Методология педагогической науки. Уровни методологии и их характеристика
Методологические основы современной педагогики: сущность, функции, уровни. Методы педагогического исследования. Педагогическая диагностика в деятельности учителя и классного руководителя.
1. Понятие «методология педагогической науки».
Любая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определённые исходные положения, дающие объективное истинное представление о феноменах, которые она изучает.
В роли таких положений выступают методологические знания.
Термин «методология» - греческого происхождения , и в буквальном переводе означает знание о способе (познавательной и практической деятельности), или - учение о правилах мышления (и в науке, и в практике).
Первым методологом, - по мнению КраевскогоВ.В. – методологическим Адамом, - очевидно был человек, который стал задавать себе вопросы: «Что я делаю такое? К чему это может привести?»
На первых порах некоторые черты методологии просматривались в геометрии, которая давала предписания как изучать окружающий мир.
Затем методологические подходы, отвечающие на вопрос –как изучать?- находим в работах философов древности (Платон, Аристотель и др.),- где с философских позиций даётся универсальная логическая система познания окружающего мира (правда, в зависимости от своих философских позиций –материализма или идеализма).
Далее, с развитием естествознания, ряд учёных (Галилей, Декарт и др.) утверждают, что в основе познания мира лежит опыт – пр.эмпиризма.
Ряд других философов (Кант, Гегель и др.) рассматривают закономерности самого мышления, говоря *о восхождении от абстрактного к конкретному, *о противоречивости развития бытия и мышления и так далее.
Таким образом, задолго до появления научной категории «методология», ряд методологических основ, предписаний были заложены (сформулированы) в трудах философов прошлого при разработке философской теории познания (гносеологии) окружающего мира.
В основе диалектического метода познания реальной действительности лежат принципы: *связи теории и практики; *познаваемости реального мира; *детерминированности (взаимозависимости) всех явлений; *взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.
Философские знания об окружающем мире и его познании всегда выступают методологической основой любых научных исследований.
Сегодня понятиеметодологии педагогики разные авторы в разных учебниках определяют как :
- учение о принципах построения и способах научно-познавательной деятельности;
- совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании педагогической действительности;
- учение о методах научного исследования;
- учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, т.е. о педагогическом познании;
- систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение о самой этой системе;
- учение о методах научного познания педагогической действительности и её преобразовании;
- учение о применении диалектики к процессу образования;
-системное изложение теоретических идей (философских, психологических, педагогических), которые выступают как руководящие ведущие принципы в практической и научно-педагогической деятельности;
-концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях; (Кочетов А.И.)
- умение педагога рефлексировать в терминах педагогической науки (Краевский В.В.) – то есть отвечать на вопросы: каковы цели деятельности? , каков может быть конечный результат? , какие методы целесообразнее использовать для получения результата?- и т.д.
Все эти определения не противоречат друг другу, а лишь дополняют сущностное понимание такой сложной категории и одновременно – отрасли научного знания, как методология педагогики.
На основе вышеизложенного, выделимдва основных аспекта понимания методологии педагогики :
1. Методология педагогики понимается как системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической педагогической деятельности.
Такое понимание МП имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или позиции педагога.
2. Методология педагогики понимается как нормативное знание о способах организации научно-педагогического исследования, его программе, логике, основных характеристиках, методах исследования и определения качества исследовательской работы.
Таким образом, можно сказать, что Методология Педагогики есть научное учение о самой науке педагогике, закономерностях её развития, категориальном аппарате, основаниях и структуре педагогической теории, принципах подхода и способах добывания педагогических знаний.
Она направлена на совершенствование научной педагогической деятельности.
Методология педагогики выполняет ряд функций :
-познавательную – получение новых знаний об эффективности методов исследования, о тенденциях развития науки, о способах построения теорий и концепций и пр.
- критическую – выделение «белых пятен» в науке и предложение путей их устранения,
- рефлексивную – анализ собственного учения о научно-педагогическом исследовании и научно-педагогической деятельности.
2. Уровни методологии педагогики.
