Тема 4. Педагогика как наука, ее предмет и задачи.

Задание 4.1. Объект и предмет педагогической науки.

Цель

Выполняя задание, вы усвоите понятия «объект педагогики», «предмет» педагогики», научитесь определять их смысловые поля и правильно употреблять.

Задание

В предложенных высказываниях вместо многоточия вставьте подходящее по смыслу понятие «объект педагогики» или «предмет педагогики». Поясните свое решение (устно).

а) … … – некоторая сфера реальности, представляющая собой часть объективного мира, которую изучает педагогика;

б) … … – это явления действительности, влияющие на процесс развития личности стихийно или целенаправленно;

в) …. …. – сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, в рамках которой осуществляется познавательные действия субъекта;

г) … … – это образование как реальный, целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый обществом и определяющий формирование и развитие личности.

Методическая подсказка

Задание 4.1. предполагает мыслительную работу. Свои мыслительные действия организуйте в следующей логике: сначала выделите ключевые слова в определениях, затем подумайте, к какому понятию относится каждое из них. Трудности при выполнении задания могут возникнуть в том случае, если вы недостаточно четко усвоили разницу между понятиями «объект науки» и «предмет науки». В этом случае обратитесь к учебнику по педагогике или к педагогическому словарю.

Критерии оценки выполнения задания:

- правильное понимание значений понятий;

-правильность выделения наиболее существенных признаков в предлагаемых понятиях;

- умение сопоставлять понятия по параметрам «схожее» «отличное».

Задание 4.3. Основные категории педагогики

Цель

Выполнение задание потребует от вас умения творчески использовать теоретические знания, вы потренируете свое воображение, фантазию и мышление, поскольку вам предстоит произвести действия абстрагирования и рефлексии, вам откроется ценностная сторона ведущих понятий педагогики.

Задание

Составьте синквейн на темы: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие» (на выбор). Познакомьтесь с работами своих сокурсников. Попытайтесь определить ценности и смыслы их педагогических позиций.

Методическая подсказка

Синквейн – художественная форма рефлексии, направленная на обнаружение личностных смыслов. Создается синквейн по следующим правилам:

1) первая строка – тема стихотворения, выражается одним (!) словом, как правило, именем существительным;

2) вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3) третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4) четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме;

5) пятая строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, выражающем суть темы.

Пример синквейна:

Сессия.

Первая, экзаменационная.

Интригует, тревожит, будоражит.

Быть или не быть!

Жесть!

Критерии оценки выполнения задания:

1) оригинальность, эмоциональность, яркость произведения;

2) соблюдение смысловых полей понятий, используемых в синквейне;

3) ценностная составляющая, позиция автора, отражающаяся в произведении.

Задание 4.5. Учимся рассуждать.

Цель

Выполняя задание, вы отработаете умения строить высказывания, ясно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, правильно оформлять цитаты.

Задание

Известному отечественному психологу А.Г.Асмолову принадлежит высказывание: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Какой смысл вкладывал ученый в эти слова? Согласны ли вы с ним? Прокомментируйте это высказывание. Свои рассуждения подкрепите цитатами, афоризмами.

Методическая подсказка

При выполнении задания придерживайтесь правил построения рассуждений. Помните, что доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации. Тезис – дословно означает положение, утверждение. Довод – мысль, истинность которой проверена и доказана. Самым верным и неопровержимым доводом является совокупность относящихся к тезису фактов и событий. Иногда в качестве довода могут выступать мысли, истинность которых доказана практикой. Демонстрация (от лат. Demonstration) – показывание.

Обратитесь к правилам построения доказательства, с которыми вы знакомились при выполнении задания 1.1. При выступлении на семинарском занятии, учтите следующие правила речевого поведения:

- избегайте многословия, повторов мыслей;

- излагайте мысли четко, понятно, помните: кто ясно мыслит – ясно излагает;

- избегайте однообразия – подбирайте разнообразные, яркие, выразительные доводы и демонстрации;

- соблюдайте правила культуры речи;

- при выступлении держитесь открыто и доброжелательно.

