Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и природой
Тема занятия. Беседа о диких животных наших лесов.
Цель занятия.
1. Уточнить понятия детей о диких животных средней полосы (лиса, волк, медведь, заяц, белка, еж), характерных признаках их внешнего вида, о том, чем питается каждое из них, как называется его жилище.
2. Упражнять детей в распространенных ответах, вскрывающих некоторые причинно-следственные связи!
Материал для занятия. Картинки (предметные) с изображением каждого животного.
Ход занятия. Дети сидят за столами. Перед ними на доске развешаны картинки с изображением животных.
— Дети, кого вы видите на картинках?
— На этих маленьких картинках нарисованы разные лери.
— На этих картинках нарисованы дикие животные.
— Дети, посмотрите на зайца и догадайтесь, что отличает его от других зверей.
— У зайца длинные уши.
— А как сказать об этом иначе?
— У зайца уши длиннее, чем у других зверей.
— Чем отличается медведь?
— У медведя жирное туловище.
— Медведь самый косолапый.
— У медведя очень толстые лапы.
— Еще медведь — сладкоежка.
— Правильно, дети. А что можно сказать про ежа?
— У ежа много колючих иголок.
— У ежа острые и длинные иголки на спине и на боках.
— А лиса?
— Лиса очень хитрая.
— Лиса отличается пушистым хвостом.
— А что еще можно сказать про лису?
— У лисы самый длинный хвост.
Аналогично рассматриваются характерные признаки внешнего вида волка и белки. В начале занятия дети, отвечая на перечисленные выше вопросы, в какой-то степени еще опираются на наглядный материал (картинки). Но дальнейшие вопросы уже требуют формулирования ответов без опоры на наглядность, по представлению.
— Чем питаются эти животные?
— Ежик питается яблоками и мышами.
— Заяц ест морковь и капусту.
— Заяц зимой обгладывает (обгрызает) кору у деревьев.
— Почему он зимой ест кору?
— Потому что нет больше травки. Землю засыпало снегом.
— А что ест медведь?
— Мишка питается малиной, ягодами, медом.
— Кто расскажет про лису?
— Лиса хитрая, она ест зайцев, таскает кур
— А кто знает про волка?
— Волк ест зайцев и других животных.
— Волк обгладывает кости.
— А ты, Саша, о ком хочешь рассказать?
— Я знаю про лису: она ест мышей. Она их ловит и ест.
— А о ком нам расскажет Сережа?
— О белке. Она питается орехами, шишками и грибами. Она грибы на зиму сушит.
- Почему белка сушит грибы на зиму?
— Зимой нет грибов, поэтому она собирает их'летом.
Трудность формулирования только что перечисленных ответов состоит еще и в том, что дети не могут при этом опереться на вопрос логопеда, так как последний ставится очень кратко и чаще всего называет только предмет, о котором надо рассказать, опуская слово, обозначающее действие, а иногда и не называет его. Общий вопрос, относящийся ко всем животным, был поставлен в начале занятия, и дети длительное время должны удерживать его в памяти, пока не будет рассказано о всех животных.
Следующий вопрос снова задается таким образом, чтобы дети формулировали ответы на него по представлению.
— Где живут эти животные?
— Эти животные живут в дремучем лесу.
— Эти звери живут в наших лесах.
— Они живут в густом лесу.
— Они живут в большом лесу.
— Как называются жилища (домики) зверей?
— Я знаю про медведя. Этот медведь косолапый, спит в берлоге.
— А я знаю про белочку. Она живет в дупле.
— А у зайца дома нет. Он может спать и под кустом, и в ямке.
— А у волка — логово.
— А у лисы — нора.
— А кто скажет, какая у лисы нора? — спрашивает логопед, направляя детей на построение различных ответов.
— Нора у лисы теплая.
— У лисы нора глубокая.
— Что делают эти звери зимой? Как вы думаете? Кто расскажет про медведя?
— Медведь зимой спит в своей берлоге.