Выделяют 4 уровня методологии педагогики: *философский, *общенаучный, *конкретнонаучный, *технологический.
1. Философский уровень методологии педагогики.
На этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика. При этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Этот уровень определяет также общие принципы познания и категориальный аппарат педагогики.
Основные философские направления, выбираемые исследователями:
А) Экзистенциализм (философия существования).
Основной тезис – «Человек есть то, что он сам из себя сделает». Основное понятие –«существование» (экзистенция), т.е. индивидуальное бытие человека. Считается, что в человеке изначально заложены способности – к познанию, к творчеству, к нравственному поведению. Но только от него самого зависит их развитие и реализация., а не от внешнего воздействия. Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь. И воспитание понимается как самовоспитание. Объектом познания является не внешний мир, а внутренний мир самого человека, проходящего через кризисные ситуации, в которых он сам делает выбор своего дальнейшего пути.
Ведущая роль в обучении отводится гуманитарным предметам, а в воспитании- развитию «человеческого в человеке» через самовоспитание, саморазвитие, самообразование, саморегуляцию и пр.
Экзистенциальный подход предполагает обращение к изучению внутреннего мира человека, его ценностно-смысловой сферы, а также различных форм проявления его внутренне обусловленной активности (самовоспитание и пр.).
Этот подход лежит в основе пед.концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы.
Б) Прагматизм. (греч. Прагма – опыт, дело).
Основной тезис – «Школа – инструмент жизни». Основное понятие – опыт, дело. Школа должна не столько давать знания, сколько готовить ребёнка к жизни в обществе. Отсюда – приоритет практических методов обучения, позволяющих ребёнку проявлять свою активность и получать знания через практическую деятельность. Ещё одна важная идея – идея уникальности каждого человека. Отсюда – задача всемерного развития способностей через всевозможные упражнения и практики.
Идея уникальности привела к возникновению учения педоцентризма (ребёнок , как солнце,- в центре образовательного процесса, и вокруг него «вращается» всё: педагоги, содержание и средства образования и пр.,- для развития его способностей и удовлетворения его интересов и потребностей.
Основоположник – Дж.Дьюи (амер.). Популярна в США и Зап.Европе.
В) Бихевиоризм (от англ.= поведение).
Основной тезис – «Улучшать человеческое поведение». Основное понятие - стимул-реакция. Поведение человека определяется внешними стимулами, которые заключены в окружающей человека социальной среде. Задача образования – приобщение человека к нормам общества через создание условий, стимулирующих «желательное» поведение, и закрепление его с помощью поощрений.
На первое место выходят не внутренние факторы становления человека, как в экзистенциализме, а создание внешних условий воспитания и обучения.
Идеи Б. лежат в основе некоторых теорий организации воспитывающей среды, программированного обучения и пр.
Г) Диалектический материализм.
Основной тезис –«Бытие определяет сознание». Основное понятие – формирование. Личность развивается в деятельности. Считается, что цели образования задаются извне – обществом и и государством, что всё в мире имеет причинно-следственную взаимообусловленность. Воспитание рассматривается как целенаправленное формирование заданных качеств. Всё находится в развитии и всё управляемо. Пример – советская педагогика, традиционные концепции образования, они – технологичны, связаны с организацией деятельности детей.
Д) Религиозная (идеалистическая) философия.
Основной тезис –«Воспитание –подготовка к вечной жизни». Основное понятие – духовность. В человеке есть духовное начало, через которое он связан с Богом. Духовная жизнь человека связана с поиском смысла жизни, своего места в мире и пр. Задача педагога – научить различать добро и зло, делать правильный выбор. Особое значение придаётся нравственному воспитанию. Считается, что становление человека определяется не материальными условиями его жизни, а внутренними закономерностями его духовного развития и действием невидимых сил добра и зла. Приоритет воспитания над обучением. Приоритет самовоспитания над воспитанием извне. Убеждение во врождённом характере основных человеческих качеств (это роднит с экзистенциализмом).
В целом, на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение.