Методическая система формирования познавательного интереса учащихся

В работе с научной литературой, методичками и пособиями был проведён анализ и построен ряд методов эффективного воспитания познавательного процесса у школьников. Такие деятели как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов - видные мастера педагогики утверждают об использовании методов наглядного примера, осознанности действий и интереса образовательного процесса, тандема теории и практики и применении знаний в нестандартных условиях, а так же системы поэтапного обучения художественным приемам. Сама проблема проявления интереса учащихся к предмету не нова. Проходя практику в художественной школе, я уже замечаю тенденцию снижения интереса предмета. Я полагаю, что сама суть лежит в неправильности преподнесения информации, и предлагаю логически выстроенную последовательность действий на уроке. Как будущий преподаватель, я считаю, главная роль в воспитании личности, чувств и умений ребенка лежит в правильной организации процесса обучения. Так как воздействие на ребенка, а именно на его мотивационную сферу будет вызывать интерес к предмету и стремление непосредственного воспитания свойств и качеств личности в дальнейшем.

1) Необходимость создания на уроке такой атмосферы, при которой они чувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания.

В целях данного пункта лежит собственное желание включения в учебный процесс, создания такого комфорта, который характерен для психологически-удобного состояния обучающихся. Оно будет повышать эффективность занятий, содействовать усвояемости и понимания изучаемого материала и помогать не испытывать трудности при дальнейшем изучении курса изобразительного искусства. Данный пункт также рассмотрен в статье Леденевой Е.И. Керимшеевой [4 с.143]

2)Теоретический курс

В основе лежат цели Ознакомление с историей возникновения искусства бытовой росписи на Урале – предметы быта из дерева (прялки и швейки, шкатулки, кадки и коромысла, вальки, подсвечники и др.), бересты (бураки-туеса), особенностями росписи (элементы росписи, цветовое и композиционное решение). Освоение техники исполнения графических элементов (поясков-отводок, приписок), живописных элементов (подмалевки). Обучение приемам выполнения растительных мотивов росписи, приемам работы кистью. Копирование простых композиций плоскостных изделий [3] . Составление композиций по мотивам уральской росписи.

3)Творческие задания.

В целях данного пункта так же лежит повышение интереса к предмету у учащихся, но добавляется возможность проявления творческих способностей учащимися. Так же умение отстаивать свое мнение в вопросе построения, каких либо элементов. Под творческим заданием лежат виды деятельности - познавательно-исследовательская, изобразительная, совместная или самостоятельная и коммуникативная.

Под познавательно-исследовательской деятельностью лежит знакомство с историей возникновения домовой росписи и ее распространения. Знакомство с принципами создания и построения. Знакомство с изобразительными предметами на этой росписи - цветы, фрукты, ягоды, животные, птицы. Введение в технологию росписи домовых и декоративных предметов. Как одним из пунктов - формирования восхищения и уважения к людям труда. А так же видео-экскурсия в дома, которые украшены уральской народной росписью. [3 с 59].

В творческом задании немаловажную роль играет изобразительная деятельность. Суть заключается в расширении границ знаний о культуре и быте Урала. Развивать умение графически изображать здания и придумывать украшающие детали. Одним из дидактических упражнений является мотив листок, в котором формируются знания и умения изображать данный символ, а самое главное закрепляются на практике. Обучение последовательности выполнения подмалевка, умению набирать на кисть две краски. Как пример следующего дидактического упражнения формирующего умения является мотив «цветы». Результат ожидание - создание представления об изображении цветка в его различных вариантах композиции, так же понятие симметрии выполнения узора. Обучение умению выполнять вращательные движения кистью. Формирование теоретических знаний и закрепление практических навыков рисования мотива «цветок». Нельзя обойтись и без изображения птиц в Урало-сибирской росписи. При обучении техники двойного мазка одна половина кисти окунается в один цвет, а другая в другой цвет. Проведя все полостью кисти по бумаге или холста, получить двухцветный мазок с яркими лаконичными оттенками краски, например. Сделать упор на выполнение двойного мазка, так как техника требует тренировок и лучше всего начать тренироваться на бумаге. Почему это так важно? Рисование в данной технике очень популярно, не только у художников-профессионалов, но и у любителей, так же ей с легкостью овладевают дети [1 c.219]

И наконец, знакомство с немаловажным разделом - архитектура наших предков. Продолжать формировать представления детей об Урало-Сибирской росписи и ее характерных особенностях. Закреплять и расширять знания детей о строительстве жилища и местах проживания на Урале. Способствовать развитию познавательных процессов личности ребенка. Развивать аналитические способности детей на основе сравнения двух росписей - Городецкой и Урало-Сибирской.

