Развитие личности в дошкольном возрасте.

Возникают первые морально- этические инстанции, а на их основе моральная оценка, эмоциональное отношение к людям.

Возникает произвольное поведение, а на этой основе новое отношение к себе, к своим возможностям

Понятие личность по разному трактуется разными психологами.

Л.И. Божович: личностью можно назвать только такого человека, который достиг определенного уровня психического развития, у которого уже сложились собственные взгляды на окружающее и определенный уровень самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть только вполне сложившейся и воспитанный человек. Но ведь не каждый даже взрослый человек обладает системой собственных взглядов, своими собственными убеждениями, высоким уровнем психического развития.

На протяжении дошкольного возраста идет:

Возникновение и развитие соподчинения мотивов.

Усвоение этических норм.

Развитие произвольного поведения

Формирование личного сознания.

Соподчинение мотивов развивается в двух направлениях:

формирование самого механизма соподчинения мотивов

усвоение ребенком новых, более высоких мотивов деятельности.

По данным Н.М. Матюшиной уже младшие дошкольники от 3 до 5 лет легко справляются с выбором одного предмета из нескольких. Дети могут обосновать свой выбор. Для выяснения возможностей сдерживать свои непосредственные побуждения Н.М. Матюшина предлагает детям задачу, в которой непосредственные желания должны сдерживаться под влиянием различных ограничительных мотивов. (Ребенок должен был не смотреть на привлекательный предмет).

Различные мотивы.

Запрет взрослого

Получение поощрения, награды.

Наказание в виде исключения из игры

4.Собственное обещание ребенка. СМ . таблицу

Характеристика содержащихся мотивов 3- 5 лет 5- 7 лет
Запрет взрослого Поощрение –награда Наказание – исключение Собственное слово 46,7%   66,7%   60%   46,7   67%   100%   80%   80%

Старшие гораздо легче сдерживают свои непосредственные побуждения, чем младшие. Вне контроля коллектива и взрослого половина старших детей не сдерживала своих непосредственных побуждений. На основании своих наблюдений Н. М. Матюшина приходит к заключению, что у детей 3-5 лет мотив поощрения и взыскания являются наиболее сильными.

У детей 5- 7 лет отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными. Большую роль играют мотивы рассудочного характера. Самообладание, подавление непосредственных желаний хотя и является еще трудным, но становится вполне возможным. В борьбе с другими побуждениями мотивы морального характера выступают отчетливо. Большую роль в старшем дошкольном возрасте начинают играть мотивы самолюбия, соперничества, соревнования.

Исследования А.Н. Голубевой показывают, что младшие дети еще не могут руководствоваться в своей деятельности интересами коллектива, для них основное значение имеет личный выигрыш, у значительной части детей средней группы интересы коллектива уже выступают как побудительный мотив, у старших эти мотивы становятся еще более эффективными. Все дети действуют не ради личного интереса, а ради обеспечения успеха всей команде. У Голубевой есть данные о влиянии успеха и неуспеха на проявление настойчивости.

У младших детей не оказывает влияния на преодоление трудностей и проявление настойчивости. В средней группе оценивают успех и неуспех своей деятельности и переживают их. Неуспех, поражение влияют на них отрицательно, не стимулируют продолжения деятельности, успех. Удача влияют положительно. У старших детей успех продолжает оставаться хорошим стимулом к преодолению трудностей, наряду с этим у части детей и неуспех оказывает стимулирующее действие. Новым в поведении детей старшего дошкольного возраста является сознание того, что отступление перед трудностями характеризует их с отрицательной стороны. Можно предположить, что это связано с появлением в этом возрасте самооценки, как мотива поведения.

В зависимости от конкретных условий воспитания и отношений. Складывающихся у ребенка со взрослыми, на первый план могут выступать одни или другие мотивы.

непосредственного интереса к содержанию деятельности 2. Мотивы общественного значения, 3. Мотивы самооценки.

Вывод: в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мотивационной сферы ребенка. Возникают новые виды деятельности и новые мотивы, происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг к другу, возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений воздействовать на ситуацию, изменить ее так, чтобы удовлетворить свои потребности и желания.

Освоение первичных этических норм ребенком - дошкольником.

