Педагогика как наука о воспитании.

Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

ПЕДАГОГИКА

(Общая педагогика)

Санкт-Петербург

Раздел “Общая педагогика”

Тема 1.

Педагогика как наука, искусство и культура.

Тема 2 Методология и методы педагогического исследования. Тема 3 Целостный педагогический процесс. Ребенок объект и предмет педагогического процесса Тема 4 Человек: индивид, личность, индивидуальность Тема 5. Сущность воспитания. Тема 6. Методы, приемы и средства воспитания. Формы воспитания Тема 7 Понятие дидактики. Сущность и движущие силы процесса обучения.   Список рекомендуемой литературы: 1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения . – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. 3.Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003.  
 
Критерии оценивания выполнения самостоятельной работы Отметка «5»- ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, демонстрирует знание теоретического и практического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий. Отметка «4» -ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, допускает незначительные неточности при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей при правильном выборе тактики и логическом обосновании теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя. Отметка «3» -ставится, если обучающий затрудняется комплексной оценкой предложенной ситуации, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор тактики возможен при наводящих вопросах преподавателя. Отметка «2» -ставится, если обучающий дает неверную оценку ситуации, неправильно выбрана тактика действий.    
 
 
 

Тема 1. Педагогика как наука, искусство и культура.

Педагогический словарь

Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.

Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания.

Этнопедагогика (народная педагогика) – система принятых у народа методов и приёмов обучения и воспитания, которая передаётся от поколения к поколению.

Объект педагогики – воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Категория педагогики – наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической действительности.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы Вы должны знать:

  • различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;
  • сущность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции и задачи науки педагогики;
  • основные категории педагогики;
  • место педагогики в системе других наук;
  • систему педагогических наук.
  • Основные черты воспитания в разные эпохи

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
  • выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и практического характера;
  • пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

Педагогика в системе других наук.

Педагогика как наука о воспитании. - student2.ru

Задание №1

Составьте тезаурус

Формирование-

Воспитание

- в широком социальном смысле

- в широком педагогическом смысле

- в узком педагогическом смысле

Социализация-

Образование-

Обучение-

Самовоспитание-

Задание №2

Раскройте взаимосвязь воспитания, обучения и развития

Задание № 3

Запишите Ваши рассуждения на тему: «Педагогика- это искусство или наука

Задание №4

Сравните основные черты воспитания в разные эпохи. Работу оформите в виде таблицы. Критерии сравнения определите самостоятельно.

Первобытно-общинный строй, Античная Греция, Древний Рим и Римская империя, Средневековье, Возрождение (14-16 век), 17 век, Просвещение 18 век, 19 век, 20 век, 21 век.

Педагогический словарь

Методология педагогики– учение о принципах построения, формах и методах научного познания в педагогике.

Методы педагогических исследований – способы, приёмы и операции деятельности, направленные на изучение педагогических явлений и на решение научно-практических проблем.

Логика научного исследования в педагогике – упорядоченная последовательность процедур педагогического исследования, выстроенная на основе соблюдения внутренних существенных связей в исследуемых объектах, явлениях, процессах.

Методологическая культура учителя – особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, пытающегося понять свою деятельность)

Метод- путь исследования или познания; способ построения обоснования научного знания, способ посредством которого познается предмет науки.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики
  • Характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования
  • Логику научного исследования в целом и научно-педагогического в частности

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Выделять и анализировать уровни методологического знания
  • Выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера
  • Подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследовании

Задание№1 Выберите одну из тем педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат

1. Влияние использования игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении на основные психофизиологические особенности.

Задание№2 сделайте подборку диагностических методик для изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста (возраст по выбору)

Задание №3 Используя требования к составлению анкеты, разработайте анкету для родителей в дошкольном образовательном учреждении:

1. особенности семейного воспитания дошкольника

2. Ценностные ориентации дошкольников

3.характер взаимоотношений дошкольников друг с другом.

Педагогический словарь

Педагогический процесс- специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Основные компоненты педагогического процесса Педагогика как наука о воспитании. - student2.ru

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:

преподавания;

учения;

Процесс воспитания состоит из:

процесса воспитательных воздействий,

процесса принятия их личностью;

возникающего процесса самовоспитания.

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

цель,

задачи,

содержание,

методы,

средства,

формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,

достигаемые результаты.

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

Целостность- внутренне единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта.

Система- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанные с внешней средой;

Педагогическая система- социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.

Педагогические взгляды- идеи, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию, отражающие существенные тенденции развития современной теории и практики воспитания.

