Простые формы звукового анализа
Гласные звуки
После предварительных артикуляционных упражнений перед зеркалом закрепляется артикуляция гласных звуков.
В результате тренировок дети должны научиться удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет (до 3-5) и узнавать звук по беззвучной артикуляции.
1) Узнавание гласного звука (на слух)
а) В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком если нет — карточки со знаком
§ после хорового повтора серии звуков;
§ без повторного проговаривания: уа,ауэ,оэ,аэо, иоу,уао и т.д.
б) В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки или определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся.
Примерный список слов для устных упражнений:
а) начальный гласный в ударной позиции:
окунь, узел, иглы, адрес, ужин, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;
б) начальный гласный в безударной позиции:
аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен, учеба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.
в) В середине слова. Определить наличие гласного звука:
О | А | Ы | У |
куст, сок | сын, наш | дым, нёс | лес, зуб |
шкаф, сон | мал, мышь | сел,был | лук, пил |
пол, лук | бык, мак | сыр, соль | ток, суп |
рос, мох | лось, пар | мел, мыть | пусть, дуб |
сад, март | гусь, бак | бык, пыль | шил, сом |
рот, рис | шаг, шар | боль, рыть | внук, жук |
2) Вычленение гласного звука (на слух)
а) Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку: уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэи т.д.
б) Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:
у л - ус - у ком-он-орпа - канаха-ра-ва
ар - аш - анах - ал - асто - солоты - мы. — лы
ил - ит - исэх - эк - эт ру - ну - ту ти - ки - ни
в) Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву (у каждого участника — набор гласных букв):
искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры., очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.
г) Из слова (гласный в середине слова, под ударением):
пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук,дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.
Согласные звуки
Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):
П — сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;
М — сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем — запотеет). Звук можно тянуть;
Ф — нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель. Звук можно тянуть;
Т — кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду. Звук не тянется;
Н — кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.
1) Узнавание согласного звука (на слух)
а) Начального звука в слове (поднять карточку со знаком
или
М — парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;
П — крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;
Ф — груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;
Н — ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, березы, наперсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;
Т — кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, тайга.
б) Последнего согласного в слове:
Ф — трудный, крепость, шкаф, торф, шахта, шарф, жираф, плащ, костер, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;
Т — кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;
К — дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овес, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.
в) Согласного в середине слова:
П — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал;
М — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;
Ф — корка, кофта, зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т.д.
г) Отобрать картинки, в названиях которых содержится определенный согласный звук:
а) в начале слова;
б) в любой позиции.
Выборочный диктант слов.
Устный — поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы логопед раздает детям заранее).
Письменный — запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные ученикам по написанию слова из данных выше).
2) Вычленение согласного звука (на слух)
а) Из серии слогов: то - та - ту on - an - yn
на - ну ~ ноас - ос - ис
са - со - су ум - ам - ем и т.д.
б) Из слова (в начальной позиции).
Беседа по тексту стихотворения:
- Вот сколько на «к» я сумею сказать:
- Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор...
- й, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка...
- Ты, кажется, что-то напутал немножко?
- Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
- Стакан, сковородка, солонка и... кошка.
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку — откуда пришла
И вся ли посуда на кухне цела... (Л. Куклин)
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы — учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принёс Пете пастилу.
Соня связала сестре свитер.
3) Вычленение последнего согласного в слове
а) Назвать последний, согласный:
куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.
б) Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к).
С каждым полученным словом устно составить предложение:
ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.
в)Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...):
самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло—, пена-, солда-...
г) Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего:
мост — телефон — носки — иголка — автобус...