4)Использование информационных технологий

Главным объектом этого пункта является совершенствование учебно-воспитательного процесса в малочисленной сельской школе за счет применения информационно-коммуникационных технологий. А так же формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

Мы живем в условиях научного прогресса, а вместе с ним должны совершенствоваться системы образования, чтобы адаптировать будущих членов общества к этому прогрессу и особое место в условиях глобализации общества занимают как раз информационные технологии, которые служат, по моему мнению, в первую очередь как средство обучения (презентации, виртуальные экскурсии, видео-экскурсии). Данные средства обучения, будут обеспечивать эффективность образовательного процесса. Другими словами технологии для нас это инструмент познания, способствующий формированию естественно - научного мировоззрения, средство коммуникации, обеспечивающее оптимизацию решения учебных задач.

К результатам применения информационных технологий так же можно отнести средство развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса;

объект изучения, расширяющий кругозор и открывающий новые возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности;

Конструирование урока с использованием информационных технологий требует детальной проработки каждого его элемента. Для конструирования урока учителем предлагается следующий алгоритм [15 c.135].

Постановка задачи на использование информационных технологий на уроке.

Анализ содержания урока на возможность и целесообразность использования информационных технологий с целью оптимизации учебной деятельности. Структурирование задач, прогнозирование результатов деятельности, организованной посредством информационных технологий, определение информации, обеспечивающей решение учебных задач посредством информационных технологий

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности. Уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты. Анализировать, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения. Устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.

В своей работе учитель использует ИКТ при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении контроле знаний учащихся и т.д. Учителем практикуется проведение уроков-презентаций. [7].

Мы можем говорить о результативности. Развитие аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение). Развитие проекционных и конструкторских способностей и психических функций, например логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие, др.

формированию коммуникативных навыков

развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы; выявлению адекватности и применяемости способа к условию задачи; готовности к самостоятельной работе. С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.

2.2 Организация, методика проведения и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации методов формирования познавательного интереса на педагогической практике в образовательном учреждении

Изначально мы должны решить задачу, на каких уроках существует определенная возможность знакомства детей с народными промыслами России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Ответ заключается только в понимании, должен ли урок иметь художественный или рационально-логический характер, будет ли в нем преобладать репродуктивная или творческая деятельность учеников, и какой конечный результат должен быть, вызовет ли он интерес у учащихся или нет. Исходя из этого, продумываются все особенности урока. Ниже представлен план конспекта урока содержание, которого позволяет, на мой взгляд, решать задачи воспитания интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству в контексте освоения программы. [15].

Тема: «Урало-сибирская роспись»

Цель: создать условия для формирования творческого восприятия художественного образа по средствам изучения урало-сибирской народной росписи.

Задачи обучающие: формировать знания о народных промыслах России (урало-сибирская роспись), познакомить с техникой рисования «двойной мазок», научить выполнять основные элементы урало-сибирской росписи, формировать представления о современном распространении урало-сибирской росписи в сувенирном производстве, украшениях предметов быта, произведениях художественной искусства;

развивающие: развивать цвет восприятия, навыки рисование гуашью, обогащать словарный запас; формировать творческое мышление, креативность.

Воспитание, например, воспитывать интерес народным Промыслам России, уважение к художественному наследию русского народа, аккуратность, терпение.

Возраст: 2 класс (8-9 лет)

Время проведения: 2 часа по 40 мин, с 10-мин. перерывом

Тип занятия: комбинированное занятие.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Электронный образовательный ресурс: презентация PowerPoint 2010 «Урало-сибирская роспись» (автор Т.Е. Соловьева), учебный фильм «Урало-сибирская роспись» (автор Холькина Е.Н.)

Оборудование для педагога: образец, медиа проектор, экран, колонки, распечатка практического задания по количеству человек в группе.

Оборудование и материалы для учащихся: альбомный лист, гуашь, кисточки плоские и круглые, баночка для воды, палитра.

1. Орг. Момент.

2. Организация рабочего места.

3. Постановка целей и задач, сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с народным промыслом, а именно урало-сибирской росписью, научимся выполнять основные элементы в технике двойной мазок, создадим неповторимый узор на сарафане в стиле урало-сибирской росписи.

Показ слайда

4. Знакомство с новым материалом

5. Практические упражнения по рисованию

- Сейчас мы с вами поупражняемся в рисовании основных элементов росписи, но перед рисованием посмотрим, как рисуют мастера по росписи

Показ видео с 3 мин 20 до конца

- Перед рисованием рассмотрим поэтапное выполнение на слайдах

Выполнение практических упражнений по рисованию цветка, листика, травок, приписок.

В ходе работы педагог показывает, как набирать краску на кисточку, прорисовывает элементы на листке, прикрепленном на доске, оказывает индивидуальную помощь учащимся, тактично корректирует действия учеников.

6. Физическая минутка

7. Творческая работа учащихся.

