Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Важная роль в дошкольной жизни ребенка отводится сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют жизнь взрослых и отношения между ними, общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. (Эльконин, Выгодский изучали сюжетно-ролевую игру)
Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развернутым сюжетом, игровые замыслы у детей становятся все интереснее и разнообразнее. Этапы становления сюжетно-ролевой игры:1.этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.
2. этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры -- действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.
3. этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.
4. этап. Основное содержание игры - это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная она определяется опытом детей.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевая игра имеет структурные компоненты: сюжет или ее содержание, игровые действия, роли, правила.Содержание игр в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль является средством реализации сюжетно-ролевой игры.
Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор предметов-заместителей, также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей.
Предметы-заместители помогают детям развернуть игру. Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов, с которыми можно непосредственно действовать.
Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Сюжетно - ролевая игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни.
От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе.
Через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни, поэтому в подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста: малышам нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире и будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло, а для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулировать коллективные игры. Предметно-игровая среда является средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры; побуждает детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности.
Таким образом, для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является партнером, и создания условий для самостоятельной детской игры. Своевременное изменение игровой среды направляет ребенка на самостоятельный поиск и активное решение игровых задач, побуждает к различным способам воспроизведения действительности в игре.