Методические указания для ФИЯ

Методические указания для ФИЯ

Уважаемые студенты! Для успешного освоения программы курса должны быть своевременно и полностью выполнены все письменные работы, указанные ниже. Выполнение - в отдельной от лекций тетради для самостоятельной работы с указанием ФИО, группы. Письменные задания выполняются письменно

В нашем курсе вначале идет выполнение лабораторных работ, основной задачей которых является анализ, обобщение, систематизация знаний по истории образования и педагогики, затем обмен мнениями по указанным ниже вопросам на семинарских занятиях. будет происходить чередование лабораторных работ и семинаров, о чем будет сообщаться дополнительно. Каждая лабораторная работа предполагает выполнение заданий и краткий отчет о них на аудиторной части занятий. Однако основная часть работы выполняется дома самостоятельно. Задания могут касаться как зарубежной, так и отечественной истории образования. Поэтому пользуемся не только соответствующим разделом учебника, но и соответствующим видом Хрестоматии : по зарубежной истории педагогики, по истории образования и педагогики в России. Тетрадь проверяется, ее представление- обязательный допуск к экзаменам.

Содержание лабораторного практикума

Лабораторная работа №1. Образование и педагогическая мысль античности

Задания для письменной самостоятельной работы1.Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания ( в табличной форме ). Продумайте и определите предварительно критерии сравнения ( например, цель или идеал воспитания; содержание воспитания и т.д.) и обоснуйте их.

2. Составить схему системы школ в Афинах.

3.Выписки из первоисточников, раскрывающие наиболее яркие стороны античного воспитания :Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

4. Заполните таблицу: Система образовательных учреждений в Римской империи (1-У вв до н.э.).

Название школы Возраст учащихся Содержание образования
     
     
     

5. Выпишите в словарик понятия: античная педагогика, калокагатия, мусическая школа, гимнасическая школа, палестра, тривиум, квадриум и др

6. Составьте таблицу: Возрастная периодизация и система воспитания по Аристотелю (используйте графы: периоды возрастного развития, характеристика периода, содержание воспитания, задачи воспитания).

Обязательные первоисточники:

1.Плутарх. Жизнеописания. Ликург// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.

2. Платон. «Государство».

3. Платон. «Законы».

4. Аристотель. «Политика».

3. Аристотель. «О душе».

4. М.Ф.Квинтилиан « О воспитании оратора»

 

Лабораторная работа №2 Педагогические идеи Возрождения

Задания для письменной самостоятельной работы

1.Составить сравнительную характеристику содержания обучения для различных сословий Средневековой Европы в XII-XIV вв. в табличной форме

2. Выписки из сочинений Т.Мора «Утопия», Т.Кампанеллы «Город Солнца», Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», М.Монтеня «О воспитании детей»//Опыты. Кн.1 и 2, Э. Ротердамского «Похвала глупости».

3. Выписки из произведений «Домострой», «Гражданство обычаев детских».

4.Сформулировать основные педагогические идеи эпохи Возрождения (тезисно)

Обязательные первоисточники:

1. Т.Мор «Утопия»

2. Т.Кампанелла «Город Солнца»

3. Ф.Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль»

4. М.Монтень «Опыты»

5. Э.Роттердамский «Похвала глупости»

6. "Домострой", «Гражданство обычаев детских"

Лабораторная работа №3Классическая педагогика Нового времени: становление и развитие.

Задания для письменной самостоятельной работы 1.Сравнительная характеристика педагогических взглядов Я.А.Коменского и Дж. Локка (в табличной форме)

2.Особенности классно-урочной системы Я.Коменского: наполняемость класса, распределение дисциплин, количество уроков и др. в ( по сравнению с современным вариантом) – тезисы

3.Возрастная периодизация и система школ по Я.А.Коменскому (в табличной форме)

4.Наиболее значимые высказывания Я.Коменского и Дж. Локка, определяющие характер их педагогического мировоззрения ( о природе ребенка, цели, содержании, методах и формах образования)

5. Требования к учителю и ученику в Уставе братской школы

6. Схема основных ступеней обучения по И.Ф.Гербарту.

7. Сравнительная характеристика средств управления и средств нравственного воспитания в концепции И.Ф.Гербарта ( в табличной форме)

Обязательные первоисточники

1. Я.А.Коменский «Великая дидактика»

2. Дж. Локк «Мысли о воспитании».

