Методические указания для ФИЯ
Методические указания для ФИЯ
Уважаемые студенты! Для успешного освоения программы курса должны быть своевременно и полностью выполнены все письменные работы, указанные ниже. Выполнение - в отдельной от лекций тетради для самостоятельной работы с указанием ФИО, группы. Письменные задания выполняются письменно
В нашем курсе вначале идет выполнение лабораторных работ, основной задачей которых является анализ, обобщение, систематизация знаний по истории образования и педагогики, затем обмен мнениями по указанным ниже вопросам на семинарских занятиях. будет происходить чередование лабораторных работ и семинаров, о чем будет сообщаться дополнительно. Каждая лабораторная работа предполагает выполнение заданий и краткий отчет о них на аудиторной части занятий. Однако основная часть работы выполняется дома самостоятельно. Задания могут касаться как зарубежной, так и отечественной истории образования. Поэтому пользуемся не только соответствующим разделом учебника, но и соответствующим видом Хрестоматии : по зарубежной истории педагогики, по истории образования и педагогики в России. Тетрадь проверяется, ее представление- обязательный допуск к экзаменам.
Содержание лабораторного практикума
Лабораторная работа №1. Образование и педагогическая мысль античности
Задания для письменной самостоятельной работы1.Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания ( в табличной форме ). Продумайте и определите предварительно критерии сравнения ( например, цель или идеал воспитания; содержание воспитания и т.д.) и обоснуйте их.
2. Составить схему системы школ в Афинах.
3.Выписки из первоисточников, раскрывающие наиболее яркие стороны античного воспитания :Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.
4. Заполните таблицу: Система образовательных учреждений в Римской империи (1-У вв до н.э.).
Название школы | Возраст учащихся | Содержание образования |
5. Выпишите в словарик понятия: античная педагогика, калокагатия, мусическая школа, гимнасическая школа, палестра, тривиум, квадриум и др
6. Составьте таблицу: Возрастная периодизация и система воспитания по Аристотелю (используйте графы: периоды возрастного развития, характеристика периода, содержание воспитания, задачи воспитания).
Обязательные первоисточники:
1.Плутарх. Жизнеописания. Ликург// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
2. Платон. «Государство».
3. Платон. «Законы».
4. Аристотель. «Политика».
3. Аристотель. «О душе».
4. М.Ф.Квинтилиан « О воспитании оратора»
Лабораторная работа №2 Педагогические идеи Возрождения
Задания для письменной самостоятельной работы
1.Составить сравнительную характеристику содержания обучения для различных сословий Средневековой Европы в XII-XIV вв. в табличной форме
2. Выписки из сочинений Т.Мора «Утопия», Т.Кампанеллы «Город Солнца», Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», М.Монтеня «О воспитании детей»//Опыты. Кн.1 и 2, Э. Ротердамского «Похвала глупости».
3. Выписки из произведений «Домострой», «Гражданство обычаев детских».
4.Сформулировать основные педагогические идеи эпохи Возрождения (тезисно)
Обязательные первоисточники:
1. Т.Мор «Утопия»
2. Т.Кампанелла «Город Солнца»
3. Ф.Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль»
4. М.Монтень «Опыты»
5. Э.Роттердамский «Похвала глупости»
6. "Домострой", «Гражданство обычаев детских"
Лабораторная работа №3Классическая педагогика Нового времени: становление и развитие.
Задания для письменной самостоятельной работы 1.Сравнительная характеристика педагогических взглядов Я.А.Коменского и Дж. Локка (в табличной форме)
2.Особенности классно-урочной системы Я.Коменского: наполняемость класса, распределение дисциплин, количество уроков и др. в ( по сравнению с современным вариантом) – тезисы
3.Возрастная периодизация и система школ по Я.А.Коменскому (в табличной форме)
4.Наиболее значимые высказывания Я.Коменского и Дж. Локка, определяющие характер их педагогического мировоззрения ( о природе ребенка, цели, содержании, методах и формах образования)
5. Требования к учителю и ученику в Уставе братской школы
6. Схема основных ступеней обучения по И.Ф.Гербарту.
7. Сравнительная характеристика средств управления и средств нравственного воспитания в концепции И.Ф.Гербарта ( в табличной форме)
Обязательные первоисточники
1. Я.А.Коменский «Великая дидактика»
2. Дж. Локк «Мысли о воспитании».
