Учитель сообщает о связи между явлениями и иллюстрирует их наличие показом.
В этих случаях при использовании одних и тех же пособий принципиально неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и третьем случаях они приобретают знания путем собст-венной мыслительной и практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом случаях они получа-ют знания в готовом виде от учителя, и их деятельность выража-ется в основном в запоминании и понимании сообщаемых им зна-ний Занков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. - М , I960.,С. 234.
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем актив-ной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и ак-тивности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь»Ушинский К.Д. Сочинения: В 11 т. - М.,1950. - Т.10.- С.509..
Современные исследователи проблем активизации учебно-воспитательного процесса рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения ре-комендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся.Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.1982.- С.52-62.
Реализации требований этого принципа способствует соблю-дение следующих правил:
всё, что дети могут усвоить сами, они должны усваивать са-мостоятельно;
учитель должен возможно шире использовать методы проблемного обучения;
при решении педагогических задач нужно побуждать детей
делать сравнения, сопоставлять новое с известным;
следует использовать увлекательные факты из истории науки,
жизни ученых и общественных деятелей;
необходимо привлекать внимание учащихся к практической
деятельности по применению знаний в различных ситуациях;
раскрывать связи между учебными проблемами и проблема-ми настоящей науки;
развивать внутренние стимулы активности (потребность в
знаниях, интерес к ним, чувство ответственности, долга),
само обучение вести энергично, поддерживая оптимизм учащихся и уверенность в успехе;
-создавать и поддерживать необходимые гигиенические, психологические и социальные условия для обеспечения активной творческой деятельности учащихся.
Л.В.Занков сформулировал пять положений, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении:
обучение должно вестись на высоком уровне трудности;
ведущая роль в обучении должна принадлежать теоретическим знаниям;
Изучение материала необходимо вести быстрым темпом,
Уча-щиеся должны осознавать сам процесс учения
необходимо вес-ти целенаправленную и систематическую работу над общим раз-витием всех учащихся, в том числе и наиболее слабыхОбучение и развитие/ Под редакцией Л.В.Занкова. - М.,1975.- С.49-55..
Усваивая знания, ученик должен ни только знако-миться с областью их применения, но и вырабатывать умения и на-выки их использования в различных сферах собственной жизни.
Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью (принцип связи с жизнью, воспитании и труде).
«Ре-ализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущает-ся ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение» (Щукина Г.И. Педагогика школы. - М„ 1977. - Сг 17).
В педагогическом процессе практика или предшествует изуче-нию теоретических положений, или осуществляется после изуче-ния теории для подтверждения истинности полученных знаний и их квалифицированного использования. В некоторых случаях практика является непосредственной целью для воспитанников (учащихся): овладение речью, письмом, рисование, черчение, вы-работка учений на занятиях трудового обучения и др.
Правила реализации требований этого принципа:
опираться в обучении и воспитании на имеющийся у воспитанников практический опыт;
показывать как можно шире области применения теоретиче-ских знаний в жизни;
вырабатывать умения и навыки использования знаний в жизни;
привлекать учащихся к участию в интеллектуальном, физиче-ском, духовном труде;