3. «Устав» Львовской братской школы

  1. И.Ф.Гербарт «Лекции по педагогике»
Лабораторная работа № 4Образование и воспитание Европы и России в эпоху Просвещения Задания для письменной самостоятельной работы 1.Выписки из книги Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», раскрывающие сущность свободного воспитания 2. Возрастная периодизация детского развития по Руссо и Коменскому (сравнительный анализ) в табличной форме 3. Выписки из работы И.Г.Песталоцци «Лебединая песня» (раскрыть сущность элементарного образования) 4. Ценностные приоритеты отечественной философско-педагогической мысли XYIII в. в России (тезисно сформулировать ) 5. Выписки из «Генерального учреждения для воспитания обоего пола юношества» (И.Бецкой); «О воспитании детей» Н.И.Новикова, раскрывающие гуманистический и просветительский характер мировоззрения 6. Дидактические принципы организации начального образования в России (выписки из «Инструкция учителям народных училищ» Ф.И.Янковича) 7. Выписки из введения к работе К.Д.Ушинского"Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" Обязательные первоисточники 1.Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». 2.И.Г.Песталоцци "Лебединая песня" 3. Н.И.Новиков « О воспитании детей» 4. И.Бецкой « Генеральное учреждение…» 5. Ф.И.Янкович « Инструкция учителям народных училищ» 6. К.Д.Ушинский "Человек как предмет воспитания" (введение); "Проект учительской семинарии"     Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 5.Реформаторские концепции в истории образования

Задания для письменной самостоятельной работы

1. Инновационные педагогические принципы в работе Ф.В.А.Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»(выписки)

2. Выписки из работы Р. Оуэна «Новый взгляд на общество»

3.Сущность инновационных идей Г.Кершенштейнера, Д. Дьюи, В Лая, О.Декроли, М.Монтессори, Р.Штайнера (тезисно, в табличной форме)

4. Сравнительная характеристика различных направлений отечественной реформаторской педагогики (в табличной форме)

5. Идея свободного воспитания в работах Л.Толстого и К.Вентцеля (Выписки из произведений Л.Н.Толстого «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании»)

6.Инновационная сущность политехнической советской школы( Н.К.Крупская " О политехнизме ")

Обязательные первоисточники

1.Ф.В.А.Дистервег "К образованию немецких учителей"

2.Р.Оуэн "Новый взгляд на общество"

3.Дж. Дьюи "Школа и общество"

4. Р.Штайнер «Свободные вальдорфские школы».

5. Л.Н.Толстой «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании"

6. Н.К.Крупская " О политехнизме "

7. Тематика и содержание семинарских занятий

Обязательные первоисточник

1.Я.А.Коменский «Великая дидактика»

2.Дж. Локк «Мысли о воспитании».

3.И.Ф.Гербарт "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания"

Дополнительные вопросы

1. Проблема дошкольного образования в период становления педагогики

2.Братские школы Восточной Европы и их роль в развитии образования

3.Биография и педагогическая деятельность Я.Коменского

4.Биография и педагогическая деятельность Дж. Локка

5. Проблема женского образования в работах Коменского и Локка

6эФилософские основы новой педагогики: сенсуализм, эмпиризм, рационализм Нового времени

Практическое занятие 6

Доклады и презентации

Защита лабораторных работ.

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

8. Самостоятельная работа студентов

Таблица 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы (СРС) Трудоемкость СРС в часах
1. История педагогики и образования как область научного знания Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника
2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника
3. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника
4.   Образование и педагогическая мысль Античности   Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу
5.   Педагогические идеи и образовательная практика Средневековья и Возрождения Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу  
6.     Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время   Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу
7.     Основные тенденции мирового историко-педагогического процесса и развитие образования Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу
  ИТОГО 72 часа (2 з.е)
           

9. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов (БРС) реализуется в строгом соответствии с Положением о БРС ГОУ ВПО «МГОСГИ» и методическими рекомендациями по реализации БРС.

В каждом семестре студент может набрать максимум 100 баллов, которые складываются из баллов, набранных студентом за текущий и рубежный контроль (максимум 70 баллов),и баллов, набранных студентом за итоговый контроль (максимум 30 баллов).

В середине каждого семестра (ноябрь, апрель) осуществляется текущая аттестация. К этому моменту студент должен набрать не менее 18 баллов. В противном случае студент считается не аттестованным по данной дисциплине.

Студент допускается к итоговому контролю (ксдаче зачета и/или экзамена) по данной дисциплине только в том случае, если за текущий и рубежный контроль он набрал в сумме не менее 36 баллов.

