Билет 10: Обучение монологической речи на уроке иностранного языка в средней школе

Цель обучения монологической речи:

- развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение
в разнообразных социально-детерминированных ситуациях, а именно рассказать о себе
и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или полученной информации.

Монолог – развернутый и организованный вид речи, для осуществления которой говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний.

Характеристики монологической речи:

- непрерывность

- объемность

- экспрессивность (порождается 1 лицом)

- целенаправленность

- логичность

- связность

- учитывает ситуацию общения (соответствие речевой задаче)

- последовательность

- завершенность и ясность мыслей

- контекстность (собеседнику должно быть понятно, о чем идет речь)

- развернутость и полносоставность предложений

- разнообразие грамматических структур и лексики.

- обычно подготовлена заранее, не спонтанна.

Монологическая речь как продуктивный ВРД включает в себя: мотив, коммуникационную задачу, замысел, логичное построение, проверку грамматики и лексики, произнесение, постоянную обратную связь (ясно ли изложила, не оговорилась ли)

Сначала формируем элементарные умения и навыки монологической речи, затем усложняем качество и увеличиваем их количество.

Виды монологической речи:

1. ситуативная (первой появляется у детей) – не понятна без конкретной, наглядной ситуации,

2. контекстная – речь, понятная в отрыве от ситуации.

Монологическая речь может быть репродуктивной (зазубривание), репродуктивно-продуктивной (пересказ), продуктивной (самостоятельное творческое высказывание).

Функции монолога: воздейственная, информативная, эмоционально-оценочная.

В результате монолога получается продукт монологической речи – текст (информативность, структурированность, логичность, целостность)

Виды текста:

- повествование (появляется первым. Логика временная. Последовательность изложения
в повествовании определяется порядком развития событий, о которых идет речь. Так как события всегда связаны с действиями, то в повествовании используются различные глаголы,
а также большое количество имен существительных, называющих действующих лиц или предметы. Например: пришел, увидел, победил.)

- описание (логика вневременная, часто пространственная, много прилагательных, предлогов, связующих слов, наречий места.)

- рассуждение (логика доказательная, есть тезис, антитезис, выводы, используются союзы
и клише, которые позволяют высказать свою точку зрения)

Композиция всех трех видов текстов: вступление, основная часть, заключение.

Пути обучения:

- индуктивный (обучение умению высказываться на элементарном уровне через усложнение до свободного высказывания. Сначала мысль высказывается одной фразой, затем абзац, микротекст, макротекст (свободный, творческий, спонтанный, без опоры). Нужен постоянный стимул и много опор.

- дедуктивный – обучение на основе текста-образца. Это должно быть типичное высказывание по данной теме, содержащее весь речевой материал, логичное, имеющее связующие элементы, может содержаться оценка. В результате надо прийти к спонтанной речи.

Этапы формирования монологической речи (по дедуктивному пути):

- общее введение в тему

- актуализация лексико-грамматического материала

- предъявление текста (устно, письменно)

- контроль общего понимания

- тренировка в чтении текста - фонетическая проработка (фонетическая зарядка); серия заданий на технику чтения (хором по синтагмам, самостоятельно по предложениям фронтально, поисковое, индивидуальное по абзацу и др.); задаем критерии оценки: темп, правильность, выразительность

- контроль детального понимания, проработка содержания текста: анализ, дословный перевод трудных мест, литературный перевод трудных мест.

- подготовка пересказа текста. Виды: краткий/подробный, творческий (пересказ + свое мнение) или пересказ от лица героя. Выделить главное и второстепенное, зафиксировать в виде плана, вопросов, тезисов, ключевых слов. Работа со схемой.

- пересказ (собственно пересказ и контроль)

- варьирование

- итоговый контроль навыка (спонтанное высказывание: выскажи свое мнение, прокомментируй, опиши, сравни) – итог работы.

Контроль по признакам:

- разнообразие лексики и грамматических структур, а также правильность их употребления

- развернутость и последовательность сообщения

- соответствие языковых средств ситуации общения

- объем высказывания

- наличие речевого намерения и его реализация

- наличие субъективной информации (личное отношение)

Наши рекомендации