Ребенок в дошкольном возрасте начинает усваивать первые этические оценки на основании которых происходит разделение детьми всех поступков на хорошие и плохие. (Возможность усвоения подметил В. Маяковский в стихотворении "Что такое хорошо и что такое плохо"). Первоначальная этическая оценка формируется в дошкольном возрасте при восприятии героев художественной литературы. Выделяют положительных героев и безоговорочно принимают их позиции.

Младшие дошкольники недостаточно осознают основания своего отношения к героям произведения, а просто оценивают как хороших или плохих, старшие аргументируют свои оценки, указывая на общественное значение того или иного поступка. Это связано с развитием у детей внутреннего сопереживания и содействия героям литературных произведений. У младших дошкольников нет расчленения общего эмоционального отношения и моральной оценки (он поступает хорошо, потому что он хороший). Иногда бывает не совпадение между оценкой поступка и эмоциональным отношением. (Хорошо поступил медведь? Плохо. Почему плохо? Потому что раздавил теремок. Тебе медведь нравится или нет? Нравится, я мишек люблю.)

В 4-5 лет формируются моральные понятия "хорошо" и "плохо". Оценка опирается на проникновение во взаимоотношения сказочных героев, то есть рассматривается и в отношении на кого он направлен.

На формирование личности влияет:

1.Отношения с родителями.

а. Непроизвольная компенсация своих переживаний (страх, одиночество, нервные срывы) в виде крика с физическими наказаниями, бесчисленными замечаниями, мнительность, чрезмерная принципиальность.

б. Неосознанная проекция личностных проблем на детей (обвинения их в том, что присуще им самим – вредный характер, в отношениях нет доброты).

2.

а. Непонимание личностного своеобразия развития детей.

Пр. Считают их упрямыми, а это лишь сохранение собственного достоинства, или думают, что он не хочет, а он не может.

б. Неприятие детей. Нежелание иметь детей вообще или « преждевременное его появление, а также несоответствие пола».

в. Неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера.

г. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.

д. Негибкость родителей.

е. Неравномерность отношений.

ж. Непоследовательность в обращении с детьми.

з. Несогласованность.

Задачи развития:

Половая идентификация.

Начальное моральное развитие.

Конкретные мыслительные операции.

Групповые игры.

Ресурсы развития: подходящая модель, объяснение набора правил, согласованность правил поведения, внутригрупповые отношения сверстников.

Готовность к школе.

Содержание психологической готовности не произвольно, а определяется той системой требований, которые предъявляет к ребенку школа.

Следует выделить составные компоненты готовности к школе:

Интеллектуальная

Эмоциональная

Социальная

Интеллектуальная сфера- дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способствовать воспроизводства образа), ослабление роли фантазии, логическое запоминание, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания символов, развитие тонких движений руки и зрительно двигательная координация.

Интеллектуальная готовность к учению заключается не только и не столько в численном запасе представлений, навыков и умений, сколько, и это главное, в общем, уровне развития познавательной деятельности.

Быть интеллектуально готовым к школьному обучению значит иметь дифферинцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом и синтезом, умением делать самостоятельные выводы. Чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной сфере необходимо развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

Эмоциональная сфера- достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и развитие учебной мотивации.

Под социальной зрелостью- понимается потребность ребенка общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.

Навыки необходимые ребенку при поступлении в школу.

Внимательно слушает воспитателя и первого раза выполняет все его указания.

При вопросе и ответе поднимает руку.

Выполняет задание до конца.

Работает по плану, предложенному воспитателем.

Начинает и заканчивает задание со всеми детьми.

Не мешает товарищам.

Работает самостоятельно.

Доброжелательно относится к товарищам.

Характеристика возраста.

Возросшие познавательные возможности ребенка, активное стремление к приобретению знаний.

Появление ориентации на социальные требования.

Высокая сензитивность к воспитывающим факторам окружающей среды и педагогическим воздействиям.

НО:

Мышление носит образный, конкретный характер.

Неустойчивы процессы возбуждения и торможения.

Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Внимание недлительно.

Недостаточно социально- нравственного и познавательного опыта.

Преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности.

Стремление к игровой деятельности.

Следовательно: "Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни"

Наши рекомендации