В таблице 4 приведены критерии выставления зачёта и оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен/дифференцированный зачёт:

Таблица 4

Критерии оценки

Сумма всех баллов за текущий, рубежный и итоговый контроль по дисциплине в семестре Зачет Оценка за экзамен/ дифференц. зачет
≤ 50 не зачтено 2 (неудовлетворительно)
51–66 зачтено 3 (удовлетворительно)
67–84 зачтено 4 (хорошо)
85–100 зачтено 5 (отлично)

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/ З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2003. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.pedlib.ru/Books/6/0461/6_0461-1.shtml1.

3. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. [Текст]: учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.

4. История педагогики и образования. / От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Сфера, 2005. - 512 с. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://padabum.com/d.php?id=3879

5. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов.[Текст]: учеб. пособие.- М.: ВЛАДОС, 1999.-432 с.

6. Хрестоматия по истории педагогики : В 3 томах/под ред.А.И. Пискунова.- М.Сфера.- Т.1, 2

7.Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли. таблицы, схемы, опорные конспекты.- Владос-пресс,2003.-224 с. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://detovoditel.ucoz.ru/load/uchebniki_i_uchebnye_posobija_po_pedagogike/literatura_po_istorii_pedagogiki/kodzhaspirova_g_m_istorija_obrazovanija_i_pedagogicheskoj_mysli_tablicy_skhemy_opornye_konspekty_ucheb_posobie_dlja_stud_vyssh_ucheb_zav_j/295-1-0-425

2.Хрестоматия по истории педагогики./ Под ред. А.И.Пискунова.: В 3 томах.- ТЦ Сфера, 2006,2007 РЕЖИМ ДОСТУПА: http://padabum.com/d.php?id=3879 ИЛИ gumer.info›bibliotek_Buks/Pedagog/pisk/index.php

Методические указания для ФИЯ

Уважаемые студенты! Для успешного освоения программы курса должны быть своевременно и полностью выполнены все письменные работы, указанные ниже. Выполнение - в отдельной от лекций тетради для самостоятельной работы с указанием ФИО, группы. Письменные задания выполняются письменно

В нашем курсе вначале идет выполнение лабораторных работ, основной задачей которых является анализ, обобщение, систематизация знаний по истории образования и педагогики, затем обмен мнениями по указанным ниже вопросам на семинарских занятиях. будет происходить чередование лабораторных работ и семинаров, о чем будет сообщаться дополнительно. Каждая лабораторная работа предполагает выполнение заданий и краткий отчет о них на аудиторной части занятий. Однако основная часть работы выполняется дома самостоятельно. Задания могут касаться как зарубежной, так и отечественной истории образования. Поэтому пользуемся не только соответствующим разделом учебника, но и соответствующим видом Хрестоматии : по зарубежной истории педагогики, по истории образования и педагогики в России. Тетрадь проверяется, ее представление- обязательный допуск к экзаменам.

Содержание лабораторного практикума

Лабораторная работа №1. Образование и педагогическая мысль античности

Задания для письменной самостоятельной работы1.Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания ( в табличной форме ). Продумайте и определите предварительно критерии сравнения ( например, цель или идеал воспитания; содержание воспитания и т.д.) и обоснуйте их.

2. Составить схему системы школ в Афинах.

3.Выписки из первоисточников, раскрывающие наиболее яркие стороны античного воспитания :Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

4. Заполните таблицу: Система образовательных учреждений в Римской империи (1-У вв до н.э.).

Название школы Возраст учащихся Содержание образования
     
     
     

5. Выпишите в словарик понятия: античная педагогика, калокагатия, мусическая школа, гимнасическая школа, палестра, тривиум, квадриум и др

6. Составьте таблицу: Возрастная периодизация и система воспитания по Аристотелю (используйте графы: периоды возрастного развития, характеристика периода, содержание воспитания, задачи воспитания).

Обязательные первоисточники:

1.Плутарх. Жизнеописания. Ликург// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.

2. Платон. «Государство».

3. Платон. «Законы».

4. Аристотель. «Политика».

3. Аристотель. «О душе».