- Я предлагаю Вам теперь побыть в роли мастеров по урало-сибирской росписи и самим расписать сарафан. Я вам раздам листы, на которых изображена девушка в сарафане, обращаю ваше внимание, что мастера никогда не наносили урало-сибирскую роспись на одежду, поэтому вы впервые будете расписывать цветами сарафан. Мы изучили технику «двойного мазка», потренировались прописывать поэтапно основные элементы, теперь вам нужно применить в своей работе, что вы узнали на занятии. Так как вы выступаете в роли художников, вы сами выбираете цвета и элементы для выполнения творческой работы.

8. Выставка работ, коллективное обсуждение и поощрение лучших работ, акцентирование внимание на удачные творческие решения.

9. Подведение итогов занятия

- Что запомнилось вам об урало-сибирской росписи?

- Что вас поразило, что открыли нового для себя на занятии?

- Чем понравилось занимать? Что захочется повторить, придя домой?

Педагог, подводя итог занятия, обобщает все сказанное детьми.

10. Уборка рабочего места

Выводы по 2-ей главе.

На основе проведенного теоретического анализа и опытной работы был сформулирован вывод

-Методика внедрения образовательной программы знакомства школьников с декоративно-прикладным искусством может быть успешно решена только в рамках предмета «Изобразительное искусство художественный труд» так как только на данных уроках изготавливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми.

- Воспитание интереса немыслимо без имения определенных навыков, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом

- Современный урок изобразительного искусства должен быть организован в соответствии с требованиями и правилами декоративно-прикладного искусства, и это возможно при соответствующем содержании темы курса[16 c.56].

Заключение

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и результатов опытной работы показал, что в работе:

1. Определена сущность понятия народное и прикладное искусство

2. Проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы

3. Спроектирована модель и выделены условия воспитания интереса к познанию родного края школьников

4. Проведена опытная работа по исследованию необходимости в начальной школе.

Результаты проведенного теоретического исследования и опытной работы позволили сформулировать следующие выводы:

Создание воспитания познавательного интереса к народным промыслам России может быть сформировано и успешно применено только на практических занятиях, в рамках обучения изобразительному искусству у школьников. Создание системы знакомства с народным хозяйством позволит создать единую линию развития и накопления знаний от младших классов и так далее. Пример с урало-сибирской росписью - это практическое знакомство в рамках урока

2.Педагогические условия формирования интереса младших школьников включают: формирование основных понятий (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете). Формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке). Использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельности подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского). Использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических). Организация эстетически верной окружающей среды[18]. Использование подобной модели будет способствовать достижению основной цели воспитания интереса младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества, а также, создание условий для самореализации.

Список литературы

1. Беджанов Ю.К, Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Ю.К.Беджанов. – Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского пединститута, 1994. – 180 с.

2. Барадулин В.А, Народные росписи Урала и Приуралья, крестьянский расписной дом [Текст] / В.А Барадулин. – Ленинград: Художник РСФСР, 1988 – 200 с.

3. Жидкина Т.С, Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С Жидкина - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

4. Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л.П. Заречная. – Москва: АСТАПРЕСС, 2009 – 324 с.

5. Кошаев В.А. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Кошаев – Москва: Владос. 2015. – 210 с.

6. Ковычева Е.В. Народная игрушка [Текст]: учебное пособие/ Е.В Ковычева - Москва: Владос. 2014. – 110 с.

7. Кочеpгин А.Н. Моделиpoвание мышления [Текст] / А.Н. Кочергин. – Москва: Наука, 2009. – 341 с

8. Леденева Е.И, Керимшеева О.А, Урало-сибирская роспись в художественном образовании. [Текст] / Е.И Леденева. О.А Керимшеева- Москва: Наука и современность, 2015.-56 с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК. и ФПК / Б.Т. Лихачев. – Москва: Юрайт, 1998. – 464 с.

10. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах пособие для учителя / И.Г. Майорова. – Москва: Просвещение, 2000. – 214 с.

11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. / И.П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 400 с

12. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства [Текст]: учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 120 с.

13. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 128 с.

14.Панькин А.Б Этнокультурный парадокс современного образования. [Текст] / А.Б Панькин. – Волгоград: Перемена, 2001. – 318 с.

15. Русакова Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе. Лекции по методике преподавания изобразительного искусства. [Текст] / Т.Г Русакова – Оренбург: ОГПУ, 1999. – 110 с.

16. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. [Текст] / М.С.Соколова- Москва: ВЛАДОС, 2005.- 304 с.

17. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П.Н. Андрианова, Д.П. Ельникова. – Донецк, 2006. – 245 с.

18 Чичканова И.Н. Подготовка учителей начальных классов в условиях учебно-научно-педагогического комплекта «педколледж-педвуз» [Текст]: Монография / И.Н. Чичканова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 138 с.

19 Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – Москва: Дрофа, 2004. – 398 с.

.

Приложение

Наши рекомендации