II. Воспитание и развитие личности в дошкольном возрасте.
1.Социализация личности дошкольников: понятия, теоретические основы.
2.. Теоретические основы проблемы общения и взаимоотношений в дошкольном
возрасте.
3. Познавательное развитие дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.
4. Сенсорное воспитание дошкольников: понятие, теоретические и методические
подходы.
5.Нравственное воспитание дошкольников: понятие, характеристика, современные
подходы.
6.Половое воспитание детей: понятие, теоретические и методические подходы.
7.Культура поведения дошкольников: понятие, теоретические и методические
подходы.
8.Эстетическое воспитание дошкольников: понятие,сущность, современные
подходы.
9.Детское творчество: понятие, проблема развития в дошкольном
образовательном учреждении.
10.Труд дошкольников как деятельность и как средство воспитания.
11.Педагогические основы формирования у дошкольников ценностного
отношения окружающему миру.
12.Эмоциональное развитие дошкольников в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения.
13. Понятие "самостоятельная деятельность " и структура
умения ее организовывать у старших дошкольников.
14.Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность
у старших дошкольников.
Социализация личности дошкольников: понятия, теоретические
Основы.
Социализация, в широком смысле, это процесс усвоения человеком на протяжении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В дошкольном возрасте социализация имеет возрастные границы развития.
Факторы социализации – это обстоятельства, побуждающие человека к активности, проявлению действий. А. В. Мудрик выделяет 3 фактора социализации:
1) макрофакторы (планета, государство, мир, общество);
2) мезофакторы (этнос, место, поколения, село, город и т. д.);
3) микрофакторы (семья, ДОУ, школа, класс, кружок, т. д.).
Основными компонентами социального развития личности являются: когнитивный эмоциональный, мотивационный и поведенческий. Содержание процесса социализации включает три сферы: деятельность, общение и самосознание личности (Г. М. Андреева). Воспитание – часть социализации, инструмент ускорения, его корректировки, которое строится на основе общих принципов: гуманизма; культуросообразности; непрерывности.
Механизмами социализации являются (Р. С. Немов, Н. Н. Поддъяков,
Смелзер):
– имитация - стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
– идентификация – отождествление себя с другим, переживание эмоциональных состояний другого как своих собственных , др;
– стыд - переживание разоблачения, связанное с реакцией других людей;
– чувство вины - переживания разоблачения, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей;
– экспериментирование - осознанная или неосознанная «апробация» на взрослых или сверстниках различных форм поведения в поисках наиболее приемлемых вариантов. Н. Н. Поддъяков выделил следующие формы социального экспериментирования: а) поисковое изменение социальной ситуации с целью снятия или обострения конфликта; б) выявление ребенком особенностей личности другого человека; в) выявление своих возможностей (интеллектуальных, личностных, т. п.).
Первым научным подходом к проблеме приобщения ребенка к миру людей была книга Я. А. Каменского «Мир чувственных вещей в картинках», где прослеживался принцип энциклопедичности в отборе знаний о социальном мире. Другой тенденцией явились взгляды Ф. Фребеля и М. Монтессори, которые показали важное значение органов чувств и выделили сенсорику как основу познания мира. С позиции приобщения детей к русскому образу жизни подходил к социализации личности К. Д. Ушинский. Он считал, что ребенок, родившийся у определенного народа, должен впитывать в себя дух этого народа, стать его частью через познание культуры, быта, языка.
В работах А. П. Усовой раскрывается такое качество личности как общественность и выделяются этапы его развития в игровой деятельности (индивидуальные игры, игры рядом и совместные игры). С. А. Козлова выделила особенности социализации дошкольников:
В естественных условиях | В условиях образовательного учреждения (ДОУ) |
На первом месте | |
Рукотворный мир, требующий определенных знаний, умений для того, чтобы использовать предметы по назначению. | речь – поскольку педагогические воздействия начинаются с речи. |
На втором месте | |
Совместная деятельность – помощь взрослых, показ способов действий. | рукотворный мир – для дошкольников ведущим принципом обучения является принцип наглядности. |
На третьем месте | |
Речь – объяснение, указание, вопросы и т. д. | Совместная деятельность – используется в разные режимные моменты, а также как блок педагогического процесса. |
В 80-е годы вводится понятие социальная активность (М. М. Алексеева, В. И. Яшина, другие), что включает в себя освоение общественно-исторического опыта; бережное отношение к результатам труда взрослых; бескорыстную помощь, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. В 90-е годы проблема социализации рассматривалась в аспекте реализации принципа гуманизма (Р. С. Буре, Е. Э. Шишлова, др.)
Задачи приобщения детей к социальному миру включают в себя:
- формирование знаний о социальных явлениях;
- формирование способов жизни среди людей;
- развитие системы отношений к социальному миру;
- развитие эмпатии, альтруизма, социально значимой мотивации;
- качеств личности (внимательность, отзывчивость, вежливость, другие).
Основные понятия: социализация, социальное развитие, факторы социализации, механизмы социализации.