Критерии оценки выполнения задания:

- лаконичность, четкость, ясность рассуждения;

- оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения;

- уместность цитирования, как по объему, так и по содержанию;

- правильность оформления цитат.

Тема 5. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

Задание 5.1. Работа с научными понятиями.

Цель

Выполняя задание, вы осмыслите значения одной из центральных категорий изучаемой учебной дисциплины, научитесь различать определения научных понятий по их содержанию и объему, продолжите осваивать понятийный строй педагогикой науки. Вы убедитесь, что понимание сути образования связано с целями, ценностями его непосредственных участников.

Задание

Познакомьтесь с приведенными определениями, подумайте какие существенные признаки педагогической деятельности «заложены» в каждом из них. Заполните таблицу. Подготовьтесь аргументировать свои суждения и выводы на семинарском занятии.

Определение По каким критериям осуществляется характеристика понятия «образование» Какие существенные признаки образования отображены Полнота суждения (какие стороны образования отражаются)
а      
б      
в      

а) Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней (Закон РФ об образовании);

б) Образование – это особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения, и осуществляемый в интересах человека, общества, государства (В.В.Краевский);

в) Образование – встреча обращающихся друг к другу поколений за сомыслием, сочувствием, содействием (Ф.Т.Михайлов);

г) Образование – процесс становления человека в культуре и культуры в человеке (В.С.Библер).

Методическая подсказка

Выполняя задание, помните: аргументация от лат. argumentation – приведение аргументов. Аргумент – логический довод, основание доказательства. Это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения. Аргумент является частью всякого доказательства. Помимо истинности он должен удовлетворять двум правилам: 1) быть достаточным основанием для доказываемого положения; 2) быть мыслью, истинность которой доказана самостоятельно, независимо от доказываемого положения. В качестве аргумента не может приводиться мысль, в которой содержится нарушение правил и законов логики.

Критерии оценки выполнения задания:

- правильность заполнения таблицы;

- аргументированность суждений.

Задание 5.3. Принципы отбора содержания образования.

Цель

В ходе выполнения задания, вам откроется глубина проблемы отбора содержания образования, вы ближе познакомитесь с принципами, определяющими то, каким быть содержанию образования в современном обществе; вы усвоите новый прием переработки научной информации, который позволит не только запоминать ее, но и осмысливать и систематизировать.

Задание

В учебнике «Педагогика» изучите параграф «Содержание образования». Раскройте каждый из пяти принципов отбора содержания образования, приведенных в таблице. Заполните таблицу.

Принципы отбора содержания образования Содержательная характеристика принципа
  Соответствие содержание образования требованиям развития общества.    
  Единство содержательной и процессуальной сторон обучения.  
  Структурное единство содержания образования.  
  Гуманитаризация образования.  
  Фундаментализация содержания.  

Методическая подсказка

Сначала бегло ознакомьтесь с текстом параграфа из учебника. Это так называемое ознакомительное чтение, оно поможет вам сориентироваться в содержании. Затем приступайте к изучению параграфа, пользуйтесь приемами активного чтения: делайте выписки, выделяйте главные мысли, расставляйте смысловые акценты.

Сосредоточьтесь на поиске ответа на вопрос: какие нормы, общие предписания к отбору содержания образования «заложены» в принципе. Если после второго прочтения текста, вы не смогли заполнить все необходимые столбцы таблицы, вернитесь к тексту еще раз. Повторное (контрольное) чтение позволит вам найти нужную информацию. При выполнении задания ориентируйтесь на толкование понятия «принцип», которые приводится ниже.

«Принцип – основное, исходное положение педагогической теории, концепции, определяющее содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.

Педагогические принципы – основания нормативного характера, или общее предписание к деятельности, распространяющиеся на все явления данной области образования.» (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. С.- 159).

Критерии оценки выполнения задания:

- правильность заполнения таблицы;

-полнота перечня норм, общих предписаний к отбору содержания образования «заложенных» в принципах;

-точностьи глубинахарактеристик принципов.

Наши рекомендации