Вопрос №2 Положение ребенка в античном мире.
Особенностями воспитания выделялись Афины и Спарта, принципы воспитания в которых были ярко выраженными и во многом противоположными.
Воспитание в Спарте было направлено на выращивание воинов, о чем говорит отбор новорожденных по признакам крепости и здоровья. Младенцы, не удовлетворяющие установленным канонам, росли вне общества и не считались полноправными гражданами. Организованное полисом воспитание начиналось с семи лет и делилось на три этапа.
7-15 лет: Минимальное обучение грамоте, красноречие было наказуемо, немногословие поощрялось Основной упор на развитие выносливости, воли, физической силы. Воспитание происходит в суровых условиях с акцентом на умение выживать при максимальных лишениях и неудобствах. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члены общины. Посвящение сопровождалось болезненными испытаниями, выдержав которые подросток допускался к практике в военных отрядах Спарты.
15-20 лет: Ужесточаются приемы воспитания, к изучаемым дисциплинам добавляется музыка.
20-30 лет: В течение последних десяти лет воспитания физическая подготовка еще более ужесточалась, человек уже считался воином, но только по окончание этого этапа становился полноправным членом военной общины. К особенностям воспитания этого периода можно отнести свободную половую жизнь спартанцев, зато большое внимание уделялось пресечению пьянства.
Воспитание спартанских девочек и девушек тоже было направлено на развитие физической силы и выносливости.
Таким образом, жители Спарты были малообразованны и способны только к ведению войн, однако многие традиции физического воспитания и закалки нашли отражение в воспитательных системах следующих поколений.
Воспитание в Афинах. Здесь стремились к формированию как интеллектуальной, так и физической сторон человека. До семилетнего возраста все дети воспитывались в семье или специально предназначенными для этого людьми. С семи лет мальчики простых граждан могли учиться в платных школах, где их обучали чтению, письму, арифметике и музыке, а так же они занимались гимнастикой. В соответствии с направлением развития школы делились на два типа: мусические (7 – 16 лет), в которых осуществлялось интеллектуальное обучение, и палестры, где занимались физическим развитием. Оптимальным вариантом считалось посещение обеих школ одновременно.
Достигнув шестнадцатилетнего возраста и окончив обучение в мусической и гимнастической школах, юноши могли продолжить обучение в гимнасии. Элитное воспитание получали юноши 18–20 в эфебии, где учились тонкостям военного дела.
Всю систему воспитания Афин того времени пронизывала атмосфера соревнований. Женская часть населения воспитывалась исключительно в семье, содержание воспитания отличалось только отсутствием гимнастической и военной составляющих. Основной деятельностью женщин считалось домашнее хозяйство.
На протяжении всей римской империи семья воспринималась как важнейшая ячейка общества, ответственная за нравственное воспитание детей. Устойчивы были семейные традиции. В период VIII–VI вв. до н. э., семья отвечала за воспитание детей вплоть до 16 лет, а девушки оставались под неусыпным контролем матерей до замужества. Большую роль в воспитании играла религия.
В период расцвета Римской империи домашнее воспитание отходит на второй план. Уступая свои позиции государственному воспитанию. Учителями Древнего Рима были рабы, из чего вытекает крайне низкий социальный статус учителя. Бедные граждане, которые не могли содержать рабов-нянек и рабов-педагогов, отправляли своих детей учиться на форумы, которые проводились в месте общественных сборищ римлян. Появление первых таких школ относится к V в. до н. э. Детей и в том и в другом случае, начиная с пяти лет, обучали письму, чтению, счету.
На закате римской цивилизации вновь обретает силу домашнее воспитание, о чем пишет в своих трудах епископ Сидоний (V в. до н. э.): «Вся наука из родного дома».
Вопрос №3 субъекты социального воспитания в государствах Древнего Востока и Азии.
Воспитание в Месопотамии.
традиции патриархально - семейного воспитания и ученичества. Воспитание считалось родительским долгом и за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу отвечал прежде всего отец. Позже воспитание выделяется как самостоятельная социальная функция общества. Основа воспитания - обучение, как и в других цивилизациях Древнего Востока, складывается в период распада первобытнообщинного строя. Целью школы стран была подготовка писцов, которые служили в храмовой и царской администрациях, и у частных лиц. Вначале школы существовали при храмах, позже храмовые школы уступили место частным школам.
Немало сведений имеется и о государственных школах, там учителя обучали от 12 до 20 учеников.
В школах, начиная с 5 - 7 лет, обучались, как правило, только мальчики.
Воспитанию учеников служила «назидательная литература», представленная сборниками пословиц и загадок.
В государствах Месопотамии профессия, как правило, передавалась от поколения к поколению, и такую семейную традицию можно рассматривать как основной способ передачи социокультурного наследия.
В периоды упадка государств, школьное образование затухало и на смену ему приходило индивидуальное обучение. Передача образовательной традиции от одного поколения к другому осуществлялась в основном в рамках семейного воспитания.
Воспитание в Древнем Египте.
Развитие воспитания в Египте было обусловлено нуждами и потребностями государства. Образование рассматривалось, прежде всего, как способ воспроизводства политической системы страны.
В Древнем Египте на основе традиций семейного воспитания складывается оригинальный опыт подготовки чиновников.
Существовала и еще одна особенность. Дети знати воспитывались, как правило, при дворе фараона вместе с наследником престола. Большое место в придворном воспитании занимали физические и военные упражнения, езда на колесницах. Воспитанников учили также правилам поведения и дворцового распорядка.
С развитием государственного аппарата (до XVI в. до н.э.) появляются школы, в которых учащиеся делились на группы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. И в это, и в более позднее время целью образования в Египте всегда оставалось достижение высокого социального статуса.
Система школьного образования в Древнем Египте была двухступенчатой: первую представляла элементарная школа, где дети овладевали навыками чтения и письма. Кроме того, учеников обучали этикету и ораторству, умению слушать. Таким образом, школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения.
Через некоторое время подростки становились «помощниками» учителей и это составляло как бы вторую ступень обучения.
Идеалом в древнеегипетской цивилизации считался человек немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. Поэтому ученику нужно было прежде всего научиться слушать и слушаться.
Важно отметить еще одну особенность древнеегипетской педагогики. Она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого и порой сознательно игнорировала особенности детского возраста.
Воспитание в Древней Индии.
На первом этапевоспитание и обучение носили семейно-сословный характер. Школьное образование появилось в III-II тысячелетиях до н.э. Важным фактором развития воспитания и образования стала религиозная идеология брахманизма - индуизм. Индуизм - это не просто религия, это мировоззрение и образ жизни, система социальных и этических норм, совокупность обрядов и праздников.
В Древней Индии в начале I тысячелетия до н.э. сложилась педагогическая идея о том, что все члены высших каст обязаны пройти период ученичества под руководством наставника.
Древнеиндийское население было разделено на четыре касты, или варны, в соответствии с которыми целью воспитания становилась подготовка к жизни в условиях своей «ниши» (касты). Характерной особенностью воспитания в этот период было отсутствие общего для всех воспитательного идеала. Для каждой касты существовали свои цели воспитания. Для брахманов (жрецов) считалось необходимым воспитание чистоты и праведности, для кшатриев (воинов) важным было воспитание мужества и смелости, для вайшьев (земледельцев) - воспитание трудолюбия, а для шудр (слуг и ремесленников) - приучение к покорности. Важно и то, что обучение считалось обязательным только для трех высших каст.
Сословно-классовый характер древнеиндийского общества во многом определял различное содержание и направленность воспитания для разных социальных групп. Согласно индуистской традиции человек в своем жизненном цикле проходит четыре этапа: ученик, домохозяин, отшельник, аскет. Представители высшей касты (брахманы) должны были стремиться пройти через все этапы, для низших каст обязательными считались только два первых. Воспитание и обучение были призваны помочь человеку пройти этот путь.
Важным в воспитательном отношении являлся обряд посвящения.
Педагогический смысл обряда посвящения заключался в завершении периода детства и начале новой жизни в период ученичества.
После такого обряда ученик поселялся в доме учителя. Гуру становился духовным «отцом» мальчика. Ребенок усваивал правила поведения, характерные для касты, к которой он принадлежал.
