Первый год обучения (третий класс)
Основными задачами 1-го года обучения является правильное усвоение постановки корпуса, ног, рук и головы в упражнениях на середине зала. Освоение основных позиций ног и рук народно-сценического танца и движений.
Все движения народно-сценического танца первоначально исполняются в “чистом” виде. По мере усвоения правильного исполнения этих движений на них составляются несложные комбинации.
Для первого года обучения рекомендуется прохождение элементов и небольших комбинаций русского, чувашского и белорусского народных танцев, а также одного из танцев прибалтийских республик.
В первом году обучения в работе используется только первая (6-я) позиция ног и первая и третья свободные позиции. Позиции и положения рук используются все.
Экзерсис у станка.
1. Пять позиций ног.
2. Preparation к началу движения.
3. Переводы ног из позиции в позицию.
4. Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).
5. Battements tendus (выведение ноги на носок).
6. Battements tendus jetés (маленькие броски).
7. Rond de jambe par terrе (круг ногой по полу).
8. Подготовка к маленькому каблучному.
9. Подготовка к «верёвочке», «верёвочка».
10. Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).
11. Grands battements jetés (большие броски).
12. Relevé (подъем на полупальцы).
13. Port de bras.
14. Подготовка к «молоточкам».
15. Подготовка к «моталочке».
16. Подготовка к полуприсядкам и присядкам.
17. Прыжки с поджатыми ногами.
Экзерсис на середине зала.
Элементы русского танца на середине.
1. Русский поклон:
- простой поясной на месте;
- простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении
2. Основные положения и движения рук:
- ладони, сжатые в кулачки, на талии;
- руки скрещены на груди;
- одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щёку;
- движения рук: (ладонями наверх в 3 позицию), взмахи с платочком, хлопки в ладоши.
3. Русские ходы и элементы русского танца:
- простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах;
- переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу;
- переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух через 1 позицию ног;
- комбинации из основных шагов.
4. «Припадание»:
- по 6 прямой позиции, вокруг себя по 6 прямой позиции;
- по 5 позиции, вокруг себя и в сторону.
5. Подготовка к «веревочке»:
- без полупальцев, без проскальзывания;
- с полупальцами, с проскальзыванием;
- «косичка» (в медленном темпе).
6. Подготовка к «молоточкам»:
7. «Гармошечка», начальная раскладка с паузами в каждом положении.
8. «Ковырялочки»:
- простая, в пол;
- простая, с броском ноги на 45* и небольшим отскоком на опорной ноге.
9. Основы дробных выстукиваний:
- простой притоп;
- двойной притоп;
10. Для мальчиков:
- притоп в чередовании с приседанием и без него;
- в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши
- переборы каблучками ног с притопами.
11. Танцевальные комбинации, этюды в характере русских танцев.
Элементы белорусского танца
1. Основные положения ног, рук, корпуса, головы.
2. Притопы одинарные.
3. Подскоки на двух ногах:
- по 6-й прямой позиции на одном месте;
- тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции;
- простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
4. Основные движения танца «Лявониха»:
- боковой ход с подбивкой;
- двойной и тройной притопы, ход с отбивкой, повороты с отбрасыванием ног назад, дробь с каблука и другие;
- поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
- тройные притопы с поклоном;
- повороты с отбрасыванием ног назад;
- дробь с каблука и другие.
5. Присядка на двух ногах по 6 -ой прямой позиции с продвижением из стороны в сторону (для мальчиков).
6. Основной ход танца «Крыжачок»: «голубец» с переступаниями, маленькие прыжки с выставлением ноги на носок, присядка по 6-й позиции с выдвижением ноги на носок вперёд, присядка с закладкой на колено, парные вращения, «верёвочка» с переступаниями, кружение «припаданием» и другие.
7. Основные движения танца «Бульба»: ход «трясучка», перескоки из стороны в сторону (pasdebasque).
8. Танцевальные комбинации, этюды в характере белорусских танцев.
Подготовка к вращениям
на середине зала:
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve;
- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere;
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки;
- припадание по первой прямой позиции по схеме: три по четвертям, на месте, а четвертое в повороте на 180
Изучаемые танцы:
Русский танец
Белорусский танец
Программные требования.