Педагогика как наука о воспитании.
Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
ПЕДАГОГИКА
(Общая педагогика)
Санкт-Петербург
Раздел “Общая педагогика”
Тема 1.
Педагогика как наука, искусство и культура.
Тема 2 Методология и методы педагогического исследования. Тема 3 Целостный педагогический процесс. Ребенок объект и предмет педагогического процесса Тема 4 Человек: индивид, личность, индивидуальность Тема 5. Сущность воспитания. Тема 6. Методы, приемы и средства воспитания. Формы воспитания Тема 7 Понятие дидактики. Сущность и движущие силы процесса обучения. Список рекомендуемой литературы: 1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения . – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. 3.Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003. |
Критерии оценивания выполнения самостоятельной работы Отметка «5»- ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, демонстрирует знание теоретического и практического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий. Отметка «4» -ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, допускает незначительные неточности при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей при правильном выборе тактики и логическом обосновании теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя. Отметка «3» -ставится, если обучающий затрудняется комплексной оценкой предложенной ситуации, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор тактики возможен при наводящих вопросах преподавателя. Отметка «2» -ставится, если обучающий дает неверную оценку ситуации, неправильно выбрана тактика действий. |
Тема 1. Педагогика как наука, искусство и культура.
Педагогический словарь
Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.
Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания.
Этнопедагогика (народная педагогика) – система принятых у народа методов и приёмов обучения и воспитания, которая передаётся от поколения к поколению.
Объект педагогики – воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания.
Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.
Категория педагогики – наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической действительности.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы Вы должны знать:
- различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;
- сущность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции и задачи науки педагогики;
- основные категории педагогики;
- место педагогики в системе других наук;
- систему педагогических наук.
- Основные черты воспитания в разные эпохи
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
- выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и практического характера;
- пользоваться понятийным аппаратом педагогики.
Педагогика в системе других наук.
Задание №1
Составьте тезаурус
Формирование-
Воспитание
- в широком социальном смысле
- в широком педагогическом смысле
- в узком педагогическом смысле
Социализация-
Образование-
Обучение-
Самовоспитание-
Задание №2
Раскройте взаимосвязь воспитания, обучения и развития
Задание № 3
Запишите Ваши рассуждения на тему: «Педагогика- это искусство или наука
Задание №4
Сравните основные черты воспитания в разные эпохи. Работу оформите в виде таблицы. Критерии сравнения определите самостоятельно.
Первобытно-общинный строй, Античная Греция, Древний Рим и Римская империя, Средневековье, Возрождение (14-16 век), 17 век, Просвещение 18 век, 19 век, 20 век, 21 век.
Педагогический словарь
Методология педагогики– учение о принципах построения, формах и методах научного познания в педагогике.
Методы педагогических исследований – способы, приёмы и операции деятельности, направленные на изучение педагогических явлений и на решение научно-практических проблем.
Логика научного исследования в педагогике – упорядоченная последовательность процедур педагогического исследования, выстроенная на основе соблюдения внутренних существенных связей в исследуемых объектах, явлениях, процессах.
Методологическая культура учителя – особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, пытающегося понять свою деятельность)
Метод- путь исследования или познания; способ построения обоснования научного знания, способ посредством которого познается предмет науки.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики
- Характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования
- Логику научного исследования в целом и научно-педагогического в частности
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Выделять и анализировать уровни методологического знания
- Выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера
- Подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследовании
Задание№1 Выберите одну из тем педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат
1. Влияние использования игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении на основные психофизиологические особенности.
Задание№2 сделайте подборку диагностических методик для изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста (возраст по выбору)
Задание №3 Используя требования к составлению анкеты, разработайте анкету для родителей в дошкольном образовательном учреждении:
1. особенности семейного воспитания дошкольника
2. Ценностные ориентации дошкольников
3.характер взаимоотношений дошкольников друг с другом.
Педагогический словарь
Педагогический процесс- специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Основные компоненты педагогического процесса
Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.
Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:
преподавания;
учения;
Процесс воспитания состоит из:
процесса воспитательных воздействий,
процесса принятия их личностью;
возникающего процесса самовоспитания.
Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:
цель,
задачи,
содержание,
методы,
средства,
формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,
достигаемые результаты.
Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.
Целостность- внутренне единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта.
Система- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанные с внешней средой;
Педагогическая система- социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.
Педагогические взгляды- идеи, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию, отражающие существенные тенденции развития современной теории и практики воспитания.
Педагогическая теория- наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт претворения ее в реальной педагогической практике.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Понятие «педагогический процесс» и его конкретизацию в области педагогики
- Характеристику структуры педагогического процесса
- Логику построения педагогического процесса.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Выделять и анализировать этапы педагогического процесса
Задачи
Все три задачи выступают в единстве: в процессе обучения решают задачи воспитания и развития, воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.
Целостность педагогического процесса.Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.
Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:
*в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
*в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;
*в наличии общего и сохранении специфического.
