Методика руководства сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте

Вспомнить особенности развития игровой деятельности в стершем дошкольном возрасте.

O Первый этап - Диагностический (см. алгоритм в мл.дошк. возрасте).

O Второй - Подготовительный этап.

Задачи:

1. Развивать интерес к окружающей действительности, труду людей, общественной жизни.

2. Развивать интерес к разнообразным видам игр с новой тематикой и содержанием.

3. Обогащать содержание и сюжеты игр посредством ознакомления с трудом взрослых, общественными явлениями,

4. Обогащать представления детей о коллективном характере труда людей, о разнообразных связях между людьми (семейными, производственными, общественными). В чем суть коллективного характератруд? От каждого зависит общий результат труда. Как реализуется коллективный характер труда? Люди
передают свой результат труда другим людям.

5. Продолжать знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес.
Методы и приемы:

· Наблюдения на прогулках и экскурсиях за общественной и трудовой деятельностью людей и явлениями природы (См. материалы из методик трудового воспитания; экологического воспитания, развития речи).

· Рассказы педагога о явлениях общественной лайки, труде людей

· Участие детей в труде взрослых

· Организация встреч с людьми разных профессий.

· Чтение анализ художественной литературы.

· Создание выставок предметов труда, инструментов, результатов труда

· Составление детьми рассказов об общественных явлениях, труде людей, традициях жизни семьи, оформление их в альбомы с рисунками, изготовление книжек-самоделок.

· Рассматривание фото, картин, иллюстраций

· Инсценирование литературных произведений

· Обобщающие беседы о труде взрослых

· Проведение игр-путешествнй

· Использование модельных дидактических игр о труде взрослых.

Игра как средство

1. Воспитывать интерес к поступкам и действиям людей, их делам.

2. Вызвать желание следовать положительным примерам поведения взрослых, героев литературных произведений

3. Воспитывать гуманное отношение к взрослым и сверстникам, развивать конструктивные умения и навыки, формировать навыки создания игрового образа (при помощи интонации, мимики, действий), передающего отношение к изображаемому человеку, герою произведения

4. Развивать воображение детей, их творческие способности

5. Формирование умений и навыков сотрудничества в совместной деятельности.

Методы и приемы

· Наблюдения за взаимоотношениями людей (нравственные, трудовые, семейные) в процессе их совместной деятельности, жизни. Цель: выявление характера отношений между людьми, способов выражения отношения, правил взаимоотношений

· Беседы по прочитанным литературным произведениям, в которых дается характеристика личностных качеств героев, описывается их поведение в различных ситуациях

· Оценка детьми действий и поступков героев произведений, сверстников, взрослых

· Беседы об общественной значимости труда людей, профессиях

· Этические беседы (Антонова Д.В. 1977, №2, Князева Л.П)

· Инсценированиеколлизийных нравственных ситуаций с последующим их анализом (материалы Золотаревой) Цель: формирование умений при помощи этихситуации осуществлять нравственный выбор поведения.

· Занятия по конструированию (по образцу, по замыслу, по теме)

· Организация различных видов совместной деятельности детей (художественной и трудовой).

Цель: освоение умений и выработка навыков сотрудничества.

Игра как форма организации жизни детей.

1. Воспитывать интерес и симпатию к сверстникам желание играть вместе с ними.

2. Формировать знания о правилах поведения или создавать их совместно с детьми.

3. Продолжать формировать умения совместной деятельности (слушать партнера, согласовывать с ним цель совместной деятельности, обсуждать план ей выполнения, распределять обязанности с учетом интересов квозможностей каждого участника, умения тактично отказываться, аргументируя отказ, убеждать партнера, внимательно и уважительно
относиться к просьбам и советам, помогать друг другу по ходу выполнения деятельности)

4. Учить оценивать результат совместной деятельности как общий

5. Упражнять детей в свободном использовании группового пространства для организации самостоятельных видов деятельности

Методы и приемы.

· Наблюдения за играми сверстников, взаимооценку детей результата продуктивных видов деятельности

· Организация подвижных и хороводных игр с нравственным содержанием (описывает нравственные качества ребенка, назначаем ведущим отверженного ребенка, объединено в пары конфликтных детей)

· Изготовление подарков, сюрпризов для детей группы

· Оценка взаимоотношений и общения детей в разных видах совместной деятельности.

O Третий этап - обучение игре.

Игра как деятельность

1. Продолжить развивать интерес к разнообразным играм, обогащать игровые интересы

2. Учить комбинированию элементов различных видов игр (соединение с/р игры с играми-драматизациями, строительно-конструктивными, играми-фантазированиями)

3. Продолжать совершенствовать умения переносить впечатления, знания в игровую ситуацию.

4. Учить использовать конструктивные, художественные, трудовые умения в реализации игровых замыслов

5. Совершенствовать игровые умения (игровые действия, умения вести ролевой диалог, умения ролевого взаимодействия) к умения оценивать себя и сверстника в игре.

6. Формировать умения сюжетосложения

7. Учить детей менять роли по ходу игры в зависимости от изменения игрового сюжета и игровой ситуации

8. Развитие творческих способностей в игре (комбинирование сюжетов игр, создание вариативных игровых образов, изменение игровой, среды, вариативного использования заместителей, умения создавать перспективу игры.

Методы и приемы.

· Беседа перед игрой е целью определения темы игры, ее сюжета, справедливого распределения ролей, определения места для игры, напоминания правил поведения

· Рассматривание перед игрой иллюстраций, картинок, моделей (моделирование трудового процесса), способствовать определению игрового замысла или содержания той или иной роли

· Оказание помощи в распределении ролей и установление связей между ними посредством советов, объяснений прямых или косвенных указаний.