3. «Устав» Львовской братской школы
- И.Ф.Гербарт «Лекции по педагогике»
Лабораторная работа № 4Образование и воспитание Европы и России в эпоху Просвещения Задания для письменной самостоятельной работы 1.Выписки из книги Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», раскрывающие сущность свободного воспитания 2. Возрастная периодизация детского развития по Руссо и Коменскому (сравнительный анализ) в табличной форме 3. Выписки из работы И.Г.Песталоцци «Лебединая песня» (раскрыть сущность элементарного образования) 4. Ценностные приоритеты отечественной философско-педагогической мысли XYIII в. в России (тезисно сформулировать ) 5. Выписки из «Генерального учреждения для воспитания обоего пола юношества» (И.Бецкой); «О воспитании детей» Н.И.Новикова, раскрывающие гуманистический и просветительский характер мировоззрения 6. Дидактические принципы организации начального образования в России (выписки из «Инструкция учителям народных училищ» Ф.И.Янковича) 7. Выписки из введения к работе К.Д.Ушинского"Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" Обязательные первоисточники 1.Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». 2.И.Г.Песталоцци "Лебединая песня" 3. Н.И.Новиков « О воспитании детей» 4. И.Бецкой « Генеральное учреждение…» 5. Ф.И.Янкович « Инструкция учителям народных училищ» 6. К.Д.Ушинский "Человек как предмет воспитания" (введение); "Проект учительской семинарии" Лабораторная работа № 5 |
Лабораторная работа № 5.Реформаторские концепции в истории образования
Задания для письменной самостоятельной работы
1. Инновационные педагогические принципы в работе Ф.В.А.Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»(выписки)
2. Выписки из работы Р. Оуэна «Новый взгляд на общество»
3.Сущность инновационных идей Г.Кершенштейнера, Д. Дьюи, В Лая, О.Декроли, М.Монтессори, Р.Штайнера (тезисно, в табличной форме)
4. Сравнительная характеристика различных направлений отечественной реформаторской педагогики (в табличной форме)
5. Идея свободного воспитания в работах Л.Толстого и К.Вентцеля (Выписки из произведений Л.Н.Толстого «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании»)
6.Инновационная сущность политехнической советской школы( Н.К.Крупская " О политехнизме ")
Обязательные первоисточники
1.Ф.В.А.Дистервег "К образованию немецких учителей"
2.Р.Оуэн "Новый взгляд на общество"
3.Дж. Дьюи "Школа и общество"
4. Р.Штайнер «Свободные вальдорфские школы».
5. Л.Н.Толстой «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании"
6. Н.К.Крупская " О политехнизме "
7. Тематика и содержание семинарских занятий
Обязательные первоисточник
1.Я.А.Коменский «Великая дидактика»
2.Дж. Локк «Мысли о воспитании».
3.И.Ф.Гербарт "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания"
Дополнительные вопросы
1. Проблема дошкольного образования в период становления педагогики
2.Братские школы Восточной Европы и их роль в развитии образования
3.Биография и педагогическая деятельность Я.Коменского
4.Биография и педагогическая деятельность Дж. Локка
5. Проблема женского образования в работах Коменского и Локка
6эФилософские основы новой педагогики: сенсуализм, эмпиризм, рационализм Нового времени
Практическое занятие 6
Доклады и презентации
Защита лабораторных работ.
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
8. Самостоятельная работа студентов
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы (СРС) | Трудоемкость СРС в часах | ||
1. | История педагогики и образования как область научного знания | Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника | |||
2. | Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе | Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника | |||
3. | Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций | Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника | |||
4. | Образование и педагогическая мысль Античности | Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу | |||
5. | Педагогические идеи и образовательная практика Средневековья и Возрождения | Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу | |||
6. | Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время | Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу | |||
7. | Основные тенденции мирового историко-педагогического процесса и развитие образования | Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала учебника, первоисточников, выполнение заданий на письменную работу | |||
ИТОГО 72 часа (2 з.е) | |||||
9. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов (БРС) реализуется в строгом соответствии с Положением о БРС ГОУ ВПО «МГОСГИ» и методическими рекомендациями по реализации БРС.
В каждом семестре студент может набрать максимум 100 баллов, которые складываются из баллов, набранных студентом за текущий и рубежный контроль (максимум 70 баллов),и баллов, набранных студентом за итоговый контроль (максимум 30 баллов).
В середине каждого семестра (ноябрь, апрель) осуществляется текущая аттестация. К этому моменту студент должен набрать не менее 18 баллов. В противном случае студент считается не аттестованным по данной дисциплине.
