Г. Пальмера и «метод чтения» М. Уэста и их критический анализ.
Цель: практическое свободное владение всеми видами РД. Курс обучения разделен на 3 ступени: Элементарная ступень 0,5 года (формируется подсознательное понимание на слух). Промежуточная ступень 1-3года (овладение умениями понимать большую часть читаемого и слышимого и способностью овладеть 75% материала). Продвинутая ступень до 3 лет (совершенствование и углубление знаний во всех видах РД благодаря преобладанию самостоятельной работы).
Задача: научить распознавать отдельные звуки и звукосочетания, понимать речь на слух и безошибочно воспроизводить выученный материал в беседе на обыденные темы, число кот. небольшое. Объект изучения в школе – разговорный язык, который должен быть представлен текстами. На начальной ступени уч-ся знакомятся с ними только на слух. Текст – в пределах строго отобранного словарного минимума. Принципы отбора лексики: Частотность (структурная сочетаемость (способность сочетаться с другими ЛЕ). Конкретность (предпочтение слов с конкретным значением, т.к. их можно семантизировать с помощью наглядности). Пропорциональность (учет различных частей речи). Целесообразность (возможность использовать слова в подстановочных таблицах). Пальмер пополняет принципы принципом активности/пассивности. К активной работе – говорение, письмо, к пассивной – чтение, слушание. Принцип предварительного пассивного восприятия на слух. Распространяется на построение всего курса. На начальном этапе вводится «инкубационный п-д» (1-2 мес) – уч-ся купаются в речи. Главные принципы: подражание и заучивание наизусть. Пальмер признает интуитивный подсознательный путь: заучивание наизусть готовых образцов, предложений, не подвергая их анализу. В дальнейшем образцы используются для построения по аналогии. Допускает пользование родным языком при объяснении трудного материала (артикль). Впервые Пальмер ставит вопрос об определении последовательности выполняемых упражнений; об изоляции отдельных видов работы. Это принципы градации и сегрегации: 1 – упражнения с подстановочными таблицами и градуированная серия вопросов. 2 – в отдельные периоды обучения выдвигаются тот или иной аспект языка или ВРД. Пальмер рационализировал методику. В грамматике отобрал наиболее распространенные в языке основные типы предложений и создал подстановочную таблицу, цель которой на основе сочетаемости лексических единиц помочь структурировать вторичные конструкции. Принцип отбора текстов: требования к содержанию (тексты должны быть интересными, соотв. возрасту, быть сюжетными, должны содержать только известные уч-ся реалии); требования к языковой стороне (тексты строятся только на строго отобранном словаре, должны содержать на начальном этапе – 90-95% знакомых слов, на конечном- 65-70% незнакомых слов). Ведущий момент обучения – устная речь при следующей последовательности: слушание – воспроизведение. Изучение ИЯ должно уподобляться изучению родного языка (положение о преимущественно механическом овладении языком и ограниченном родного яз. Три типа устных курсов: 1.Ознакомительный устный курс.; 2.Корретивный устный курс.; 3.Устный продвинутый курс. Формы работы: чисто рецептивные (пассивная роль учащегося); рецептивные и продуктивные (упражнения, стимулирующие активность учащегося) подразделяются на: -репродуктивные формы работы; -условная беседа; - естественная беседа. Заслуги: 1.впервые ставит вопрос об определении последовательности выполняемых упражнений, о постепенном повышении их трудности. 2.подстановочные таблицы. 3.расчленил языковые трудности по аспектам: фонетика, орфография, этимология, синтаксис. 4.принципы отбора лексического материала. 5.для семантизации: наглядность, перевод, толкование, контекст. 6.отбор текстов по темам. Недостатки: недостаточно внимания чтению и письму, долго длился инкубационный период (для средней школы нежелательный), слишком большое значение заучиванию наизусть вместо творческих заданий.
Метод чтения Уэста.
Методика обучения ИЯ путем чтения. Цель: достижения умения читать с общим охватом содержания иностранной книги. Суть: чтение рассматривается не только как цель, но и как средство обучения. Самый начальный период обучения – около полугода . Уэст рекомендовал посвятить чтению с говорением с прописыванием букв и слогов (до 500 лексических единиц), а далее приступить к систематичному обучению чтению параллельно с устной речью. Уэст преследовал рецептивную и продуктивную цели обучения ИЯ. Придавал большое значение учебнику, учебник – основное средство обучения, а учитель – организатор, дирижер. Требования к пособиям: 1.тексты должны соответствовать возрасту и интеллекту учащихся; 2.тексты должны быть интересными; 3.на 50 знакомых слов одно незнакомое; 4.слова должны заучиваться в ситуациях (текстах), а не изолированно. На всех этапах обучения Уэст предлагал показывать учащимся их продвижения в учебе. 2 ТИПА ПОСОБИЙ: 1.построенные на усвоенном материале; 2.тексты, построенные на расширение словарного запаса. Интенсификация учебного процесса (в сжатые сроки): 1.хоровая работа; 2.самостоятельная работа по подстановочным таблицам; 3.прочти и скажи (речь как форма поведения): «не говори, уткнувшись в книгу», «учись читать читая»; 4.работа парами. Типология уроков: - устная речь +письмо; -урок слушания и понимания; -5 видов уроков чтения с разной целью; -диктант с целью совершенствования орфографических навыков. Заслуги: 1.создание законченной системы учебных пособий; 2.разработка слов для устной речи (прим 1500) 3.отбор лексики (принцип частотности, легкости, трудности); 4.отбирая тексты для чтения, Уэст ориентировался на их фабульность (соответствует возрасту, интересам); 5.чтение - цель и средство обучения ИЯ. Чтение имеет ценность на любом этапе обучения. Цель: обучение беглому чтению с общим охватом содержания. 6.ввел в урок виды работ репродуктивного характера: ответы на вопросы, пересказ по ключевым словам. Недостатки: 1.исключ теории языка; 2.исключ сравнений родного языка и ИЯ при составлении учебных пособий; 3.не ставил задачей развитие навыка точного понимания прочитанного; 4.учебники однотипны по строению, однообразные упражнения; 5.большое значение придавалось роли учебника.