Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.
Периоды освоения сенсорных эталонов:
До 3 лет – сенсомоторные предэталоны: ребенок накапливает сенсорный опыт, не выделяя особенности предмета.
3-5 лет – предметные предэталоны: ребенок пользуется предметами эталонами в области свойств предметов (круглый как яблоко).
5 и выше – усвоение систем общепринятых эталонов (огурец какой формы?Овальной)
Основной целью сенсорного воспитания является воспитание сенсорной культуры и развитие сенсорных способностей. Т.е. формирование у детей умений, которые способствуют совершенствованию процессов рисования, конструирования, труда. Это умения находить предметы в пространстве, выделять их, умения находить части предметов и составлять из них целое.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи сенсорного воспитания:-Формирование у детей систем сенсорных эталонов; -Формирование систем обследовательских действий; -Формирование умений применять системы сенсорных эталонов и обследовательских действий в познавательной и практической деятельности ребенка.
Обследовательские (перцептивные действия) – система специальных действий, выработанная человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего.
Содержание сенсорного воспитания: представлены в программах, широкое накопление сенсорного опыта детьми, освоение обследовательских действий (систем).
Условия сенсорного воспитания в д/с: осуществляется в самостоятельной деятельности детей и целенаправленном обучении.
Методика сенсорного воспитания в детском саду.
1 этап.Цель: привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен (воспитатель показывает лодочку, которая будет долго плавать, если правильно выбрать бумагу.На ошибке учимся выделять признак).
2 этап.Цель: обучение детей обследовательским действиям (воспитатель сам показывает и называет персептивное действие – бумага гладкая… дети повторяют все за ним; сравнивает свойство с противоположным свойством – плотная-мягкая бумага).
3 этап.Цель: формирование представлений об эталонах. (Формировать умение группировать предметы по одному качеству).
4 этап.Цель: упражнять в использовании сенсорных эталонов и обследовательских действий в повседневной жизни ребенка. Для чего необходима система знаний. (Например, отобрать бумагу для изготовления самолетика или для ящика для рассады).
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Это знакомство с цветом, форматом, величиной, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов. При этом ставится задача повышения чувственности соответствующих анализаторов; развитие тактильной, зрительной, слуховой, обонятельной и др. чувственности.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов. Формирование представлений о сенсорных эталонах обучения обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления его свойств, которые важно знать, чтобы успешно справиться с деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования.
Есть общее правило обследования: -Восприятие целостного облика предмета; -Мысленное деление его на основные части и выявление их признаков (цвет, форма); -Пространственные соотношения частей друг с другом (справа, слева); -Вычленение мягких деталей, установление их пространственного расположения по соотношению к основным частям; -Повторное целостное восприятие предмета.