Метод формирования познавательного интереса
Интерес как важный компонент внутренней мотивации характеризуется тремя основными признаками: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательного компонента этой эмоции; наличием непосредственного среднего мотива, который является продуктом самой деятельности (Г Щукина) Учитывая это учебе важно обеспечить возникновение глубоких позитивных переживаний относительно познавательной деятельности, ее содержания, формы м и методов осуществления Процессы мышления, памяти, внимания становятся эффективными, если их сопровождает душевное волнение (радость, гнев, удивление и т.п.) Интересно делать то, что требует напряжения, но трудно ощи должны быть посильными Неправомерное упрощение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные повторы не могут способствовать развитию познавательного интересересу.
К основным методам формирования познавательного интереса относятся: дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (ра адости, удовольствие, удивление и т.п.), метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры и и.
К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит прием создания ситуации заинтересованности, т.е. использование интересных для учащихся примеров, парадоксальных фактов, проведения опытов Повышают инт терес к обучению интересные аналогии, в частности сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных и общественных Объявлениящ.
Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности, систематичности и помета овности, связи обучения с жизнью и практикой Для повышения стимулирующего влияния содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным их научных открытий тощщо.
Стимулирование обучения можно достичь с помощью методов проблемного обучения, дидактических игр Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной деятельности
Дидактические игры классифицируют на ролевые, деловые, организационно-деятельностные, компьютерные В ролевых играх учащиеся играют сказочных, фантастических персонажей При этом происходит обогащение их представлений о т трудовые, профессиональные или личностные взаимоотношения с другими людьми, подготовка к реальным жизненным ситуациям Ролевые игры помогают решать проблему мотивации в обучении Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации психотерапевтической функциикції.
Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам В таких условиях действия учащихся приобретают качества поступков, формируют социальные черты и хара актер будущей личности Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной ди тельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности Основная цель производственных деловых игр - повышение квалификации работников управ ских аппаратов, предприятий и организаций Педагогические игры направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях, совершенствовать свои знания и умения в области методике преподаваниядання.
Организационно-деятельностные игры обычно используют для профессиональной подготовки специалистов, повышения их квалификации, оптимального решения задач личностного самоопределения в профессиональных ситуациях
Компьютерные дидактические игры используют для изучения языка программирования и формирование компьютерных знаний, а также изучение различных дисциплин с помощью компьютерных программ
В дидактической литературе остается нерешенной проблема практического применения игр, их дидактических возможностей, неконкретизированные требования к играм и рациональных методик их использования в учебном ному процесс.
Методы стимулирования и мотивации предоставляют словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительного побудительного влияния