· Организация игры-фантазирования. Цель: способствовать становлению умения сюжетосложения. Последовательность работы: вместе рассказать сказку (научиться слушать друг друга), введение новых героев, изменение сюжета сказки, объединение сюжетов нескольких сказок, придумывание реалистической истории, вплетение ее в фантастический сюжет. Проигрывание скомбинированного сюжета как переход к с\р игре

· Беседа после игры Цели; оценка качества выполнения ролей, оценка взаимоотношений детей в игре, оценка результата игры как общего, совместного.

Игра как средство.

Задачи

1. Учить выполнять нормы и правила поведения в обществе.

2. Учить ориентировать свое поведение (игровое и реальное) на партнере.

3. Воспитывать дружелюбие, стремление к сотрудничеству.

4. Развивать творческие способности.

Методы и приемы

• Беседа перед игрой и после игры с целью совместного проговаривания правил объединения детей в игре:

­ договариваясь об игре, внимательно выслушай товарища, предложи свою тему, сюжет, объясни, с чем тыне согласен и почему

­ предлагая товарищу роль, подумай, какую бы он хотел выполнять роль в игре, постарайся учесть его желание

­ если многие хотят выполнить одну н ту же роль, то стоит установить очередность

­ постарайся быть справедливым к товарищу, выбирай для игры разных детей, а не
только тех с кем дружишь,

­ старайся договариваться, а не сориться, иначе игра не получиться (Артемова в сб.
Проблемы дошкольной игры)

Совместный с детьми анализ конфликтных ситуаций, возникших по ходу игры. Цель: обучение разнообразным способам их разрешения.

Положительная оценка нравственных поступков и поведения детей в игре
Пример взрослого в совместной игре.

Создание проблемно-нравственной ситуации по ходу развертывания игры.

Беседа после игры. Каким партнером ты был.

Игра как форма организации.

Задачи:

1. Учить детей способам самоорганизации на каждом из этапов игры (способом сговора
на игру, планирование игры, распределение в ней ролей - считалки, конкурсы, очередность,
обсуждение возможностей выполнения роли ребенком)

2. Формировать умение самостоятельной оценки общего результата игры

3. Учить, самостоятельно обогащать содержание игры, планировать перспективу ее
развития (Все ли у нас есть в группе, чтобы поиграть в эту игру?)

Методы и приемы. .

• Беседа перед игрой, советы воспитателя по объединению детей в играющие подгруппы на
основе общих интересов

• Моделирование игры на этапе планирования.

• Индивидуальное обучение игровым умениям тех детей, которые испытывают затруднения в
совместной игре и оказываются непринятыми в общие игры детей, организация вхождения в
игру вместе с воспитателем.

• Прием объединения в игре нескольких тем и сюжетов.

• Индивидуальная работа с лидерами, организаторами игр. Цель: подготовить их к предстоящей игре

• Беседа после игры, в которой дается анализ и оценка организаторских умений детей

O 4 этап - самостоятельная игра детей.

Игра как деятельность.

1. Развитие игровых интересов, их обогащение

2. Развитие желания играть на разнообразные темы.

3. Формирование умения самоорганизации в игре

4. Поощрять стремление детей к самостоятельному обогащению содержания игр
новыми игровыми сюжетами, игровыми действиями, элементами фантазирования.

5. Формирование умения вариативно использовать игр среду
Методы и приемы.

• Беседы с детьми об играх других детей

• Обсуждение с детьми тем разных игр, их сочетания и усложнения,

• Совместное сочинение реалистических историй, которые могут выступать в качестве основы для сюжета

• Обогащение представлений детей об окружающем посредством чтения художественных произведений, рассказов воспитателя

• Изготовление детьми игр оборудования

• Беседа после игры, где дается оценка самостоятельности ребенка в игре.

• Использование проблемно-игровой ситуации и других стимуловдля мотивации игры - письма, выставка предметов, сочинение историй.

Игра как средство.

1. Воспитывать инициативность и самостоятельность в игре

2. Развитие творческих способностей через фантазирование

3. Содействовать развитию самосознания ребенка через обучение самооценке и оценку сверстников и воспитателя.

4. Учить замечать настроение и затруднения партнера по игре.

5. Побуждать к доброжелательному, альтруистическому поведению в игре, проявлению способности к эмпатии, развивать стремление оказывать помощь советом или действием.

6. Воспитывать коллективные взаимоотношения.

Методы и приемы

· Беседа после игры (оценка поведения и нравственных качеств)

· Взаимооценка детей друг другом после игры (игровых качеств, отношения к партнеру)

· Беседа о перспективах игры.

Игра как форма.

1. Содействовать проявлению желания самостоятельно организовать совместную игру.

2. Содействовать проявлению в игре умений сотрудничества.

3. Продолжать развивать умения и навыки совместной деятельности.

4. Развивать настойчивость, целеустремленность в достижении игрового результата.

5. Обеспечивать широкие возможности для организации игровой среды.

6. Учить быстро и качественно наводить порядок.

Методы и приемы.

• Обогащение игровой среды новым игровым оборудованием, вариативному по своему содержанию.

• Предварительное обсуждение и планирование игровой среды, зарисовка плана игровой среды, совместное изготовление атрибутов к игре.

• Беседа после игры (оценка умения самоорганизации, сотрудничества, результата).

• Объединение детей в игры на основе учет* их отношения друг к Другу, игровых интересов, уровня развития игровой деятельности, индивидуальных особенностей (реализация условия индивидуально-дифференцированного подхода в процессе руководства игрой).

Наши рекомендации