Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями

1 Стохастико - детерминированный характер социально-экономических явлений и связи между ними. 2 Статистические методы моделирования связи 3 Непараметрические методы Изучение статистической связи. Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг — важнейшая функция работников коммерческих служб: менеджеров, коммерсантов, экономистов. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействия спроса и предложения, влияние объема и состава предложения товаров на объем и структуру товарооборота, формирование товарных запасов, издержек обращения, прибыли и других качественных показателей имеет первостепенное значение для прогнозирования конъюнктуры рынка, рациональной организации торговых процессов и решения многих вопросов успешного ведения бизнеса. Статистика призвана изучать коммерческую деятельность с количественной стороны. Это осуществляется с помощью соответствующих приемов и методов статистики и математики. Статистические показатели коммерческой деятельности могут состоять между собой в следующих основных видах связи: балансовой, компонентной, факторной и др. Балансовая связь — характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием. Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru — остаток товаров на начало отчетного периода; Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru — поступление товаров за период; Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru — выбытие товаров в изучаемом периоде; Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru — остаток товаров на конец отчетного периода. Левая часть формулы характеризует предложение товаров Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru , а правая часть — использование товарных ресурсов Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru . Компонентные связи показателей коммерческой деятельности характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители: Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru В статистике коммерческой деятельности компонентные связи используются в индексном методе. Например, индекс товарооборота в фактических ценах Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru представляет произведение двух компонентов — индекса товарооборота в сопоставимых ценах Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru и индекса цен Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru , т.е. Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru . Важное значение компонентной связи состоит в том, что она позволяет определять величину одного из неизвестных компонентов: Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru или Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Факторные связи характеризуются тем, что они проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При этом одни показатели выступают как факторные, а другие — как результативные. Факторные связи могут рассматриваться как функциональные и корреляционные. При функциональной связи изменение результативного признака Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru всецело зависит от изменения факторного признака Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru : Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru При корреляционной связи изменение результативного признака Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru не всецело зависит от факторного признака Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru , а лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru : Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru . Примером корреляционной связи показателей коммерческой деятельности является зависимость сумм издержек обращения от объема товарооборота. В этой связи, помимо факторного признака — объема товарооборота Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru , на результативный признак (сумму издержек обращения Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru ) влияют и другие факторы, в том числе и не учтенные Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru . Поэтому корреляционные связи не являются полными (тесными) зависимостями. Характерной особенностью корреляционных связей является то, что они проявляются не в единичных случаях, а в массе. При статистическом изучении корреляционной связи показателей коммерческой деятельности перед статистикой ставятся следующие основные задачи: 1) проверка положений экономической теории о возможности связи между изучаемыми показателями и придание выявленной связи аналитической формы зависимости; 2) установление количественных оценок тесноты связи, характеризующих силу влияния факторных признаков на результативные. Для того, чтобы установить, есть ли зависимость между величинами, используются многообразные статистические методы, позволяющие определить, во-первых — какие связи; во-вторых — тесноту связи (в одном случае она сильная, устойчивая, в другом — слабая); в-третьих — форму связи (т.е. формулу, связывающую величину Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru и Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru ). В процессе изучения связи надо учитывать, что мы используем математический аппарат, но всегда надо иметь теоретические обоснования той связи, которую пытаются показать. Переходим к методам изучения статистической связи. Наиболее простой способ иллюстрации зависимости между двумя величинами — построение таблиц, показывающих, как при изменении одной величины меняется другая. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо использовать специальные статистические методы. Среди них есть очень простые и менее точные, более сложные и более точные. Но все они имеют один и тот же смысл. Один из простых показателей тесноты корреляционной зависимости — показатель корреляции рангов. Разберем порядок вычисления этого показателя на примере. Изучается товарооборот и суммы издержек обращения по ряду магазинов (в тыс. руб.). Данные представлены таблицей 1.  
№ магазина Товарооборот Издержки обращения


Из таблицы видно, что с ростом товарооборота растут и издержки обращения.