4. М.Ф.Квинтилиан « О воспитании оратора»

 

Лабораторная работа №2 Педагогические идеи Возрождения

Задания для письменной самостоятельной работы

1.Составить сравнительную характеристику содержания обучения для различных сословий Средневековой Европы в XII-XIV вв. в табличной форме

2. Выписки из сочинений Т.Мора «Утопия», Т.Кампанеллы «Город Солнца», Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», М.Монтеня «О воспитании детей»//Опыты. Кн.1 и 2, Э. Ротердамского «Похвала глупости».

3. Выписки из произведений «Домострой», «Гражданство обычаев детских».

4.Сформулировать основные педагогические идеи эпохи Возрождения (тезисно)

Обязательные первоисточники:

1. Т.Мор «Утопия»

2. Т.Кампанелла «Город Солнца»

3. Ф.Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль»

4. М.Монтень «Опыты»

5. Э.Роттердамский «Похвала глупости»

6. "Домострой", «Гражданство обычаев детских"

Лабораторная работа №3Классическая педагогика Нового времени: становление и развитие.

Задания для письменной самостоятельной работы 1.Сравнительная характеристика педагогических взглядов Я.А.Коменского и Дж. Локка (в табличной форме)

2.Особенности классно-урочной системы Я.Коменского: наполняемость класса, распределение дисциплин, количество уроков и др. в ( по сравнению с современным вариантом) – тезисы

3.Возрастная периодизация и система школ по Я.А.Коменскому (в табличной форме)

4.Наиболее значимые высказывания Я.Коменского и Дж. Локка, определяющие характер их педагогического мировоззрения ( о природе ребенка, цели, содержании, методах и формах образования)

5. Требования к учителю и ученику в Уставе братской школы

6. Схема основных ступеней обучения по И.Ф.Гербарту.

7. Сравнительная характеристика средств управления и средств нравственного воспитания в концепции И.Ф.Гербарта ( в табличной форме)

Обязательные первоисточники

1. Я.А.Коменский «Великая дидактика»

2. Дж. Локк «Мысли о воспитании».

3. «Устав» Львовской братской школы

  1. И.Ф.Гербарт «Лекции по педагогике»
Лабораторная работа № 4Образование и воспитание Европы и России в эпоху Просвещения Задания для письменной самостоятельной работы 1.Выписки из книги Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», раскрывающие сущность свободного воспитания 2. Возрастная периодизация детского развития по Руссо и Коменскому (сравнительный анализ) в табличной форме 3. Выписки из работы И.Г.Песталоцци «Лебединая песня» (раскрыть сущность элементарного образования) 4. Ценностные приоритеты отечественной философско-педагогической мысли XYIII в. в России (тезисно сформулировать ) 5. Выписки из «Генерального учреждения для воспитания обоего пола юношества» (И.Бецкой); «О воспитании детей» Н.И.Новикова, раскрывающие гуманистический и просветительский характер мировоззрения 6. Дидактические принципы организации начального образования в России (выписки из «Инструкция учителям народных училищ» Ф.И.Янковича) 7. Выписки из введения к работе К.Д.Ушинского"Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" Обязательные первоисточники 1.Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». 2.И.Г.Песталоцци "Лебединая песня" 3. Н.И.Новиков « О воспитании детей» 4. И.Бецкой « Генеральное учреждение…» 5. Ф.И.Янкович « Инструкция учителям народных училищ» 6. К.Д.Ушинский "Человек как предмет воспитания" (введение); "Проект учительской семинарии"     Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 5.Реформаторские концепции в истории образования

Задания для письменной самостоятельной работы

1. Инновационные педагогические принципы в работе Ф.В.А.Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»(выписки)

2. Выписки из работы Р. Оуэна «Новый взгляд на общество»

3.Сущность инновационных идей Г.Кершенштейнера, Д. Дьюи, В Лая, О.Декроли, М.Монтессори, Р.Штайнера (тезисно, в табличной форме)

4. Сравнительная характеристика различных направлений отечественной реформаторской педагогики (в табличной форме)

5. Идея свободного воспитания в работах Л.Толстого и К.Вентцеля (Выписки из произведений Л.Н.Толстого «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании»)

6.Инновационная сущность политехнической советской школы( Н.К.Крупская " О политехнизме ")

Обязательные первоисточники

1.Ф.В.А.Дистервег "К образованию немецких учителей"

2.Р.Оуэн "Новый взгляд на общество"

3.Дж. Дьюи "Школа и общество"

4. Р.Штайнер «Свободные вальдорфские школы».

5. Л.Н.Толстой «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании"

6. Н.К.Крупская " О политехнизме "

7. Тематика и содержание семинарских занятий

Наши рекомендации