Педагогика как наука, ее задачи и предмет исследования
Педагогика как наука, ее задачи и предмет исследования
Педагогика – от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Это одна из наук о человеке, изучающая целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:
– человек;
– личность и общество;
– воспитание, образование, обучение;
– идеалы воспитания.
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательные и культурно-воспитательные учреждения).
Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых пе-дагогической наукой.
Постоянные задачи:
– Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
– Задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика.
– Задача прогнозирования образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.
– Задача внедрения результатов исследований в практику. Авторы научных разработок в области образования и воспитания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные последствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стоимость работы и обратную связь с пользователем для авторского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.
Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности.
Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: гуманистические.
По основному фактору развитая: комплексная: био-, социои психогенные
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.
По ориентации на личностные структуры: информационная, 1)ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная +дидактоцентрическая, проникающие.
По типу управления: система «репетитор».
По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.
По подходу к ребенку: гуманно-личностные.
По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие
По направлению модернизации: альтернативные.
По категории обучаемых: все категории.
Акцент целей
• Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
• Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
• Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
• Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
• Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества Концепции индивидуализации обучения Гипотез
Дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.
2. Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Цели дифференцированного обучения в школе:
1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
4. решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Позволяет решить следующие задачи:
1. предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
2. развить способности и интересы учащихся;
3. повысить качество знаний;
4. более рационально использовать учебное время каждого;
5. вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.
Термин «portfolio» был заимствован педагогикой из политики и бизнеса.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио – это сравнительно новая форма оценки и контроля достижений учащихся, его характеристика доказывает прогресс в обучении, исходя из результатов учеников, продуктов учебно-познавательной деятельности, включая самооценку Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются: повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»; раскрытие личных способностей каждого школьника; постановка правильных целей и задач, планирование и организация собственной деятельности, мотивация творческого и индивидуального развития. развитие положительных нравственных качеств; развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях; мотивация стремления к самосовершенствованию. Педагогическая идея портфолио предполагает:
• смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок;
• доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
• портфолио документов;• портфолио достижений;• рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:
1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).
3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.
В зависимости от целей создания портфолио, его содержания, можно выделить его виды. 1. В зависимости от цели выделяются портфолио-собственность и портфолио-отчет. Первое собирается для самооценивания, второе - для отчета перед учителем. 2. По содержанию портфолио бывает: - портфолио достижений; оно представляет собой собрание лучших результатов работы ученика; - рефлексивным; особенности такого портфолио выражаются в оценке или самооценке достижения целей, качества работы, достижений и т.п.; - проблемно-ориентированным: строится на материалах, которые позволяют отразить цели, процесс и результаты решения возникающей проблемы; - тематическим (в таком портфолио используются материалы, которые отражают работу учащегося по различным темам). 3. По субъекту деятельности портфолио может быть индивидуальным либо групповым.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Среди особенностей портфолио школьников можно выделить: портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке; портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений; портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».
Основными сходствами портфолио школьника и портфолио студента являются: технология создания портфолио лежит в основе образовательной технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании. положительным моментом в инновационном методе «портфолио» является то, что он направлен непосредственно на взаимное сотрудничество: школьника и учителя, студента и преподавателя, коллег и родителей. Он представляет собой одновременно процесс организации, форму и технологию работы. Этот метод позволяет непрерывно оценивать достижения учащегося, совершенствуя процесс образования.Очень часто портфолио выглядит как обыкновенная папка с файлами, поэтому в нее очень легко вносить коррективы.
Существует несколько возможных вариантов оформления портфолио: электронное портфолио. Данный вид оформления является сравнительно новым. Все больше и больше школьников предпочитают выбирать именно его, не говоря уже о студентах. Портфолио в электронном варианте – это прекрасно оформленные документы, украшенные дополнительными эффектами, которое можно брать всюду с собой. традиционное портфолио в виде папки документов. Главное условие при создании портфолио – это добровольность. Только сделанная по собственному желанию папка документов пойдет на пользу ученику и студенту.
Несмотря на различие существующих видов, портфолио, прежде всего, представляет собой набор материалов / документов, которые создают определенную структуру. Значительные собрания материалов получили название разделов, а разделы в свою очередь подразделяются рубрики. Их количество в структуре портфолио не ограниченно и зависит лишь от каждого индивидуального случая. Чаще всего в портфолио выделяют только четыре раздела: 1) «Портрет» (используется для предоставления информации об учащемся, то есть авторе портфолио); 2) «Коллектор» (в эту часть портфолио входят материалы, к авторству которых учащийся не имеет никакого отношения, например: ксерокопии статей, схемы, материалы и информация, которая понадобится ученику в дальнейшем или не понадобится вовсе); 3) «Рабочие материалы» (материалы, авторство которых принадлежит ученику); 4) «Достижения» (материалы, которые свидетельствуют о лучших результатах и достижениях ученика). Структура портфолио является неопределенной, то есть она может изменяться, зависит от ее согласования между учеником и учителем, а также от цели использования портфолио. Ценность портфолио заключается в том, что с его помощью можно выстроить учебный процесс, позволяющий формировать и развивать когнитивно-личностные особенности, выдвигаемые образовательными стандартами, как необходимые для участия в жизни демократического общества.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОУ (ЗОТ) ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
* Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
* Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
* Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
* Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе, сформулированы Н.К. Смирновым: "Не навреди" - Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность - То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОУ (ЗОТ) ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? — отбор и структура содержания,
Как? — оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,
Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время, понятие«здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий.
Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения.
Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.
В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.
1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.
2. Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школыздоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников.
На уровне школы с использованиемздоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:
- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;
- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:
- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;
- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.
В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии,
на первом этапе стоят следующие задачи:
- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);
- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;
- содействовать формированию в своем образовательном учрежденииздоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Технология проведения игры.
1. Подготовка игры: • тема; • учебные цели: • предложение основы для составления модели: • определение состава участников игры, распределение ролей: • проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участков в аудитории, • определение временных границ проведения игры.
2. Проведение игры. • разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены взаимодействие в изучении и обсуждении, проблемной информации, в принятии решений). 3. Подведение итогов игры: • время; • общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности; • рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).
Достоинства игровых технологий. - игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; - игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; - одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе; - посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении; - игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям; - игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. Достоинства игровых технологий.
СПЕКТР ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГРДидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивацииучебной деятельности.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению,психотерапия.
Педагогика как наука, ее задачи и предмет исследования
Педагогика – от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Это одна из наук о человеке, изучающая целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:
– человек;
– личность и общество;
– воспитание, образование, обучение;
– идеалы воспитания.
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательные и культурно-воспитательные учреждения).
Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых пе-дагогической наукой.
Постоянные задачи:
– Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
– Задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика.
– Задача прогнозирования образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.
– Задача внедрения результатов исследований в практику. Авторы научных разработок в области образования и воспитания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные последствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стоимость работы и обратную связь с пользователем для авторского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.
Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности.