Педагогический словарь
Методы воспитания –это способы взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью формирования у них определенных качеств личности.
Метод воспитания –это способ достижения цели воспитания.
Прием воспитания –это частное выражение метода. ( пример: метод поощрение, прием – вручение грамоты)
Классификация методов –это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфичного, теоретического и практического.
Убеждение –это способ влияния на личность, чувства, волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности.
Этическая беседа –вопросно – ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанника в ходе обсуждения нравственной проблемы.
Упражнение (приучение) –многократное повторение действия для формирования устойчивого механизма поведения.
Поощрение –способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения.
Наказание –способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения ( а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.
Метод примера –это способ предъявления образца как готовой программы поведения.
Разъяснение – метод эмоционально - словесного воздействия на воспитанников.
Соревнование –это метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.
Требование –это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношения, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств.
К методу требования относятся:
· Совет
· Просьба
· Доверие
· Одобрение
· Намек и т.п.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Сущность понятий «методы воспитания»
- Основные классификации методов воспитания.
- Способы взаимодействия с воспитанниками.
- Пути и средства выбора методов воспитания опираясь на особенности развития личности.
- Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс.
- Адекватно использовать методы воспитательного воздействия.
- Выбирать пути и способы применения различных методов воспитания для создания условий самореализации личности.
- Устанавливать доверительные отношения, с воспитанниками используя различные методы воспитания.
Задание №1 составьте примерные темы (не менее 5) этической беседы с детьми.
Задание №2 определите педагогические условия эффективности применения метода поощрения.
Задание №3 Решите следующие педагогические ситуации:
Ситуация 1
Воспитателя смущает грубое поведение девочек в группе. Он хотел бы, что бы девочки имели красивые манеры.
Что Вы могли бы посоветовать воспитателю в достижении задуманной цели?
Ситуация 2
Воспитатель намеривается повесить картину на стену, обращается к детям: « нам так нужна эта картина, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить»
Оцените обращение воспитателя с точки зрения метода воздействия.
Задание №4прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».
| Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций: - Репродуктивную ( продолжение рода)
- Хозяйственно-экономическую ( материальное обеспечение)
- Воспитательную (формирование гражданской позиции)
- Коммуникативную ( взаимодействие с другими социальными институтами)
- Рекреативную ( сохранение здоровья, организация досуга)
Семьи классифицируются по разным признакам: · По количеству членов семьи ( однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные) · По условиям жизни (благополучные и неблагополучные) · По стилю воспитания ( гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические) Существуют правила эффективного воспитания в семье: · Люби ребенка таким, какой он есть · Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания · Умей выслушать · Быть примером во всем · Наказывать нужно не личность, а поступок ( не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию. · Не используй тотальный контроль · Будь заботлив в меру · Не унижай · Помни, от ошибок не застрахован никто · Больше разговаривай о жизни · Помогай решать трудности · Верь, что все получиться · На нарушай территориальных свобод · Оставляй право самому принимать решения. По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В современной литературе под коллективом понимают: 1. любая организованная группа людей 2. только высокоорганизованная группа. В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки: · общая социально значимая цель · общая совместная деятельность · отношения ответственной зависимости · общий выборный руководящий орган. т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений. Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др. Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть. А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива: - гласность
- перспектива
- ответственность
- параллельность действия
Стадии развития коллектива ( А.С. Макаренко) - формирование актива
- влияние актива
- высокий уровень организованности всех членов коллектива
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию. А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой( близка, средняя и далекая перспектива): · близкая перспектива ( « завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов) · средняя перспектива ( перспектива события) · далекая перспектива ( дальняя цель развития) по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы. Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко) - мажор
- дружеское единение
- защищенность
- ощущение собственного достоинства
- такт
- социально - психологическая зрелость членов коллектива.
На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др. - низкий уровень развития – группа – конгломерат ( например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень.
- Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень
- Группа – кооперация ( высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД.
- Группа – автономия ( внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива.
- Коллектив
пути сплочения коллектива: - Совместная деятельность
- Традиции
- Соревнования
- Самоуправление ( совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.)
- Осведомленность
- Выработка общего стиля
- Тон и такт
- Игра
- Викторины
- КВН
- Туризм.
| |
Задание №5заполни таблицу ( кратко)
знал | новое | думал иначе | вопрос |
| | | |