Дидактический материал для формирования элементарных математических представлений
Основной формой умственного воспитания в детском саду являются общеобразовательные, на которых дети овладевают элементами знаний, развиваются их умственные способности к познанию окружающей действительности. В связи с этим для проведения каждого вида занятий необходимо обеспечивать соответствующие условия.
Для этого принципиально важно выделить в дошкольном учреждении кабинет элементарной математики. Исходя из программных задач у детей формируются основные элементарные понятия о математических действиях, объединение единиц во множество, понимание элементарного закона его образования (состав числа из единиц), понимание законов увеличения, формы и взаимосвязи предметного мира в пространстве.
Для оснащения оборудованием процесса обучения детей счету необходимо иметь дидактический материал. Для обучения детей образованию множества, необходимо иметь наборы мелких игрушек плоскостного и объемного изображения: животные; пирамидки; шарики; кубики; плоскостные изображения разного размера на подставках; геометрические фигуры; комплекты карточек с изображением геометрических фигур и предметных изображений; счетные линейки с разным количеством изображений; платформы с прорезями для вкладывания соответствующих фигур; различные комплекты с набором счетных карточек.
Кроме этого в кабинете математики в специальных коробках-контейнерах желательно с прозрачными стенками хранятся наборы камушек, желудей, шишек, ракушек, орехов, семена бобов, гороха, фасоли, косточки плодов и др.
Желательно, чтобы все это хранилось как индивидуальный портфельчик, рюкзачок, где в отдельных коробочках, мешочках подобран выше названный счетный материал, чтобы ребенок мог не только брать их на занятие, но и вместе с педагогом брать эти материалы в другие помещения. Для ориентации в ближайшем окружении на совокупности одинаковых и разных предметов следует иметь предметные картинки, наборы реальных объектов окружающей действительности, чтобы дети могли взять картинку или реальный объект и поискать предметы похожие на изображение.
Для формирования геометрических представлений в кабинете математики должны быть наборы, комплекты геометрических фигур, как плоских, так и объемных. При этом комплекты также должны быть удобно размещены в коробках, контейнерах, корзинках, рюкзаках, «чудесных мешочках», с тем, чтобы после завершения работы с ними дети оперативно убирали их на соответствующее место.
В кабинете математики необходимо иметь комплекты различных трафаретов, лекал, планшетов, которые позволяют корригировать недостаточность точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Имеющиеся трудности в предметно-практической деятельности обуславливает необходимость использования специальных вспомогательных средств и устройств, облегчающих выполнение предметных действий. Одним из таких эффективных средств, способствующих качества предметно-практических действий у детей с отклонениями в развитии, является использование трафаретов, лекал, силуэтных и контурных изображений для обводки при выполнении различных математических заданий и с использованием элементов рисования, создания схем-путей, пространственных положений объектов на микроплоскости и т.д.
Использование элементов рисования по клеткам на занятиях по математике, обводка по готовому контуру предмета тренирует мелкую моторику руки. Рисование по трафаретам различных линей: прямых, ломаных, прерывистых помогает детям с нарушением зрения, нарушением опорно-двигательного аппарата делать более качественные работы. Вместе с тем работа по трафаретам позволяет наиболее активно готовить руку ребенка к обучению письму.
Особенно такие упражнения как раскрашивание и штриховка по трафаретам. При недостаточности слабой мышечной силе в руках у ребенка действия раскрашивания и штриховки делают руку более уверенной и тактильно-двигательные действия кинестетического характера снимают дискинезии. Кроме того, повторение и систематическое использование трафаретов способствуют автоматизации двигательных актов, формируют приемы и способы воспроизведения формы предметов, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию вспомогательных средств для возмещения недостаточности предметно-практических действий.
Использование картин для составления задач, схем-действий, схем-пространства, карточек с графическими заданиями, схем путей для ориентации в пространстве позволяет формировать пространственное мышление и способствует улучшению уверенного передвижения в нем. Наборы цветных карандашей, фломастеров, в сочетании с линейками позволяют детям самостоятельно линовать клетки, крупные линейки для выполнения различных математических заданий типа: «Нарисовать в клетках пять бабочек», «Заштриховать первую, третью, пятую клетку и т.д.», выполнить графические диктанты по образцу или словесной инструкции. Использование счетных палочек может быть не только для счетной деятельности, но и для составления различных геометрических фигур и простейших графических изображений типа: «Домик», «Квадрат», «Забор», «Шестиугольник» и т.д. (вставка, asco. стр.58, 59,60,61, 68, 69,71, 72,73,74,75,76, 78,79, 80,81)
Демонстрационная доска в кабинете математики должна располагаться от пола до роста учителя с набором разноцветных мелков и иметь плоскости для рисования, разлинованные клетки и места для демонстрации дидактического иллюстративного материала. Кроме того в кабинете могут находиться магнитные, маркерные одно и двух сторонние поворотные доски и наборное полотно. (вставка, Все для развития ребенка, стр.2) Желательно иметь также столы-парты индивидуально для каждого ребенка, которые располагаются в помещении в зависимости от учебных задач в шахматном порядке, буквой П, по кругу.
Для формирования у детей представлений об измерениях жидких, сыпучих материалов необходимо иметь различные условные мерки из прозрачной пластмассы (стаканы, коробки, банки, кружки) и наборы сыпучих материалов, а также различные безопасные красители для подкрашивания воды при ее измерении.
Для измерения длины, ширины и высоты предметов необходимо иметь различной длины бечевки, ленты, сантиметр, линейки и мелки. При этом желательно, чтобы набор условных мерок хранился в индивидуальном контейнере для каждого ребенка. Кроме того в кабинете математики могут находиться счетные устройства ( лесенки, счеты, наборное полотно), крупные изображения для демонстрации на доске, картины для обучения пространственным ориентировкам на микроплоскости, геометрическое лото, различные сюжетные ситуации, настольный театр, модели зоопарка, скотного двора, магазин игрушек и т.д.
Наряду с этим при обучении математике можно использовать компьютерные игры, обучающие программы по математике, видеоматериалы, викторины, электрофицированные игрушки, шашки, шахматы.