Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями

Тема 9.1 Методы изучения связи между явлениями

Студент должен:

иметь представление:

— о факторных и результативных признаках в статистике;

— о функциональной связи и стохастической зависимости;

— о количественных критериях оценки тесноты связи.

Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связи. Линейные и нелинейные связи.

Методические рекомендации

Одной из задач статистики является изучение воздействия различных факторов на развитие того или иного явления и выявления тесноты взаимодействия процессов и явлений, а также установление закономерности их развития.

Формы проявления взаимосвязей различны. В статистике различают функциональную и стохастическую зависимости.

Функциональная зависимость выражается формулой: у = f (х),

где х и у – значения факторного и результативного признаков;

Например, если мы хотим исследовать изменение производительности труда на предприятии (результативный признак), то должны учесть и определить влияние стажа работы рабочих (факторного признака) на производительность труда.

Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, средний при большом числе наблюдений,, то такая зависимость называется стохастической. Частным случаем стохастической связи является корреляционная связь.

Пример. Рассмотрим расчет влияния факторов (численности работников и средней зарплаты) на результативный признак (фонд зарплаты) (табл.18).

Таблица 18

Показатели 2000 г. 2001 г. Отклонение (+,-) Показатель динамики (%)
Фонд оплаты труда (тыс.руб) Численность работников (чел.) Ср.мес. оплата (руб.) 2077,21 2269,8 2088,13 +9,8 -1 +10,92 100,4 99,9 100,5

Решение. Общий прирост Фонда заработной платы (F) работников составил:

Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями - student2.ru

2269,8 – 2260 = 9,8 тыс.руб.

в том числе:

за счет изменения численности: Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями - student2.ru Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями - student2.ru = 2077,21(1087-1088) = -2,1 тыс.руб.;

за счет изменения средней заработной платы: Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями - student2.ru

Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями - student2.ru = 1088(2088,13 – 2077,21) = 11880,96 руб. или 11,9 тыс.руб.

Таким образом, фонд заработной платы работников в 2001 году увеличился на 9,8 тыс.руб по сравнению с 2000 годом. В основном такое уменьшение произошло не за счет увеличения средней заработной платы, а за счет уменьшения численности на одного человека, произошло снижение фонда заработной платы на 2,1 тыс.руб.

В данном случае на результативный признак (F) оказывают влияние два факторных признака (Т, f). Очень часто приходится иметь дело с тремя и более факторами влияния.

[2, 7, 8]

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды взаимосвязей вы знаете?

2. Что называется функциональной зависимостью?

3. Что означает стохастическая связь?

4. Чем отличается факторный признак от результативного?

Наши рекомендации