Этапы педагогического процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | ||
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Организация | Осуществление | Анализ |
Целеполагание Диагностика Прогнозирование Проектирование Планирование | Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корригирование деятельности Оперативный контроль | Выявление возникших отклонений Выявление ошибок Проектирование мер по устранению ошибок Планирование |
Задание 1 Ответить на вопрос: Какие правила практической деятельности соответствуют каждому принципу педагогического процесса?
Задание 2.Объясните механизм воздействия противоречий на развитие личности. Почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?
Задание №3
- сравните модели взаимодействия, докажите, что личностно-ориентированная модель более прогрессивная.
- заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Учебно-дисциплинарная модель | Личностно-ориентированная модель |
Цель | ||
Задачи | ||
Форма работы | ||
Тактика | ||
Способ общения | ||
Результат |
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка
Характеризуется следующими признаками:
Цель: вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание.
Лозунг в ходе такого взаимодействия: делай как я!
Способы общения: наставления, разъяснения, аппрет, требования, угрозы, нотация, крик, наказания.
Тактика: диктат и опека.
Задача педагога: реализовать программу. Методические указания превращаются в закон, не допускающий ни каких исключений. Складывается взгляд на ребенка как на объект воспитательной системы.
Центом педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, строящиеся по принципу школьного урока. Игра как вид деятельности ущемляется. Вся деятельность ребенка строго регламентируется взрослым.
В результате такого взаимодействия возникает взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, в дальнейшем может появиться негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательного воздействия. За пределами контакта со взрослыми поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.
Педагогический словарь
Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания
Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов
Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности
Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта
Наследственность- свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Самовоспитание- осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Деятельность- форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира.
Общение- порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми в формировании межличностных отношений.
Среда окружающая- природные , социально- экономические и материально- бытовые условия жизнедеятельности человеческого общества и каждого человека.
Среда социальная- окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, развития и деятельности.
Фактор- движущая сила, причина,существенное обстоятельство в каком – либо процессе, явлении.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества
- Движущие силы и закономерности развития человека и формирование его личности
- Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребёнка
- Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы
- Определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка
- Учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения
- Анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности
Задание №1 приведите примеры (книги, статьи, интернет и др. источник) влияния среды на развитие личности (не менее 3)
Задание№2 докажите правомерность высказывания «Потребность - движущая сила и источник развития
Задание №3 заполните таблицу.
Раскройте суть влияния следующих факторов на развитие личности. Какие факторы являются наиболее важными.
Факторы | Суть влияния на развитие личности |
Наследственность | |
Среда | |
Воспитание | |
Деятельность и общение |
Задание №4 составить таблицу возрастной периодизации детей и подростков, отразив в ней следующие моменты.
Возрастной период | Ведущая деятельность | Объект познавательной деятельности | Новообразования возраста |
Педагогический словарь
Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.
Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание как педагогический процесс(в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.
Движущие силы процесса воспитания– совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.
Цели воспитания– в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.
Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.
Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.
Перевоспитание– перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»
- Сущность и специфику движущих сил воспитания
- Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»
- Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс
- Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе
- Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания
Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества
Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:
· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника
·
·
·
· Максимально опирался на собственную активность личности.
·
Задание №3 критерии воспитанности -это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности
Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.
Задание №4 раскройте понятия:
· Толерантность
· Творчество
· Самостоятельность
· Самоопределение личности
· Самообразование
· Нравственность
· Духовность
· Воспитанность
· Карьера
Задание №5прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе « !», если возник вопрос «?».
Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.) Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач. Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям:
|
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Сущность понятий «методы воспитания»
- Основные классификации методов воспитания.
- Способы взаимодействия с воспитанниками.
- Пути и средства выбора методов воспитания опираясь на особенности развития личности.
- Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс.
- Адекватно использовать методы воспитательного воздействия.
- Выбирать пути и способы применения различных методов воспитания для создания условий самореализации личности.
- Устанавливать доверительные отношения, с воспитанниками используя различные методы воспитания.
Задание №1 составьте примерные темы (не менее 5) этической беседы с детьми.
Задание №2 определите педагогические условия эффективности применения метода поощрения.
Задание №3 Решите следующие педагогические ситуации:
Ситуация 1
Воспитателя смущает грубое поведение девочек в группе. Он хотел бы, что бы девочки имели красивые манеры.
Что Вы могли бы посоветовать воспитателю в достижении задуманной цели?
Ситуация 2
Воспитатель намеривается повесить картину на стену, обращается к детям: « нам так нужна эта картина, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить»
Оцените обращение воспитателя с точки зрения метода воздействия.
Задание №4прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».
Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций:
|
Задание №5заполни таблицу ( кратко)
знал | новое | думал иначе | вопрос |
Цели и задачи обучения
Педагогический словарь
Дидактика– область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования
Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей
Функции процесса обучения – назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом
Закономерность– отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей
Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.
· Научности
· Наглядности
· Систематичности и последовательности
· Активности и сознательности
· Воспитывающего характера обучения
· Развивающего характера обучения
· Прочности
· Учета индивидуа