График еще раз это подтверждает.

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Но в ряде случаев увеличение товарооборота ведет и к уменьшению издержек обращения, поскольку, помимо двух названных величин, в реальном процессе торговли участвуют и другие факторы, которые в рассмотрение не включены и носят случайный характер. Рассмотрим критерий тесноты связи, названный показателем корреляции рангов. От величин абсолютных перейдем к рангам по такому правилу: самое меньшее значение — ранг 1, затем 2 и т.д. Если встречаются одинаковые значения, то каждое из них заменяется средним. Итак:

Товарооборот Издержки
7,5
7,5

Построим разности между рангами и возведем их в квадрат.

1. Если ранги совпадают, то ясно, что сумма их квадратов равна 0.

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Связь полная, прямая.

2. Ранги образуют обратную последовательность

1 10

2 9 В этом случае Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

3 8

. . Связь полная, обратная.

. .

. .

10 1

3. Среднее значение из двух крайних означает полное отсутствие связи:

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

4. Показатель корреляции рангов:

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Показатель показывает, как отличается полученная при наблюдении сумма

квадратов разностей между рангами от случая отсутствия связи.

Проанализируем показатель корреляции рангов.

1. Связь полная и прямая, Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru и Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

2. Связь полная и обратная, Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru и Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

3. Все остальные значения лежат между -1 и +1.

Построим показатель корреляции рангов для нашего примера:

Товарооборот (ранг) Издержки (ранг) Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru
-3
-2
7,5 -0,5 0,25
7,5 0,5 0,25
      Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Полученный показатель свидетельствует о достаточно тесной связи между

товарооборотом и издержками.

Для определения тесноты корреляционной связи применяется коэффициент корреляции.

Коэффициент корреляции изменяется от -1 до +1 и показывает тесноту и

направление корреляционной связи.

Если отклонения по Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru и по Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru от среднего

совпадают и по знаку, и по величине, то это полная прямая связь, то Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

=+1.

Если полная обратная связь, то Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru =-1.

Если связь отсутствует, то Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru =0.

Наиболее удобной формулой для расчета коэффициента корреляции является:

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru (1)

Коэффициент корреляции можно рассчитать и по другой формуле:

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru (2), где

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru и Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Пример.

Товаро- борот(х) Издержки обращения (у) Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru
Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Все необходимые данные для определения коэффициента корреляции есть в

таблице, их лишь остается подставить в необходимую формулу.

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

В ряде случаев возникает необходимость установления статистической связи между признаками, не имеющими количественного выражения.

Пример.

На предприятии работает группа станков. В силу организационно-технических причин, периодически возникают простои. Было проведено 133 наблюдения за работой станков на протяжении дня , при этом в 59 случаях были отмечены простои, соответственно в 74 случаях их не было. После рационализаторского предложения, направленного на уменьшение простоев, вновь было проведено наблюдение, но уже за 66 станками. При этом в 27 случаях были отмечены простои, в 39 — нет. В данном случае сопоставляются два признака, причем альтернативных.

1 признак — наличие или отсутствие рационального предложения;

2 признак — наличие или отсутствие простоев.

Ни тот, ни другой признак нельзя выразить числено. Поэтому введем следующие обозначения.

Первый признак (х): — наличие рационального предложения (1), отсутствие — (0).

Второй признак (у): — отсутствие простоев (1), наличие простоев (0).

Наши наблюдения представим таблицей:

 
Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru y x  

Для центральной части таблицы введем специальные обозначения

c d
a b

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru коэффициент

корреляции (коэффициент ассоциации). Он так же меняется от -1 до +1 и для нашего примера равен:

Занятие 24. Методы изучения связи между явлениями - student2.ru

Очень маленький коэффициент. Показывает, что связь между рациональным предложением и уменьшением числа простоев очень мала. Конечно, простои уменьшились, но не на столько эффективно, как бы этого хотелось.

   

Наши рекомендации