Советская школа и педагогика XX-XXI вв.
Советская школа и педагогика в 1917 - 1920 гг. Первые декреты Советского правительства по народному образованию. Отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой трудовой школы» Реализация партийно-государственной школьной политики в деятельности Наркомпроса (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская). Научно-педагогическая деятельность А.В Луначарского и Н.К. Крупской (краткие биографии):
· Цель и задачи образования
· Реформы 1917-1931 гг. в системе образования
· А.В. Луначарский об основных принципах единой трудовой школы РСФСР
· Н.К. Крупская о воспитании.
Изменения в организации народного образования. Деятельность школ различного типа (Опытно-показательные учреждения Наркомпроса, ФЗУ, ШКМ, ФЗС).
Советская система образования в 1921 - 1930 гг. Создание новой системы образования (1930). Комплексные программы Государственного ученого совета (ГУСа). Программы единой трудовой школы 1-й ступени (1929). Проблемы политехнического образования. Вопросы воспитания и организации учебно-воспитательной работы. Начало пионерского движения.
Развитие школы и педагогики в 1931-1941 гг. Деятельность государства и общества по введению всеобщего начального образования. Постановление ЦК ВКП(б) об организации и содержании работы советской школы: «О начальной и средней школе» (1931), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»(1932), «О педагогических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Создание единой системы народного образования в СССР (1934). Осуществление всеобщего начального обучения и постепенный переход к семилетнему всеобучу. Признание урока основной формой обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Фактическое прекращение поисков новых организационных форм и методов обучения.
Ученическое самоуправление. Деятельность пионерской и комсомольской организации в общеобразовательной школе. Разработка педагогами 20-30 гг. проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания, общего и политехнического образования, вопросов школьного самоуправления, деятельности детских и юношеских организаций (П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и др.).
Педагогическая деятельность А.С. Макаренко (краткая биография)
· Цели и задачи воспитания советского человека
· Обзор ведущих педагогических идей А.С. Макаренко (о трудовом воспитании, о воспитании в коллективе, о самоуправлении, о перспективе, принципы воспитания, роль традиций в воспитании и пр.).
Советская система образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Борьба за реализацию всеобщего обучения в годы войны. Патриотическое и трудовое воспитание. Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе»(1944). Открытие Академии педагогических наук РСФСР (1943).
Развитие общеобразовательной школы в конце 40-50 гг. Введение семилетнего всеобуча. Создание профессионально-технических училищ (ПТУ).
«Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958). Организация производственного обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-60-х гг. Переход ко всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х - начале 70 гг.
Поиски практическими работниками школ путей повышения эффективности обучения (опыт школ Липецкой, Новосибирской областей, Татарской АССР и др.).
Развитие педагогической науки. Деятельность Академии педагогических наук. Усиление с начала 60 гг. внимания к разработке теоретических проблем школьного воспитания и обучения. Исследование взаимосвязи обучения и раз-вития (Л.В. Занков); сущности процесса обучения; путей совершенствования структуры урока, активизации методов обучения (М.А. Данилов, Б.Е. Есипов, И.Т. Огородников, МН. Скаткин и др.); взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности (И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Проблемы программированного обучения (П.К.Гальперин, Л.Н. Ланда, Н.Ф.Талызина и др.). Теория и практика проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Проблемы политехнического образования (С.Г. Шаповаленко, В.Г.Зубов, К.А.Иванович). Разработка вопросов теории и практики гражданского воспитания учащихся, активной жизненной позиции школьников (В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов).
Научно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского
· Жизнь и пед. деятельность,
· Педагогические взгляды,
· Цели и задачи воспитания,
· Коллектив и личность в педсистеме Сухомлинского,
· Концепция нравственного воспитания,
· Организация работы в Павлышской школе.
Поиски путей гуманизации воспитания и реформирования на этой основе деятельности общеобразовательной и профессиональной школы. Практическая работа педагогических коллективов и отдельных учителей по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984).
Реформирование системы народного образования СССР и России в 1985- 1995 гг. Закон об образовании (1992,1996).
