Билет 11: методика обучению чтению на иностранном языке в средней школе
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, заключающийся в восприятии, переработке информации, поступающей через зрительный канал и представленной
в графическом коде. Единица восприятия – слово. Смысловая переработка воспринятой зрительно информации начинается с синтагм, которые объединяются затем в предложение
и, наконец, в текст.
Характеристики чтения как ВРД:
- деятельность гибкая, т.к. скорость регулирует сам читающий.
- зрительный анализатор лучше развит, чем слуховой.
- при чтении восприятие происходит «полями» - единицы восприятия м.б. разные: слово, словосочетание, синтагма и т.д. (единица восприятия гибкая). На этом основано динамическое чтение (восприятие и воспроизведение не отдельных букв и слов, а групп слов, блоков)
- обучение чтению требует много частных умений: скорость, анализ, догадка, память, прогнозирование, речевой слух и др.
наличие внутреннего проговаривания
- необходимо учитывать двунаправленность внимания при чтении (форма/содержание)
Одновременное восприятие формы и содержания обеспечи-вает полное понимание, при этом многие мыслительные операции (вычленение опознавательных признаков, установление связей в тексте и др.) протекают в свернутом виде.
2 метода обучению чтению:
- аналитико-синтетический (на основе звуко-буквенного анализа, с опорой на правила чтения)
- на основе целых слов (на начальном этапе)
Цель обучения чтению – сформировать и развить умения и навыки, обеспечивающие процессы восприятия и понимания письменного текста. Их принято делить на две группы:
а) технические навыки чтения (знания звукобуквенных соответствий и умение прогнозировать развертывание языкового материала)
принципы обучения техники чтению:
1. новая лексика вводится на основе уже знакомых слов.
2. слова ставим по аналогии (группировка слов по сочетанию букв, звуков)
3. по контрасту
4. в произвольном порядке
5. чтение словосочетаний и предложений (с введенными словами) с учетом пауз, интонации, ударения
6. работа с текстом (можно включить в фонетическую зарядку)
Контроль по признакам: скорость, правильность, слитность, интонация, ритм
-Увеличение скорости чтения про себя является важным условием формирова-ния
и совершенствования технических навыков.
На начальном этапе для развития техники чтения могут использоваться след. упр-я:
- чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, стихов, небольших диалогов
- нахождение в ряду слов, слова с отличительным признаком
- составление из букв слов, из слов - предложений
- вставить пропущенные буквы в слова
- объединить слова по теме
- заполнить пропуски в предложении/тексте
- чтение текста в установленное время
б) умения и навыки смысловой пе-реработки воспринимаемой информации.
3 уровня глубины понимания текста:
- понимание основной темы (соответствует просмотровому чтению)
- общее понимание (80%) (соответствует ознакомительному чтению)
- детальное понимание (100%) (соответствует изучающему чтению)
Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить на три основные группы, соответсвующие характеру переработки информации (степени полноты, точности и глубины):
- Восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;
- Извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;
- Осмысление извлеченной информации.
Техника чтения и осмысление понимания связаны между собой. Однако хорошая техника чтения не означает полного понимания текста. В методическом плане важнее понимание текста.
Трудности при чтении:
- омонимы, омографы (пишутся одинаково, имеют разный смысл)
- синонимы, антонимы
- слова с переносным значением
- служебные слова
- дистантные конструкции
- инверсия
- сложный синтаксис
Для совершенствования техники чтения - упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя (-небольшие по объему тексты, -5 - 6 минут).
На продвинутом этапе чтение вслух - хорошее фонетическое упражнение, способ-ствует развитию умений и навы-ков говорения (1-2 абза-ца, тщательная отработка текста, используя фонетическую разминку).
Для каждого вида чтения - разные виды текстов. (см. билет 12)
Контроль понимания:
На начальном этапе обучения проверяются: узнавание и назы-вание букв; соотнесение букв
и буквосочетаний со звуками; озву-чивание слов, словосочетаний, предложений; деление предложе-ний на ритмические группы, интонирование; полное и точное по-нимание текстов (для изучающего чтения): понимание общего содержания текстов (для ознакомительного и поискового чтения): правильное, обращенное чтение вслух.
Для проверки понимания на продвинутых этапах (среднем и старшем) используются разные упражнения для различных видов чтения.
Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений: прогнозировать содержание по заголовку и иллюст-рациям; ставить вопросы к основной информации и отвечать на них; выбирать заголовок, адекватный содержанию текста; делить текст на смысловые части
и озаглавливать их; делать выписки основной информации.
Для проверки изучающего чтения: составить развернутый план (резюме, выводы, коммен-тарий); назвать утверждения, которые нужно подтвердить или оп-ровергнуть; поставить вопросы ко всему тексту; выполнить выбо-рочно или полностью адекватный перевод текста.