Слова-«неприятели» (антонимы)

1) Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение:

« Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно!»

(По П. Сладкову)

2) Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький:

... пенёк опрокинул ... воз.

... дело лучше ... безделья.

Даже самое ... дерево выросло из ... семени.

В ... лодку ... груз не кладут.

... крючком ... рыбу не выудишь.

3) Подобрать антонимы к выделенным словам:

Летний день — за ... неделю. У короткого ума ... язык.

Ради нового дружка ... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а ... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а ... к небу тянется. Знай больше, а говори ....

4) Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный.

а) Прослушать стишок:

- Карандашик, что грустишь?

- Был большой, а стал малыш.

- Что ж, зато хозяин твой

Был малыш, а стал большой.

б) Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала — потол; был — стал и др.).

7) Прочитать (прослушать) сказку. Указать в тексте слова: а) близкие по значению словам грустить, грустный;

8) противоположные им по значению.

ПОГРУСТИЛИ

Жил-был очень грустный человек. Ну а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошел он поискать кого-нибудь, чтобы вместе погрустить.

Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает:

— Ты, ива, грустишь или печалишься?

— Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже.

— Пойдем со мной, вместе попечалимся. Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста.

Стоит аист, клюв повесил.

— Почему, аист, клюв повесил?

— Потому что я невесел.

— И мы невеселые. Пойдем с нами!

— Пошли.

Шли-шли, видят, унылый дождик идет.

— Иди, унылый, к нам в компанию.

— Не все ли равно, куда идти, — отвечает дождик и заними пошел.

Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке.

— Ого, — кричат, — сколько нас! Ну теперь погрустим как следует!

Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невеселые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели — чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели — за животы схватились.

Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно!

(Е. Измайлов)

6) Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч):

день — ...; утро — ...; восход — ...; весна — ...; зима — ... ; завтра — ...; рано — ...; близко — ...; низко — ...; редко — ...; медленно — ...; просторно — ...; радостно — ...; темно — ...; сел — ... ; взял — ... ; нашёл — ... ; забыл — ... ; уронил — ... ; кчсорил — ... ; выпрямил — ... ; лёгкий — ... ; высокий — ... ; больной — ...; чистый — ...; частый — ...; жёсткий — ....

7) Указать слова-антонимы в пословицах:

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни, Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жёстко спать.

8) Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению:

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я ... , а деревьям .... (Дятел)

(Б. Тимофеев)

9) Подобрать антонимы к выделенным словам:

На пляже песок сухой, а у воды .... Переходя улицу, посмотри налево, а потом ... . В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через ... . В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на ... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он ... .У берега озеро мелкое, а дальше ....

10) Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра всоответствии со смыслом высказывания:

«... поучусь, а ... погуляю», — говорит ленивый. «... погуляю, а ... поучусь», — говорит прилежный.

(К.Д. Ушинский)

11) Прослушать (прочитать) текст:

«Мороз весной особенный. Ухо, которое в тени, мерзнет, а которое на солнце — горит. С зеленых осин — капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне стволов блестит вода, теневая затянута коркой льда. Днем плавятся и горят снега, ночью пощелкивает мороз».

(По Н. Сладкову)

12) К данным ниже словам подобрать из предыдущего текста слова с противоположным значением:

Образец: в тени — на солнце.

мёрзнет — _ ; капельки — _; солнечная — _; вода — днём — _.

Слова-«близнецы» (омонимы)

1) Прослушать стихотворение:

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

(В. Лифшиц)

— Какие два слова в этом стихотворении пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения?

2) Из данных словосочетаний составить предложения:

§ прозрачный ключ; скрипичный ключ; сломанный ключ;

§ острая коса; длинная коса; песчаная коса;

§ острые ноготки; душистые ноготки;

§ меткий лук; зелёный лук;

§ хвойные леса; строительные леса;

§ неглубокая норка; пушистая норка.

3) Найти в тексте слова, которые звучат одинаково. Пересказать текст, заменив одинаковые слова другими, близкими по значению. Все ли выделенные слова можно заменить?

Не хочет косой Косить косой. Говорит: «Коса коса».

4) Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов.

Образец: Шашки — игра. Шашки — оружие, колонна ворот быки кошки горн овсянка

5) Объяснить значения выделенных слов:

Бегут минуты и часы.

Им точный счёт ведут часы.

(В.Крежнев)

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке норка.

(С.Носенко)

Сколько значений у слов?

Многозначные слова

1) Прослушать стихотворение И. Токмаковой:

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку

В чужой стране, в чудной стране...

Ты почему не веришь мне?

§ По отношению к каким предметам употреблены слова: язычок, глазок, горлышко, ножка?

§ А по отношению к кому они употребляются обычно?

§ Какие слова в стихотворении имеют переносное значение?

2) Выделенные слова заменить другими, близкими по смыслу:

Дождь пошел и не проходит.

Дождь идет, хотя не ходит.

Он будет лить часы подряд

На крыши, на дорогу, —

Об этом тучи говорят,

Хоть говорить не могут.

(А. Барто)

3) Какими словами описывает автор дождь?

«Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк ».

(Н.Сладкое)

— Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, накрапывает, барабанит, стучит...)

4) Заменить в словосочетаниях глагол бежит близким по смыслу:

время бежит; река бежит; молоко бежит из кастрюли.

— Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю!

5) Объяснить значение выделенных слов:

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.

(В.Орлов)

6) В каких из данных ниже словосочетаний слово земля употреблено в значении планета, суша, территория, почва, край!

Земля отцов; вращение Земли; песчаная земля; увидели землю; земля заповедника.

7) Придумать предложения со следующими словосочетаниями:

родной язык; добыть «языка»; прикусить язык; язык колокола.

8) Прослушать загадку К. Чуковского:

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегаем.

Вдоль по улице шагаем...

Но чуть вечер на порог,

Остаемся мы без ног.

А безногим — вот беда! —

Ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать,

Будем там тихонько спать.

А когда вернутся ноги,

Вновь поскачем по дороге! (Детские ботинки)

Выделить в тексте слова, обозначающие движение. В каком значении (буквальном или переносном) употреблено выражение Остаёмся мы без ног! Употребите то же выражение мо втором значении.

9) Объясните прямой и переносный смысл выражений:

намылить шею; прикусить язык; развязать руки; подать хвост; развесить уши; опустить руки; ставить подножку; сесть на весла; засучить рукава.

Наши рекомендации