Самостоятельная работа № 10
Образование и педагогика России конца ХХ в. и нач. XXI в.
Ведущие идеи образования в мире в конце ХХ начале XXI вв.
· Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
· Проблемы образования в мире.
· Детство в мире.
· Всемирный форум по образованию 1990 г. (Джомтьен, Таиланд),
· Всемирный форум по образованию 2000 г. (Дакар, Сенигал).
· Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию (1996 г.): Доклад Ж. Делора «Образование: сокрытое сокровище»,
· На семинарах, проводимых в рамках проекта «Среднее образование в Европе» компетентностный подход определен ключевой проблемой, на решение которого направляются усилия ведущих ученых Европейского союза.
Общая характеристика практики современного российского образования
· Вхождение России в мировое образовательное пространство. Болонский процесс. Модернизация системы высшего профессионального образования. Бакалавриат и магистратура.
· Проблемы российской школы на рубеже веков. Закон «Об образовании в РФ» 1993 г.
· Диверсификация образования в РФ: новые типы школ, новые госстандарты образования.
· Проблемы дифференциации образования.
· Воспитание, основанное на сотрудничестве.
Педагогика сотрудничества как альтернатива традиционной советской педагогике.
1. Критический анализ советской педагогики 70-80 гг. ХХ века.
2. Движение «педагогики сотрудничества»,
3. Педагоги-новаторы конца ХХ века (В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.)
· Главные направления воспитания.
· Программа модернизации российского образования до 2010 года как попытка преодолеть противоречия в системе образования: от знаниево ориентированной школы к формированию компетентностей учащихся.
· Законопроект-2010 «Об образовании». Компетентностный подход.
· 2010 год – завершающий год международного десятилетия «Культуры мира и ненасилия в отношении детей».
· Омбудсмен – новый институт защиты прав человека и детства в РФ.
Раздел 3
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
Курсовая работа по дисциплине «История образования и педагогической мысли» направлена на изучение теоретических и практических аспектов историко-педагогических основ образовательных процессов в европейских странах и в России.
В ходе выполнения курсовой работы должны быть поставлены и решены следующие задачи:
раскрытие содержания, видов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности;
обзор методов и форм организации анализа для оценки динамики абсолютных и относительных показателей;
выявление основных приемов анализа состояния и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для принятия управленческих решений;
установление путей повышения эффективности на основе комплексного анализа и диагностики его финансово-хозяйственной деятельности.
Тематика курсовых работ определяется преподавателями и утверждается на заседании кафедры.
Студенты дневного и заочного отделений тему курсовой работы выбирают по желанию и согласовывают с преподавателем. При выборе темы целесообразно учесть тему предполагаемой курсовой работы и будущие профессиональные интересы. Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы в соответствии с его научными интересами, но при этом обязательно согласование с научным руководителем курсового проекта.
Курсовая работа должна быть защищена до экзамена по курсу «История образования и педагогической мысли». В противном случае студент не допускается к сдаче экзамена. При поступлении на кафедру (для студентов заочного отделения - в деканат) курсовая работа направляется на проверку преподавателю.
Если работа выполнена в соответствии с требованиями кафедры, руководитель подписывает её к защите, в противном случае - возвращает студенту на доработку. Общая оценка работы, ее характеристика с указанием положительных и отрицательных сторон дается в рецензии.
Подписанная руководителем работа защищается в назначенные сроки. При защите студент кратко излагает основные положения работы, соблюдает логику и последовательность мысли, вносит свои предложения по решению изученной проблемы.
Выполнение курсовой работы осуществляется в соответствии с календарным графиком, согласно которому устанавливаются конкретные сроки выполнения и сдачи работы.
Процесс подготовки курсовой работы включает в себя следующие этапы:
выбор темы;
подбор и изучение литературы по теме, составление плана работы;
систематизация теоретических аспектов темы на основе изучения соответствующей историко-педагогической литературы;
написание и оформление курсовой работы;
представление работы на кафедру (для студентов-заочников - в деканат), проверка и оценка;
защита курсовой работы.