Различные подходы к разработке системы упражнений в обучении иностранным языкам.

Упражнение – специально организованное многократное выполнение языковых (речевых) действий с целью формирования или совершенствования речевых навыков и умений.

Тип упражнений – разновидность упражнений, обладающая набором устойчивых признаков, которые соответствуют цели и месту упражнения в процессе формирования знаний, навыков и умений.

Вид упражнений – серия упражнений, направленная на отработку различных действий и операций с языковым и речевым материалом.

Система упражнений – совокупность типов и видов упражнений, учитывающая закономерности формирования навыков и умений в различных видах РД.

Языковые упражнения – тип упражнений, предполагающий анализ и тренировку языковых явлений вне условий речевой коммуникации.

Условно-речевые упражнения – тип упражнения, характеризующийся ситуативностью, наличием речевой задачи и предназначенный для тренировки учебного материала в рамках учебной (условной) коммуникации.

Речевые упражнения – тип упражнений, используемый для развития умений говорения, восприятия речи на слух, чтения и письма.

Выделяют 3 этапа процесса усвоения знаний: 1этап: введение материала (ознакомление с новым материалом, его узнавание и контроль понимания). Используются ознакомительные упражнения и их виды (переводные и беспереводные).

Пример: Listen to the list of words and clap your hands when you hear the name of the fruit;

Listen to a story in which Kate describes her room and if you hear the name of the furniture, raise the appropriate picture;

Read the dialogue, underline a new grammatical structure, answer the questions, translate sentences into your native language.

2этап: тренировка, автоматизация, закрепление (задачи: формирование и совершенствование навыков, языковые и условно- речевые).

Языковые: фонетические, лексические, грамматические. В них отсутствует речевая задача, предполагают постоянное обращение к правилу, предполагают ошибки, лишены интереса для большинства, непригодны для формирования навыков говорения. Условно-речевые: 1) наличие речевой задачи (объясни, опиши, прореагируй на…), 2) наличие ситуации общения (представьте, что вы находитесь…), 3) наличие образца-примера высказывания, опоры.

Имитационные упражнения развивают кратковременную память. Языковые (Read the sentence all together; read the same phrase softly, loudly, quickly). Условно-речевые: Express surprise or confidence about your friend’s

opinion.

Подстановочные упр: упражнения на fill in, match, направлены на совершенствование навыков владения грамматическими структурами, совершенствуют навыки употребления лексического материала. Языковые: read the sentences and fill in the gaps, match the parts of the sentences. Условно-речевые:compare your city and Moscow using some of these phrases…is bigger than.

Трансформационные упр: направлены на замену, расширение (сужение) высказывания. Языковые: translate from Russian into English, make sentences from active voice into passive voice. Условно-речевые: Read Helen’s letter about what she does every day and tell what girl did yesterday.

Репродуктивные упр: направлены на повторение, воспроизведение услышанного, увиденного, прочитанного. Являются самостоятельным видом упражнений, не относятся не к языковым, не к условно-речевым. Пример: Retell the text from person of Mary. Place the points of the plan in a logical order. Please comment on the actions that I performed.

Дифференцировочные упр: самостоятельный вид упражнений (differ, choose). Направлены на различение явлений, на формирование механизма противопоставлений. Пример: Find in the text words related to this topic. Arrange words in alphabetical order. Choose Present Simple or Pr.Cont.

3этап: применение (активизация) в речи (задача: развить речевые умения). Используются речевые упражнения. Их признаки: наличие речевой задачи, наличие ситуации общения, отсутствие подсказки, опор. Различают продуктивные упр: упражнения на диалог, монолог, письмен.речь. Диалог: Imagine that you are at the doctor. Student A is a patient, student B is a doctor. Give advice, wish recovery. Монолог: Tell about your family.Письменная речь: Make an instruction about using a microwave. Рецептивные упр (на восприятие):Чтение: Read the article and comment on it. Аудирование: Listen to the story and suggest your variant.

Наши рекомендации