В учение к брахману дети поступали в возрасте 7 - 8 лет и обучались до совершеннолетия - 16-18 лет.
Значение воспитания и образования - надзор за воспитанием детей считался одной из важнейших обязанностей главы семейства.
Другими словами, воспитание рассматривалось как одно из важнейших условий исполнения человеком своего жизненного долга.
Для понимания специфики индуистской цивилизации важно отметить особенность присущего ее культуре обращения к человеческой индивидуальности, осуществляющейся в рамках социума. Акцент делался на самосовершенствование, самовоспитание. Подготовить человека к этому должно было общение с учителем.
В целом древнеиндийские педагогические идеи были тесно связаны с религиозно-философским учением брахманизма, которое в основном определяло цели воспитания, его содержание и конкретные формы. Причем все они были дифференцированы в зависимости от принадлежности к определенной касте.
На втором этапе истории Древней Индии определенное влияние на характер воспитания оказывало религиозно-философское учение буддизм. Буддийская мораль предполагала равенство людей по рождению, отказ от насилия, воровства, разврата, лжи и пьянства. Соединение норм морали с чистотой помыслов и поступков могло обеспечить верующему спасение. Буддизм отрицал принципы неравенства каст. Реализовывались эти идеи в буддийских школах - своеобразных центрах духовного образования, существовавших преимущественно при монастырях. Такое образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени. В школы принимались дети в возрасте 5 - 8 лет без учета их сословно-кастовой принадлежности. Обучение продолжалось до 15 - 25 лет. В этих школах сложилась последовательная педагогическая система, учитывающая возрастные особенности детей. Она основывалась на нескольких принципах, некоторые из них предполагали комплексное развитие ума, нравственности и физической культуры.
Воспитание в Древнем Китае.
Конфуцианство с момента возникновения видело в воспитании важнейшее условие политического прогресса, стабилизации государственной жизни и обеспечения благоденствия. Это во многом обусловливалось подходом Конфуция к сущности человека, пониманием путей и способов формирования качеств идеальной личности. Поскольку люди по своей природе близки друг к другу, Конфуций утверждал, что в воспитании нельзя делать различий между людьми.
Подчеркивая связь моральных качеств и образованности в человеке, Конфуций ставил нравственное начало на первое место.
Важное значение Конфуций придавал личной активности каждого человека при овладении должными формами поведения и культурой, его движению по истинному пути. Он подчеркивал также необходимость самообразования и стремления к самосовершенствованию.
Конфуций сформулировал ряд требований к воспитателю:
индивидуальный подход к ученикам, тесного контакта между учителем и учеником.
В даосизмеДао (единое первоначало всего сущего) космологизируется, приобретая значение высшего первопринципа, источника бытия всего сущего, универсальной мировой закономерности, обеспечивающей гармонию мироздания.
Из всех видов существ только человек может отклоняться от Пути, нарушая гармонию, как своего бытия, так и Вселенной. Проявляется это в нарушении норм нравственности, в поступках, основанных на эгоистических интересах, в негуманном (то есть, в «нечеловеческом») отношении к другим людям и к миру в целом, в стремлении человека к многознанию и т.п. Поэтому «Дао-дэ цзин» призывает к возвращению к изначальной, естественной природе человека. Выражен этот призыв, прежде всего, в принципе «недеяния» - отказе от суетной, разрушительной для мира и человека деятельности: «Лучше стоять, чем ходить; лучше сидеть, чем стоять; лучше лежать, чем сидеть; лучше спать, чем бодрствовать».
Даосы были абсолютно убеждены, что эффективное управление государством возможно только при условии, что император и государственные чиновники станут последователями даосизма. С целью распространения своих идей, даосы разработали учение «о большом и малом отшельничестве», где «малым отшельничеством» назывался уход от мира за монастырские стены, а «большим отшельничеством» - пребывание «в миру»: настоящий даос должен был содержать семью, воспитывать детей, быть государственным чиновником и при всем этом оставаться даосом – спокойным и невозмутимым мудрецом.
В Азии занимались духовной составляющей жизни человека, а именно системой ценностно-нравственного воспитания человека как личности и будущего родителя, способного воспитать и наставлять будущие поколения.