Педагогическая теория- наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт претворения ее в реальной педагогической практике.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Понятие «педагогический процесс» и его конкретизацию в области педагогики
  • Характеристику структуры педагогического процесса
  • Логику построения педагогического процесса.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Выделять и анализировать этапы педагогического процесса

Задачи

Педагогика как наука о воспитании. - student2.ru

Все три задачи выступают в единстве: в процессе обучения решают задачи воспитания и развития, воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Педагогика как наука о воспитании. - student2.ru

Целостность педагогического процесса.Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

*в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

*в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

*в наличии общего и сохранении специфического.

Этапы педагогического процесса

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Организация Осуществление Анализ
Целеполагание   Диагностика   Прогнозирование Проектирование   Планирование Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корригирование деятельности   Оперативный контроль Выявление возникших отклонений Выявление ошибок   Проектирование мер по устранению ошибок   Планирование

Задание 1 Ответить на вопрос: Какие правила практической деятельности соответствуют каждому принципу педагогического процесса?

Задание 2.Объясните механизм воздействия противоречий на развитие личности. Почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?

Задание №3

  1. сравните модели взаимодействия, докажите, что личностно-ориентированная модель более прогрессивная.
  2. заполните таблицу:
Признаки для сравнения Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель
Цель
Задачи
Форма работы
Тактика
Способ общения
Результат

Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка

Характеризуется следующими признаками:

Цель: вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание.

Лозунг в ходе такого взаимодействия: делай как я!

Способы общения: наставления, разъяснения, аппрет, требования, угрозы, нотация, крик, наказания.

Тактика: диктат и опека.

Задача педагога: реализовать программу. Методические указания превращаются в закон, не допускающий ни каких исключений. Складывается взгляд на ребенка как на объект воспитательной системы.

Центом педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, строящиеся по принципу школьного урока. Игра как вид деятельности ущемляется. Вся деятельность ребенка строго регламентируется взрослым.

В результате такого взаимодействия возникает взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, в дальнейшем может появиться негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательного воздействия. За пределами контакта со взрослыми поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.

Педагогический словарь

Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов

Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности

Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта

Наследственность- свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Самовоспитание- осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Деятельность- форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира.

Общение- порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми в формировании межличностных отношений.

Среда окружающая- природные , социально- экономические и материально- бытовые условия жизнедеятельности человеческого общества и каждого человека.

Среда социальная- окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, развития и деятельности.

Фактор- движущая сила, причина,существенное обстоятельство в каком – либо процессе, явлении.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества
  • Движущие силы и закономерности развития человека и формирование его личности
  • Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребёнка
  • Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы
  • Определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка
  • Учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения
  • Анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности

Педагогика как наука о воспитании. - student2.ru

Задание №1 приведите примеры (книги, статьи, интернет и др. источник) влияния среды на развитие личности (не менее 3)

Задание№2 докажите правомерность высказывания «Потребность - движущая сила и источник развития

Задание №3 заполните таблицу.

Раскройте суть влияния следующих факторов на развитие личности. Какие факторы являются наиболее важными.

Факторы Суть влияния на развитие личности
Наследственность  
Среда  
Воспитание  
Деятельность и общение  

Задание №4 составить таблицу возрастной периодизации детей и подростков, отразив в ней следующие моменты.

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познавательной деятельности Новообразования возраста
       

Педагогический словарь

Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.

Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание как педагогический процесс(в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Движущие силы процесса воспитания– совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Цели воспитания– в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.

Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.

Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.

Перевоспитание– перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»
  • Сущность и специфику движущих сил воспитания
  • Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»
  • Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс
  • Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе
  • Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания

Педагогика как наука о воспитании. - student2.ru

Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества

Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:

· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника

·

·

·

· Максимально опирался на собственную активность личности.

·

Задание №3 критерии воспитанности -это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности

Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.

Задание №4 раскройте понятия:

· Толерантность

· Творчество

· Самостоятельность

· Самоопределение личности

· Самообразование

· Нравственность

· Духовность

· Воспитанность

· Карьера

Задание №5прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе « !», если возник вопрос «?».

  Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.) Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач. Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям:
  • Гигиеническим
  • Эстетическим
  • Экономическим
  • Правовым
  • Этическим
Совокупность методов и средств воспитания определяют форму воспитательной деятельности. Понятие форма имеет множество значений: 1. внешнее выражение процесса воспитания 2. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. 3. система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. таким образом форма воспитания это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности. Формы воспитательной работы выполняю ряд функций:
  • организационную (способ организации)
  • регулирующую (способ взаимодействия)
  • информативную (способы познания)
Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности. одну форму от другой отличают:
  • продолжительность по времени (кратковременные и длительные)
  • вид деятельности ( трудовая, игровая, учебная и т.д.)
  • способ влияния педагога (непосредственно и опосредованно)
  • субъект организации (педагоги, родители, дети…)
  • результат (информационный обмет, принятие решения, совместное творчество, путешествие и т.д.)
  • количество участников (индивидуальная, групповая, массовая, коллективная)
Наиболее часто используемые формы воспитательной деятельности:
  • индивидуальные формы (беседа, консультация, задушевный разговор, поиск решения, обмен мнениями…). Данные формы работы способствуют раскрытию талантов ученика, помогают найти решения, раскрыть индивидуальность.
  • Групповые формы ( советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.) основная задача воспитателя создать условия для раскрытия способности каждым учеником.
  • Коллективные формы ( конкурсы, походы, агитбригады, тур слеты, спортивные соревнования, спектакли, концерты) воспитателю важно расположить к себе воспитанников, быть авторитетом, консультантом, помощником…
  Для успеха дела воспитатель должен знать своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.
 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Сущность понятий «методы воспитания»
  • Основные классификации методов воспитания.
  • Способы взаимодействия с воспитанниками.
  • Пути и средства выбора методов воспитания опираясь на особенности развития личности.
  • Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс.
  • Адекватно использовать методы воспитательного воздействия.
  • Выбирать пути и способы применения различных методов воспитания для создания условий самореализации личности.
  • Устанавливать доверительные отношения, с воспитанниками используя различные методы воспитания.

Педагогика как наука о воспитании. - student2.ru

Задание №1 составьте примерные темы (не менее 5) этической беседы с детьми.

Задание №2 определите педагогические условия эффективности применения метода поощрения.

Задание №3 Решите следующие педагогические ситуации:

Ситуация 1

Воспитателя смущает грубое поведение девочек в группе. Он хотел бы, что бы девочки имели красивые манеры.

Что Вы могли бы посоветовать воспитателю в достижении задуманной цели?

Ситуация 2

Воспитатель намеривается повесить картину на стену, обращается к детям: « нам так нужна эта картина, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить»

Оцените обращение воспитателя с точки зрения метода воздействия.

Задание №4прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».

  Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций:
  • Репродуктивную ( продолжение рода)
  • Хозяйственно-экономическую ( материальное обеспечение)
  • Воспитательную (формирование гражданской позиции)
  • Коммуникативную ( взаимодействие с другими социальными институтами)
  • Рекреативную ( сохранение здоровья, организация досуга)
Семьи классифицируются по разным признакам: · По количеству членов семьи ( однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные) · По условиям жизни (благополучные и неблагополучные) · По стилю воспитания ( гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические) Существуют правила эффективного воспитания в семье: · Люби ребенка таким, какой он есть · Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания · Умей выслушать · Быть примером во всем · Наказывать нужно не личность, а поступок ( не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию. · Не используй тотальный контроль · Будь заботлив в меру · Не унижай · Помни, от ошибок не застрахован никто · Больше разговаривай о жизни · Помогай решать трудности · Верь, что все получиться · На нарушай территориальных свобод · Оставляй право самому принимать решения. По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В современной литературе под коллективом понимают: 1. любая организованная группа людей 2. только высокоорганизованная группа. В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки: · общая социально значимая цель · общая совместная деятельность · отношения ответственной зависимости · общий выборный руководящий орган.   т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений. Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др. Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть. А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива:
  • гласность
  • перспектива
  • ответственность
  • параллельность действия
Стадии развития коллектива ( А.С. Макаренко)
  • формирование актива
  • влияние актива
  • высокий уровень организованности всех членов коллектива
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию. А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой( близка, средняя и далекая перспектива): · близкая перспектива ( « завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов) · средняя перспектива ( перспектива события) · далекая перспектива ( дальняя цель развития) по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы. Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко)
  • мажор
  • дружеское единение
  • защищенность
  • ощущение собственного достоинства
  • такт
  • социально - психологическая зрелость членов коллектива.
На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др.
  • низкий уровень развития – группа – конгломерат ( например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень.
  • Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень
  • Группа – кооперация ( высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД.
  • Группа – автономия ( внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива.
  • Коллектив
пути сплочения коллектива:
  • Совместная деятельность
  • Традиции
  • Соревнования
  • Самоуправление ( совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.)
  • Осведомленность
  • Выработка общего стиля
  • Тон и такт
  • Игра
  • Викторины
  • КВН
  • Туризм.
 
 

Задание №5заполни таблицу ( кратко)

знал новое думал иначе вопрос
       

Цели и задачи обучения

Педагогический словарь

Дидактика– область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования

Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей

Функции процесса обучения – назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом

Закономерность– отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.

· Научности

· Наглядности

· Систематичности и последовательности

· Активности и сознательности

· Воспитывающего характера обучения

· Развивающего характера обучения

· Прочности

· Учета индивидуа

Наши рекомендации