Педагогика как наука, ее задачи и предмет исследования
ВОПРОС 1.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА, ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ.
Педагогика(от греч.-вести дитя)
Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.
К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Обычно эти профессии подразделяются на несколько специальностей,под которыми принято понимать ограниченный (вследствие разделения труда внутри профессии) вид деятельности. Так, в самой массовой педагогической профессии — учительской — выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, математики, иностранных языков и т.д.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая")
. Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а
гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков.
Специфика педагогической профессии.
По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу
. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
Требования к личности педагога.
Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами:
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
гуманистическая направленность, любовь к детям;
духовная культура, интеллигентность;
инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;
физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
потребность и готовность к постоянному самообразованию.
Социальные функции учителя (изменяются вместе с развитием общества):
· «аккумулятор» социального опыта, хранитель и носитель многообразных человеческих ценностей. Передает их молодому поколению;
· преемственное звено в цепи поколений; связующее звено между прошлым и будущим;
· ускоритель (катализатор) общественного прогресса; способствует формированию специалистов, владеющих новыми прогрессивными технологиями;
· лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам педагогической теории и практики;
· формирует духовный мир молодежи в соответствии с ценностями общества;
· специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведения людей. Выбирает тот материал, который будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе
ВОПРОС 2.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ.
Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.
Основные признаки профессиональной педагогической деятельности:
1. Она носит преднамеренный характер в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи.
2. Ею занимаются специально подготовленные люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями.
3. Для ее реализации существуют определенные формы (уроки, занятия и т.д.).
4. Она преследует цель, раскрывающуюся в трех видах задач: образовательной (научить чему-либо, передать систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях); воспитательной (воспитать качества, сформировать привычки); развивающей (развить способности, интересы, память, воображение и т.д.)
5. Ее цель во многом определяет содержание обучения и воспитания (образования), которое задается государством и т.д.
Деятельность педагога имеет свою структуру:
1.Мотивация.
2.Педагогические цели и задачи.
3.Предмет педагогической деятельности.
4.Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
5.Продукт и результат педагогической деятельности.
Цели педагогической деятельности, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели – развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
·Средствами педагогической деятельности являются:
научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
"носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
·Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
объяснение;
показ (иллюстрация);
совместная работа;
непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
тренинги и др.
·Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических нравственно-этических, эмоционально-смысловых ,предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
его личностное совершенствование;
интеллектуальное совершенствование;
становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Преподавание –это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной детальностью школьников.
Воспитательная работа –это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Компоненты структуры пдагогической деятельности
. В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в умениях):
– конструктивная деятельность – конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
– организаторская деятельность – выполнение системы действий, направленных на активное включение учащихся в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности учителя;
– коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;
– гностический компонент – система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;
– контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
ВОПРОС 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражены вегопрофессиограмме.
Профессиограмма педагога - идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т. д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
Профессиограмма учителя описывает требования к его педагогической компетентности.
Под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Содержание теоретической готовности составляют
1) знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные);
2) аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.
Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организагорские и коммуникативные.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая.
Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Оно формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу составляет любовь к детям. Профессионально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.
Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.
Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.
Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога.
Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты.
. Развитие личности педагога в системе педагогического образования.
В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.
Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании:
- проблемы нового целеполагания;
- проблемы новой структуры образования;
- проблемы обновления содержания образования;
- проблемы обновления организационных форм и методов.
Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогического образования.
Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.
Многоуровневое педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами, обеспечивает решение следующих задач:
личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;
обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;
преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.
ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЕЁ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА
По своему происхождению термин "дидактика" означает "поучающий", а "didasko" - изучающий. Видимо, это и послужило толчком для Я.А. Каменского определить дидактику как "всеобщее искусство всех учить всему". В ее структуре он рассматривал и вопросы воспитания, которые, как и обучение, трактовал как необходимое условие "формирования нравов в направлении всесторонней моральности". По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841), И.Г. Песталоцци (1746 - 1827), А. Дистервег (1790 - 1816), К.Д. Ушинский (1824 - 1870), Д. Дьюи (1859 - 1952), Г. Кершенштейнер (1854 - 1932), В. Лай (1862 - 1932) и др. На развитие отечественной дидактики в конце XIX - начале XX веков большое влияние оказали своими трудами П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Г. Гастев, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак и другие. Предмет и задачи дидактики Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предметом ее выступает система отношений: "педагог - обучаемый", "обучаемый - учебный материал". Многообразие этих отношений составляет сущность обучения. Однако специфическим, главным отношением в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта от поколения к поколению является отношение между двумя организованными деятельностями - преподаванием и учением, т.е. деятельностью тех, кто обучает и тех, кто обучается. Это отношение организует всю систему дидактических отношений и их конкретное проявление в процессе обучения. Задачи дидактики состоят в том, чтобы: - описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; - разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения. В решении этих задач общая дидактика использует достижения смежных наук, а именно: философии, психологии, возрастной психологии, а в последние десятилетия и данные кибернетики. Именно кибернетика в значительной степени обусловила разработку в дидактике программированного обучения, алгоритмизацию и системно-структурный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе. Пользуясь данными психологии, дидактика, например, осуществляет сложнейший анализ внутренних сторон обучения, закономерностей в области познавательной деятельности обучаемых, условий формирования мотивационно-потребностной сферы учащихся. Возрастная физиология, в свою очередь, обеспечивает дидактику пониманием механизмов сложнейших процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операционных действий Философия служит основанием для разработки дидактикой личностно-ориентированного обучения, а теория познания составляет методологическую основу процесса обучения, в структуре которого формируется характер и направленность познавательной деятельности обучаемых. Основными понятиями общей дидактики как науки являются: "преподавание", "учение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуация", "метод обучения", "педагог", "обучаемый" и др. Это - специфические понятия дидактики как науки. Но наряду с этими понятиями, дидактика оперирует другими понятиями, а именно: "обучение", "образование", "самообразование", "воспитание. По мнению представителей новой педагогики, главной проблемой дидактики стала активизация обучаемого в процессе обучения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный, естественный, спонтанный характер. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Получение знаний обучаемыми в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда название "обучение через делание". Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях обучаемого и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании "абстрактного" знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется слиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и этические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального
14. СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИв основе определенной д. Теории или концепции лежит понимание сущности процесса обучения.
