Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности..
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
Ранний возраст.
Приемы прямого руководства: - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре; - показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого;- совместные с воспитателем игровые действия; - включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач); - демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов; - применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком;- подсказывающие вопросы.
Приемы косвенного руководства: - подбор игрушек с определенными свойствами; - рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении; - наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения; - разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок); - подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей); - рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций; - создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом); - изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых); - постановка педагогом проблемной ситуации.
Таким образом, В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носитознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительнойигры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
Младший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
Вторая младшая группа
Обучение способам игрового отражения действительности:- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта); - обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере.
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста); - поощрение; -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная); - помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой).
Средняя группа: - включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто); - вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений; - экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми; - создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения); - чтение художественных произведений, драматизация сказок; - наблюдение за играми других детей; -напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды: - сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек; - внесение в среду новой игрушки; - изготовление детьми атрибутов для игры.
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин); - создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:- театрализованные игры; - игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »; - дидактические игры «Кому что нужно для работы»…
Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек); - с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
- поощрение;- привлечение в игру малоактивных детей.
Таким образом, На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства: - Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства: - обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы); - привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста); - расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами; - включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок; - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность; - спланировать ход игры, последовательность действий; - распределить роли, согласовать замысел; - помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре; - наблюдение за игрой детей; - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды); - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности; - создать игровую ситуацию; - индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Таким образом, к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.