Глава 4. коррекционная работа на лексическом уровне

Основные задачи

Начать следует с выявления и пополнения объема словарного запаса у учеников на основе предлагаемого ниже примерного перечня тем. Основное содержание лексической работы:

§ рост объема словарного запаса (путем усвоения новых слов и словосочетаний); очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов;

§ качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

§ упражнения в слоговом и морфемном анализеи синтезе слов; наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем.

Выявление активного словарного запаса учащихся

Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии и т.п. (Учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие.)

Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов (на материале перечисленных выше групп предметов).

Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.

1) Назвать действия (перекидывая мяч):

Метель (что делает?) — метёт; гром —...; ветер —...; снег —...; солнце —...; ливень —... ; молния — ...; мороз —....

2) Назвать другой предмет с тем же признаком:

мел белый (и снег белый);пояс узкий (и лента узкая); дыня желтая (и тыква ...); речка быстрая {иручей ...).

3) Сравнить:

по вкусу — лимон и мед, лук и виноград;

по цвету — василек и гвоздику, грушу и сливу;

по прочности — веревку и нитку, бумагу и ткань;

по ширине — дорогу и тропинку, ручей и речку;

по высоте — дом и шалаш, куст и дерево.

4) Прослушать загадку К. Чуковского; выделить слова, обозначающие голосовые действия. В акцентированном произнесении рифмующихся слов «услышать» отгадку:

Я лаю со всякой

Собакой,

Я вою

Со всякой совою.

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву: У-у-у! (Эхо)

5) Угадать предмет по его признакам или действиям:

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал —

Кушайте, пожалуйста! (Арбуз)

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы.

***

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт —

Сделает наоборот. (Зонт)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит —

Сядет и укусит. (Комар)

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придёт

И польет наш огород. (Дождик)

Шагаешь — впереди лежит,

Оглянешься — домой бежит. (Дорога)

(А. Рождественская)

Уточнение и расширение словарного запаса

Снова«сорняки »

Прослушать стихотворение А. Барто:

Слова бывают разные,

Бывают неотвязные.

Вот, например, к Володе

Пристало слово «вроде».

Он «да» не скажет никогда.

- Обедать будешь?

- Вроде да.

Спросите у Володи:

- Ты пионер? — «Да вроде...»

- Работал в огороде?

А он опять: «Да вроде».

Слова бывают разные:

Хорошие, простые,

Слова бывают праздные,

Ненужные, пустые.

В последующей беседе с логопедом дети выясняют, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям. (Рекомендовать отучиться от навязчиво повторяющихся слов: ну, это, вот, значит и т.п.)

Слова-«приятели» (синонимы)

1) Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу:

а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твердый,раньше, льется;

б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь,жесткий,прежде, течет.

2) Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением):

§ грустный, печальный, унылый, глубокий;

§ храбрый, звонкий, смелый, отважный;

§ слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

§ крепкий, далёкий, прочный, надежный;

§ понять, разобраться, запомнить, уразуметь;

3) В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:

§ свежая пища, запас корма, вкусная еда;

§ наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя;

§ неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;

§ быстрый конь, скорый поезд, стремительная река, поспешный отъезд;

§ неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток, угловатая походка;

§ ценный груз, тяжелая ноша, ручная кладь, громоздкий багаж.

4) Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое — в книжной; указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

приехал, прибыл, прикатил; пришел, пожаловал, заявился; бросился, ринулся, накинулся; ворвался, вторгся, вломился; отскочил, отпрянул, шарахнулся.

5) Прослушать сказку Е. Измайлова «Тигр-лев и лев-тигр»:

«Тигр-лев — это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная, желтая.

Лев-тигр — наоборот: сначала — желтая, потом — черная.

И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо корочелевого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот какой тигр-лев! Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе — левой, правой, левой, правой — и зарычал, как большой: ррры!

Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал немаленьким и зарычал по-своему: ыррр! — и пошел правой, легюй, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, а не вертел, как тигр-лев.

И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр — на опушку леса. Тигр-лев — на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробе-жаться. Тигр-лев побежал пройтись.

А откуда они взялись? Лев-тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы».

— Выяснить, как дети поняли смысл сказки. При повторном чтении рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.

Наши рекомендации