Для оценки Д. теории или концепции выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с определенной теорией или концепцией. В качестве основных показателей результативности обучения принимают полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения (в качестве которых могут быть приняты психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достижения целей, сколько о трудоемкости, времени и за-траченных ресурсах(материальных,экономических,человеческих).
«Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем — это и есть истинное знание».
Конфуций
Концепция Д. энциклопедизма. Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорциональна количеству изученного учебного материала. В этом случае содержание образования перегружено информацией, лавиной, обрушивающейся на обучающегося. Для полного освоения содержания образования требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.
Концепция Д. формализма. Данное направление характеризуется переоценкой субъективно-процессуальной стороны образования. Его сторонники (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. Концепция Д. прагматизма (утилитаризма). Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не чтению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через «погружение» обучающегося в разные виды деятельности. Концепция функционального материализма. В основе концепции (В. Оконь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. Поэтому в качестве основного критерия для построения учебных дисциплин представители этого направления видят ряд «ведущих идей», имеющих мировоззренческое значение. Например: идея эволюции в биологии, функциональных зависимостей в математике, классовой борьбы в истории. Слабость данной концепции состоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.
Парадигмальная (от греч. paradigma — пример, образец) концепция обучения. Суть этой концепции (Г. Шейерль) состоит в том, что учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содержания вместо непрерывного изложения всего учебного материала. Целое познается путем скрупулезного и основательного анализа единичного факта, явления или события.
Кибернетическая концепция обучения. Представители данного направления (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц) рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной информации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний. При этом недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса.
Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах:
• всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;
• основной метод — упражнение.
Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями.
Слабость ассоциативной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.
Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) установили, что возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы:
• предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;
• формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;
• формирование действия по внутренней речи;
• переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.
В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со стороны учителя и уяснением обучающимся ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий.
Управленческая модель обучения. Авторы данного направления (В. А. Якунин и др.) рассматривают обучение в терминах управления. С этих позиций процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических, оперативных задач). Раскрывая процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления:
• формирование целей;
• формирование информационной основы обучения;
• прогнозирование;
• принятие решения;
• организация исполнения;
• коммуникация;
• контроль и оценка результатов;
• коррекция.
Тенденции развития системы образования и обучения. Сложившуюся в мире систему образования многие называют «поддерживающим обучением». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначено в основном для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека.
Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения — «инновационный». Ему присущи две характерные особенности. Первая — это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности.
15. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ТИПЫ ОБЩЕОБР.УЧ.ЗАВЕДЕНИЙ, КОТОРЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
общеобразовательные (основные и дополнительные);
профессиональные (основные и дополнительные).
К основным общеобразовательным относятся программы:
дошкольного образования;
начального общего образования;
основного общего образования;
среднего (полного) общего образования.
К основным профессиональным относятся программы:
начального профессионального образования;
среднего профессионального образования;
высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
в форме семейного образования; самообразования; экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему и высшему профессиональному образованию).
Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.
2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
дошкольные:
образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
дошкольное образовательное учреждение
учреждение "Школа - детский сад" общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):
общеобразовательное учреждениеобщеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой, кадетская школа (кадетская школа-интернат)образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательная школа-интернат, вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение, учреждение "Школа - детский сад"
учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:
образовательное учреждение начального профессионального образования
образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)
военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
учреждения дополнительного образования взрослых:
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
учреждения дополнительного образования детей: образовательное учреждение дополнительного образования детей
межшкольный учебный комбинат
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:
специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.
3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации. См. подраздел "Управление системой образования".
4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.
Типы и виды образовательных учреждений Российской Федерации Современным образовательным законодательством определено, что образоваельную деятельность в Российской Федерации осуществляют государственные и негосударственные образовательные организации. Большинство образовательных организаций представлено в форме образовательных учреждений. ОУ - это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждении могут быть государственными, муниципальными и негосударсвтенными. В настоящее время они разделены по следующим типам: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного об<