемами. Сильный импульс для этих исследований дало федеральное правительство, которое пыталось оценить влияние поддерживаемых им программ социального действия в общинах. Программы "Война с бедностью", образцовых городов, проекты интеграции услуг Министерства здравоохранения и социального обеспечения США, а также общинные программы по вопросам душевного здоровья обслуживали те социальные сферы, в которых проводились эмпирические исследования, связанные с практической работой по социальному планированию и организации общин.

Эти исследования анализируют в основном состояние дел в организациях, структуры власти в общинах и программы планирования в одной или нескольких общинах. В общих чертах эти исследования дают хорошее представление о динамике практической работы, показывают активность населения. В некоторых исследованиях намечены практические выводы на основе полученных данных (например, Н. Гилберт, Г. Спехт и Д. Линдеман, 1981). Данные, полученные Гилбертом и соавторами, поднимают вопрос о желатель­ности годичных циклов планирования, осо­бенно в те периоды, когды финансы не увели­чиваются. Они предполагают, что двух- или трехгодичные циклы планирования могут не­сколько ослабить действенность программ. Однако основная польза от эмпирических ис­следований заключается в совершенствова­нии практической базы знаний, доведении ее до высокого уровня абстрактности, формиро­вании эмпирических моделей, что является серьезным вкладом в практическую работу.

По-прежнему невелико количество эм­пирических исследований, имеющих при­кладное значение. Но их количество растет. В настоящее время кодификация и апробиро­вание принципов практической работы нахо­дятся в зачаточном состоянии. Однако по мере накопления эмпирических данных предпринимались попытки объединить эти знания в единое целое. Например, Дж. Рот­ман, Дж. Эрлих и Дж. Тереза (1979) пред­принимали систематические попытки пре­вратить эмпирические данные по таким аспектам практики, как исполнение роли и организационные изменения, в специфиче­ское руководство к действию, которое выдер­жало испытание практикой и было усовер­шенствовано.

Процесс решения данной проблемы включает борьбу мнений различных слоев об­щины в отношении ценностей — мнений о том, какие проблемы стоит исследовать и ка­кие результаты заслуживают обсуждения. Сторонники соперничающих аспектов соци­ального планирования и организации общин продолжают избегать стабильного примене­ния научного метода и технических решений, поэтому они являются источником напря­женности, но в то же время вносят ту ожив­ленность, которая является характерной чер­той практики.

Образование.

Начиная с 1964 г. подготовку практиче­ских работников социального планирования и организации общин на факультетах соци­альной работы, пожалуй, лучше всего харак­теризуют три черты: разнообразие, количест­венный рост и усиление значимости технического мастерства. То разнообразие, которое отличает программы образования в практической социальной работе, стимулировалось огромным общественным возбужде­нием и изменениями, вызвавшими подъем профессиональной социальной работы в 60-е годы.

Профессиональная ориентация на прак­тическую деятельность испытала сильное влияние трех обстоятельств: движения за гражданские права, которое было частью все­общего стремления к прогрессивным измене­ниям в общественных отношениях, развития государственных программ, таких, как "Вой­на с бедностью" и образцовых городов, а так­же обеспокоенности в 70-е годы проблемой институционального неравенства.

Школы социальной работы отреагирова­ли на это экспериментированием и преобра­зованием учебных планов с учетом этих об­стоятельств. Многие программы подготовки, основанные на традиционном триединстве: "работа по решению конкретных проблем конкретных людей — групповая работа — организация общин", уступили место новым моделям; по-новому формировались учебные планы; в некоторых из них придавалось осо­бое значение подготовке специалистов широ­кого профиля, сведущих во всех трех методах. Другие программы были сфокусированы на подготовке по прямым и непрямым типам ус­луг или клиническому направлению и на­правлению социальных изменений. Программы подготовки по социальному планированию и организации общин числят­ся в различных разделах, таких, как "Органи­зация, планирование и управление", "Плани­рование в общинах", "Социальная политика и обслуживание общин". Увеличение коли­чества программ частично отразило резкое увеличение за этот период общего количества учащихся, факультетов социальной работы на аспирантском уровне (Ф. Левенберг (ред.), 1967,1970).

Таким образом, с середины 60-х до сере­дины 70-х годов произошло много качествен­ных изменений в подготовке работников со­циального планирования и организации общин. Объединение социологических тео­рий позволило выдвинуть соответствующие предложения по курсовому материалу, свя­занному с вопросами практики. В процессе преподавания политики социального обеспе­чения выработался более аналитический под­ход к обучению, дающий возможность изу­чать основные элементы программы, а не предлагать ряд программных описаний. А курсы, связанные с экономикой социального обеспечения, все чаще становятся частью учебного плана по социальному планирова­нию и организации общин. Значительным со­бытием стало внедрение во многие програм­мы изучения компьютерной технологии и продвинутых исследовательских методов. Всеобщей тенденцией стало обращение к аналитическим способам решения проблем. По-видимому, эта тенденция заостряет внимание на подготовке к решению задач на вза­имодействие, включая динамику группы и межличностные отношения, которые тради­ционно характеризовали процесс обучения социальному планированию и организации общин. Однако с 1979 г. начали терять свое значение программы высшей школы, стал уменьшаться и списочный состав учащихся. (В 1979 г. насчитывалось свыше 17 тыс. обучающихся на степень магистра, а в 1983 г. — менее 15 тыс. (А. Рубин, 1980, 1984). Более того, произошло пропорционально большее снижение количества обучающихся социальному планированию и организации общин: 340 (4,2% всех учащихся) в 1979 г. по срав­нению со 163 (2,6% от всех учащихся) в 1983 г.

Существует несколько вариантов объяс­нения этих изменений. Еще в конце 70-х го­дов, когда у власти находилась администра­ция Дж. Картера, начала уменьшаться правительственная поддержка программ со­циальной работы и социального обеспечения, а также образовательных программ в сфере социальной работы. В 80-е годы, в период администрации Р. Рейгана, этот процесс приобрел ускоряющийся темп. Были упразд­нены многие федеральные программы, кото­рые поддерживали виды деятельности по ор­ганизации и планированию, например управление услугами в общинах. Многих по­тенциальных студентов, конечно, отпугнуло сокращение поддержки образовательных программ по социальной работе, а также мне­ние, что в социальной работе нет перспектив­ных возможностей получения профессий, ибо их престижность падает. Вдобавок кон­сервативное в целом настроение американ­ского общества в 80-е годы привело к тому, что все меньшее число студентов обращается к программам обучения, главными проблема­ми которых являются общинное действие, об­щественное изменение и социальная спра­ведливость.

Наши рекомендации