Обучение монологической речи

1)«сверху- вниз»-развитие монологических навыков на основе прочитанного текста.

Требования к текстам: 1)должны содержать значимую для ученика проблему и осн. объём инф-ции, необходимые для ее решения; 2)должны содержать осн. наиб. важн. словосочетания, опираясь на которые ученик сможет высказать в монологической форме;3)должны иметь материал для рассуждений, размышлений, развитие мыслей по определенной тематике.

Достоинства этого пути: 1)текст наиболее полно отчерчивает ситуацию; 2) текст высоко информативен; 3)аутеничность и разножанровость исходного материала.

Примеры упражнений:

Подготовит. ( языковые) упр.- направлены на снятие лекс., грамм., фонетич. трудностей: имитация, постановка, трансформация, расширение/комбинирование.

Речевые упр.: на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини- монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и тд. Текстов. этап- выделение и нахождение ключевых слов, синонимов; составление плана имеющегося текста. Послетекстовый этап - упр. на проверку понимания проблемы (ответить на вопросы; согласиться/ опровергнуть утверждения; доказать, что…; и тд.); упр. на интерпретацию текста (напр. Рассказать текст от лица главн. Героя, написать ему письмо). Реч упр форм-ют умения структурной организации текста(причинно-следств связи,заполнение пропусков с использованием ср-в связи,распр-е предл по степени важности, нахожд-е примеров на осове заявл темы)

Роль пересказа при обучении монологу: (Соловова)

Такой монолог (пересказ) будет формально соответствовать всем основным характеристикам. Однако его вряд ли можно назвать речью по сути, тк реальным автором данного произведения был и остается автор текста.Однако, на уроке ин. языка пересказ имеет гораздо большее отношение к отработке лекс., грамм. навыков, к проверке умений читать с полным пониманием, чем к формированию собственно речевых навыков. Пример: рассказать текст от лица одного из героев; дать хар-ку одному из героев текста; оправдать/осудить поведение или позицию героя/ автора и тд. Какое бы задание ни выбрал ученик, это будет не механическое заучивание текста, а подлинно самостоятельное речевое высказывание. Учащийся будет создавать свое неповторимое, речевое произведение, основываясь на материале текста будет учиться интерпретировать и трактовать по- новому факты, слова, поступки и тд., производить необходимые языковые и речевые трансформации текста.

2)Путь «снизу вверх»-без опоры на определенный текст, исп-тся в 2-х случаях: 1) когда запас слов слишком мал, начальный уровень. 2) запас слов на столько хорош, что не нужно опираться на какой-либо текст, сред. и старш. уровень. Мы должны быть уверенны в том, что у учащихся есть достаточный информац. запас по теме, уровень языка достаточный для успешного обсуждения этой темы на ин.языке.

Достоинства:

- возможность использования межпредметных связей;

- творческий подход к осмыслению проблемы.

Опоры в развитии навыков монологической речи.

Опоры бывают языковые, речевые и содержательные. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяется в зависимости от конкретных условий обучения. Что лежит в основе выбора опор?

-Возраст и уровень общей образованности обучаемых.

-Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников.

-Особенности речевой ситуации.

-Характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.

-Индивидуальные особенности личности обучаемых.

Контроль:

Принимается во внимание 2 вида показателей:

Качественные показатели - это степень информативности высказываний, соответствие предложенной теме, связанность высказывания.

Количественные характеристики - объем высказывания, принято говорить о времени говорения.

Наши рекомендации