Особенности трудового воспитания дошкольника
Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.
Основные методы и приемы трудового воспитания:
· помочь ребенку в определение цели труда;
· обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;
· научить разбивать работу на этапы выполнения;
· продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;
· пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;
· обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;
· поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
· проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;
· привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;
· пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
23. Раскройте содержание задач трудового воспитания дошкольников. Покажите становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Задачи трудового воспитания:1.Задачи воспитания положительного отношения к труду
взрослых, стремления оказывать им посильную помощь,заинтересованность в
результатах труда.
2.Задачи, направленные на формирование простейших трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
3.Задачи, которые направлены на воспитание у детей некоторых личностных качеств:
привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности
принять участие в труде.
4. Задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда умение работать согласованно.
Становление компонентов труд. деят-ти – овладение ребенком трудовым процессом ( ставить цель, соотносить цель и результат )
5. Развитие личности ребенка в труде
Компоненты деят-ти:
- Цель
- Мотив
- Действия
- Результат
Специфика в том, что цель конкретна, мотивы разнообразны ( очень важно научить ребенка делать поэтапно)
Трудиться нужно для того, чтобы другие люди тебя принимали ( социализация, вхождение в общество)
24. Выделите условия и средства трудового воспитания дошкольников, раскройте их значение и содержание.
Средства трудового воспитания:
1. Собственная трудовая деятельность - это необходимое средство трудового воспитания. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания: дети обучаются конкретным трудовым навыкам и умениям, удовлетворяя свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
2. Ознакомление с трудом взрослых - это расширение представлений детей о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду.
Ознакомление детей с трудом взрослых может решаться разными подходами:
- знакомство с процессом труда, созданием разных продуктов труда;
- ознакомление с человеком-тружеником, с его отношением к труду.
3. Художественные средства - это художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности.
Условия труд. воспитания:
- создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;
- организация материальной среды и трудового оборудования;
- учёт объёма нагрузки при выполнении трудового задания, работы;
- учёт индивидуальных интересов, склонностей ребёнка к определённому виду труда; состояния здоровья;
- включение воспитателя в труд детей на правах партнёра;
- обеспечение нравственно-ценной мотивации;
- формирование экономического образа мышления ч/з ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость;
- создание предпосылок экономического воспитания дошкольников в труде;
- разнообразие трудовойой деят-ти детей, гигиенич-ие требов-ия к организации труд. деят-ти детей и труд. оборудованию;
- методически правильное руководство направленное на одновременное решение задач обуч и восп-я.