Слова-«неприятели» (антонимы)
1) Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение:
« Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно!»
(По П. Сладкову)
2) Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький:
... пенёк опрокинул ... воз.
... дело лучше ... безделья.
Даже самое ... дерево выросло из ... семени.
В ... лодку ... груз не кладут.
... крючком ... рыбу не выудишь.
3) Подобрать антонимы к выделенным словам:
Летний день — за ... неделю. У короткого ума ... язык.
Ради нового дружка ... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а ... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а ... к небу тянется. Знай больше, а говори ....
4) Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный.
а) Прослушать стишок:
- Карандашик, что грустишь?
- Был большой, а стал малыш.
- Что ж, зато хозяин твой
Был малыш, а стал большой.
б) Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала — потол; был — стал и др.).
7) Прочитать (прослушать) сказку. Указать в тексте слова: а) близкие по значению словам грустить, грустный;
8) противоположные им по значению.
ПОГРУСТИЛИ
Жил-был очень грустный человек. Ну а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошел он поискать кого-нибудь, чтобы вместе погрустить.
Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает:
— Ты, ива, грустишь или печалишься?
— Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже.
— Пойдем со мной, вместе попечалимся. Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста.
Стоит аист, клюв повесил.
— Почему, аист, клюв повесил?
— Потому что я невесел.
— И мы невеселые. Пойдем с нами!
— Пошли.
Шли-шли, видят, унылый дождик идет.
— Иди, унылый, к нам в компанию.
— Не все ли равно, куда идти, — отвечает дождик и заними пошел.
Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке.
— Ого, — кричат, — сколько нас! Ну теперь погрустим как следует!
Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невеселые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели — чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели — за животы схватились.
Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно!
(Е. Измайлов)
6) Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч):
день — ...; утро — ...; восход — ...; весна — ...; зима — ... ; завтра — ...; рано — ...; близко — ...; низко — ...; редко — ...; медленно — ...; просторно — ...; радостно — ...; темно — ...; сел — ... ; взял — ... ; нашёл — ... ; забыл — ... ; уронил — ... ; кчсорил — ... ; выпрямил — ... ; лёгкий — ... ; высокий — ... ; больной — ...; чистый — ...; частый — ...; жёсткий — ....
7) Указать слова-антонимы в пословицах:
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни, Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жёстко спать.
8) Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению:
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я ... , а деревьям .... (Дятел)
(Б. Тимофеев)
9) Подобрать антонимы к выделенным словам:
На пляже песок сухой, а у воды .... Переходя улицу, посмотри налево, а потом ... . В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через ... . В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на ... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он ... .У берега озеро мелкое, а дальше ....
10) Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра всоответствии со смыслом высказывания:
«... поучусь, а ... погуляю», — говорит ленивый. «... погуляю, а ... поучусь», — говорит прилежный.
(К.Д. Ушинский)
11) Прослушать (прочитать) текст:
«Мороз весной особенный. Ухо, которое в тени, мерзнет, а которое на солнце — горит. С зеленых осин — капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне стволов блестит вода, теневая затянута коркой льда. Днем плавятся и горят снега, ночью пощелкивает мороз».
(По Н. Сладкову)
12) К данным ниже словам подобрать из предыдущего текста слова с противоположным значением:
Образец: в тени — на солнце.
мёрзнет — _ ; капельки — _; солнечная — _; вода — днём — _.
Слова-«близнецы» (омонимы)
1) Прослушать стихотворение:
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
(В. Лифшиц)
— Какие два слова в этом стихотворении пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения?
2) Из данных словосочетаний составить предложения:
§ прозрачный ключ; скрипичный ключ; сломанный ключ;
§ острая коса; длинная коса; песчаная коса;
§ острые ноготки; душистые ноготки;
§ меткий лук; зелёный лук;
§ хвойные леса; строительные леса;
§ неглубокая норка; пушистая норка.
3) Найти в тексте слова, которые звучат одинаково. Пересказать текст, заменив одинаковые слова другими, близкими по значению. Все ли выделенные слова можно заменить?
Не хочет косой Косить косой. Говорит: «Коса коса».
4) Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов.
Образец: Шашки — игра. Шашки — оружие, колонна ворот быки кошки горн овсянка
5) Объяснить значения выделенных слов:
Бегут минуты и часы.
Им точный счёт ведут часы.
(В.Крежнев)
Под кустом ореха норка.
Проживает в норке норка.
(С.Носенко)
Сколько значений у слов?
Многозначные слова
1) Прослушать стихотворение И. Токмаковой:
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку
В чужой стране, в чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
§ По отношению к каким предметам употреблены слова: язычок, глазок, горлышко, ножка?
§ А по отношению к кому они употребляются обычно?
§ Какие слова в стихотворении имеют переносное значение?
2) Выделенные слова заменить другими, близкими по смыслу:
Дождь пошел и не проходит.
Дождь идет, хотя не ходит.
Он будет лить часы подряд
На крыши, на дорогу, —
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.
(А. Барто)
3) Какими словами описывает автор дождь?
«Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк ».
(Н.Сладкое)
— Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, накрапывает, барабанит, стучит...)
4) Заменить в словосочетаниях глагол бежит близким по смыслу:
время бежит; река бежит; молоко бежит из кастрюли.
— Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю!
5) Объяснить значение выделенных слов:
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
(В.Орлов)
6) В каких из данных ниже словосочетаний слово земля употреблено в значении планета, суша, территория, почва, край!
Земля отцов; вращение Земли; песчаная земля; увидели землю; земля заповедника.
7) Придумать предложения со следующими словосочетаниями:
родной язык; добыть «языка»; прикусить язык; язык колокола.
8) Прослушать загадку К. Чуковского:
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегаем.
Вдоль по улице шагаем...
Но чуть вечер на порог,
Остаемся мы без ног.
А безногим — вот беда! —
Ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать.
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге! (Детские ботинки)
Выделить в тексте слова, обозначающие движение. В каком значении (буквальном или переносном) употреблено выражение Остаёмся мы без ног! Употребите то же выражение мо втором значении.
9) Объясните прямой и переносный смысл выражений:
намылить шею; прикусить язык; развязать руки; подать хвост; развесить уши; опустить руки; ставить подножку; сесть на весла; засучить рукава.