Студент допускается к итоговому контролю (ксдаче зачета и/или экзамена) по данной дисциплине только в том случае, если за текущий и рубежный контроль он набрал в сумме не менее 36 баллов.
В таблице 4 приведены критерии выставления зачёта и оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен/дифференцированный зачёт:
Таблица 4
Критерии оценки
Сумма всех баллов за текущий, рубежный и итоговый контроль по дисциплине в семестре | Зачет | Оценка за экзамен/ дифференц. зачет |
≤ 50 | не зачтено | 2 (неудовлетворительно) |
51–66 | зачтено | 3 (удовлетворительно) |
67–84 | зачтено | 4 (хорошо) |
85–100 | зачтено | 5 (отлично) |
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
1. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/ З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.
2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2003. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.pedlib.ru/Books/6/0461/6_0461-1.shtml1.
3. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. [Текст]: учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.
4. История педагогики и образования. / От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Сфера, 2005. - 512 с. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://padabum.com/d.php?id=3879
5. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов.[Текст]: учеб. пособие.- М.: ВЛАДОС, 1999.-432 с.
6. Хрестоматия по истории педагогики : В 3 томах/под ред.А.И. Пискунова.- М.Сфера.- Т.1, 2
7.Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли. таблицы, схемы, опорные конспекты.- Владос-пресс,2003.-224 с. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://detovoditel.ucoz.ru/load/uchebniki_i_uchebnye_posobija_po_pedagogike/literatura_po_istorii_pedagogiki/kodzhaspirova_g_m_istorija_obrazovanija_i_pedagogicheskoj_mysli_tablicy_skhemy_opornye_konspekty_ucheb_posobie_dlja_stud_vyssh_ucheb_zav_j/295-1-0-425
2.Хрестоматия по истории педагогики./ Под ред. А.И.Пискунова.: В 3 томах.- ТЦ Сфера, 2006,2007 РЕЖИМ ДОСТУПА: http://padabum.com/d.php?id=3879 ИЛИ gumer.info›bibliotek_Buks/Pedagog/pisk/index.php
Методические указания для ФИЯ
Уважаемые студенты! Для успешного освоения программы курса должны быть своевременно и полностью выполнены все письменные работы, указанные ниже. Выполнение - в отдельной от лекций тетради для самостоятельной работы с указанием ФИО, группы. Письменные задания выполняются письменно
В нашем курсе вначале идет выполнение лабораторных работ, основной задачей которых является анализ, обобщение, систематизация знаний по истории образования и педагогики, затем обмен мнениями по указанным ниже вопросам на семинарских занятиях. будет происходить чередование лабораторных работ и семинаров, о чем будет сообщаться дополнительно. Каждая лабораторная работа предполагает выполнение заданий и краткий отчет о них на аудиторной части занятий. Однако основная часть работы выполняется дома самостоятельно. Задания могут касаться как зарубежной, так и отечественной истории образования. Поэтому пользуемся не только соответствующим разделом учебника, но и соответствующим видом Хрестоматии : по зарубежной истории педагогики, по истории образования и педагогики в России. Тетрадь проверяется, ее представление- обязательный допуск к экзаменам.
Содержание лабораторного практикума
Лабораторная работа №1. Образование и педагогическая мысль античности
Задания для письменной самостоятельной работы1.Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания ( в табличной форме ). Продумайте и определите предварительно критерии сравнения ( например, цель или идеал воспитания; содержание воспитания и т.д.) и обоснуйте их.
2. Составить схему системы школ в Афинах.
3.Выписки из первоисточников, раскрывающие наиболее яркие стороны античного воспитания :Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.
4. Заполните таблицу: Система образовательных учреждений в Римской империи (1-У вв до н.э.).
Название школы | Возраст учащихся | Содержание образования |
5. Выпишите в словарик понятия: античная педагогика, калокагатия, мусическая школа, гимнасическая школа, палестра, тривиум, квадриум и др
6. Составьте таблицу: Возрастная периодизация и система воспитания по Аристотелю (используйте графы: периоды возрастного развития, характеристика периода, содержание воспитания, задачи воспитания).
Обязательные первоисточники:
1.Плутарх. Жизнеописания. Ликург// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
2. Платон. «Государство».
3. Платон. «Законы».
4. Аристотель. «Политика».
3. Аристотель. «О душе».
4. М.Ф.Квинтилиан « О воспитании оратора»
Лабораторная работа №2 Педагогические идеи Возрождения
Задания для письменной самостоятельной работы
1.Составить сравнительную характеристику содержания обучения для различных сословий Средневековой Европы в XII-XIV вв. в табличной форме
2. Выписки из сочинений Т.Мора «Утопия», Т.Кампанеллы «Город Солнца», Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», М.Монтеня «О воспитании детей»//Опыты. Кн.1 и 2, Э. Ротердамского «Похвала глупости».
3. Выписки из произведений «Домострой», «Гражданство обычаев детских».
4.Сформулировать основные педагогические идеи эпохи Возрождения (тезисно)
Обязательные первоисточники:
1. Т.Мор «Утопия»
2. Т.Кампанелла «Город Солнца»
3. Ф.Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль»
4. М.Монтень «Опыты»
5. Э.Роттердамский «Похвала глупости»
6. "Домострой", «Гражданство обычаев детских"
Лабораторная работа №3Классическая педагогика Нового времени: становление и развитие.
Задания для письменной самостоятельной работы 1.Сравнительная характеристика педагогических взглядов Я.А.Коменского и Дж. Локка (в табличной форме)
2.Особенности классно-урочной системы Я.Коменского: наполняемость класса, распределение дисциплин, количество уроков и др. в ( по сравнению с современным вариантом) – тезисы
3.Возрастная периодизация и система школ по Я.А.Коменскому (в табличной форме)
4.Наиболее значимые высказывания Я.Коменского и Дж. Локка, определяющие характер их педагогического мировоззрения ( о природе ребенка, цели, содержании, методах и формах образования)
5. Требования к учителю и ученику в Уставе братской школы
6. Схема основных ступеней обучения по И.Ф.Гербарту.
7. Сравнительная характеристика средств управления и средств нравственного воспитания в концепции И.Ф.Гербарта ( в табличной форме)
Обязательные первоисточники
1. Я.А.Коменский «Великая дидактика»
2. Дж. Локк «Мысли о воспитании».
3. «Устав» Львовской братской школы
- И.Ф.Гербарт «Лекции по педагогике»
Лабораторная работа № 4Образование и воспитание Европы и России в эпоху Просвещения Задания для письменной самостоятельной работы 1.Выписки из книги Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», раскрывающие сущность свободного воспитания 2. Возрастная периодизация детского развития по Руссо и Коменскому (сравнительный анализ) в табличной форме 3. Выписки из работы И.Г.Песталоцци «Лебединая песня» (раскрыть сущность элементарного образования) 4. Ценностные приоритеты отечественной философско-педагогической мысли XYIII в. в России (тезисно сформулировать ) 5. Выписки из «Генерального учреждения для воспитания обоего пола юношества» (И.Бецкой); «О воспитании детей» Н.И.Новикова, раскрывающие гуманистический и просветительский характер мировоззрения 6. Дидактические принципы организации начального образования в России (выписки из «Инструкция учителям народных училищ» Ф.И.Янковича) 7. Выписки из введения к работе К.Д.Ушинского"Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" Обязательные первоисточники 1.Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». 2.И.Г.Песталоцци "Лебединая песня" 3. Н.И.Новиков « О воспитании детей» 4. И.Бецкой « Генеральное учреждение…» 5. Ф.И.Янкович « Инструкция учителям народных училищ» 6. К.Д.Ушинский "Человек как предмет воспитания" (введение); "Проект учительской семинарии" Лабораторная работа № 5 |
Лабораторная работа № 5.Реформаторские концепции в истории образования
Задания для письменной самостоятельной работы
1. Инновационные педагогические принципы в работе Ф.В.А.Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»(выписки)
2. Выписки из работы Р. Оуэна «Новый взгляд на общество»
3.Сущность инновационных идей Г.Кершенштейнера, Д. Дьюи, В Лая, О.Декроли, М.Монтессори, Р.Штайнера (тезисно, в табличной форме)
4. Сравнительная характеристика различных направлений отечественной реформаторской педагогики (в табличной форме)
5. Идея свободного воспитания в работах Л.Толстого и К.Вентцеля (Выписки из произведений Л.Н.Толстого «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании»)
6.Инновационная сущность политехнической советской школы( Н.К.Крупская " О политехнизме ")
Обязательные первоисточники
1.Ф.В.А.Дистервег "К образованию немецких учителей"
2.Р.Оуэн "Новый взгляд на общество"
3.Дж. Дьюи "Школа и общество"
4. Р.Штайнер «Свободные вальдорфские школы».
5. Л.Н.Толстой «Дневник Яснополянской школы», « О народности в образовании"
6. Н.К.Крупская " О политехнизме "
7. Тематика и содержание семинарских занятий