— Медведь делает берлогу возле корней деревьев. Осенью он туда залезает, его засыплет снег, и ему тепло.
— Правильно, Саша, ты рассказал про медведя очень подробно и понятно. А кто расскажет про зайца?
— Заяц не прячется в норки, потому что i ген- щубэ, Он зимой бегает от врагов и
Спит заяц в ямке. А когда наступит лето, у него шубка изменяется и становится серая.
— А кто знает, как проводит зиму белка?
— Белка зимой живет в дупле. Она грызет там шишки, которые она запасла на зиму. Еще она орехи ест и грибы и прыгает с ветки на ветку.
— А ежик?
— Ежик зимой спит в норке.
— Что делает лиса зимой?
— Лиса зимой охотится на зайца и птиц, потому что лисе нечего есть.
В конце занятия можно загадать детям несколько загадок о диких животных наших лесов. Итог занятия подводит логопед.
— Дети, сегодня мы с вами вспомнили все, что знаем о диких животных, которые живут в наших лесах. Вы рассказали, чем они отличаются один от другого, что они едят, где живут, как называются их жилища и что делают эти звери зимой (летом, весной, осенью). В следующий раз мы поговорим с вами о том, что происходит с ними весной, и познакомимся с их детками.
Своеобразие этих занятий с заикающимися детьми состоит во времени их проведения. В массовом детском саду такие беседы проводятся с самого начала учебного года, а с заикающимися, как уже говорилось, они возможны лишь в конце второго — начале третьего квартала. На более ранних этапах этот вид занятий недоступен из-за невозможности пользования контекстной формой речи.
При построении беседы с заикающимися детьми важно соблюдать твердую очередность: целесообразнее начинать занятие сболее легких форм, т. е. использовать хотя бы минимальную наглядность (в описанном примере — предметные картинки с изображением каждого животного). С развитием беседы речь усложняется и постепенно от ситуативной переходит к контекстной. Сначала дети отвечают отдельными фразами, а затем короткими рассказами.
В обычном же детском саду беседа может начинаться по-разному и перед воспитателем не ставится задача обучения вариативности в ответах. Логопед, проводя беседу с заикающимися детьми, упражняет их в умении давать несколько вариантов ответа. Он обучает этому специально на всех занятиях, в том числе и во время беседы.
Занятия по изобразительной деятельности в третьем квартале по своему содержанию близки к тем, которые проводятся в обычном детском саду. Дети изображают сюжет, который составляется из простых и сложных предметов, предметы передаются в движении с соблюдением пропорций, окраски, соотношения частей и т. д. На этой ступени речь детей на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию становится регулятором их деятельности. Предварительно рассказывая план действий, ребенок планирует предстоящую работу. Вопросы логопеда, уточняющие процесс работы, вскрывают ошибки в плане ребенка, помогают исправить их с помощью более подробного объяснения, более точного высказывания. С этой целью на занятиях по изобразительной деятельности, как и на занятиях по развитию речи, включаются вопросы, в ответах на которые дети вскрывают некоторые причинно-следственные связи, что позволяет подвести их к рассуждению. Например1:
— Что тебе нужно сегодня для работы? — Вода, кисточка, краски...
— Для чего тебе нужна вода?
— Чтобы развести краски.
Навыки контекстной речи вырабатываются постепенно и проявляются в самостоятельном рассказе, когда надо сообщить о предстоящей деятельности:
— Я сегодня хочу рисовать красками. Сначала я открою ящик и достану краски. Если краски будут грязными, то я их сначала вымою кисточкой, а потом намочу. А если краски будут чистыми, то я сразу их намочу все.
— Почему ты намочишь все краски?
— Потому что я буду рисовать целую картину, и мне потребуется много красок.
К этому времени дети уже способны планировать короткие отрезки работы:
— Я нарисую сначала девочку в середине листа.
— А потом?
— А дальше я еще не придумал. Сейчас подумаю. Я еще солнышко нарисую в верхнем углу листа. И т. д.
Меняются в третьем квартале и формы работы: наблюдается новое соотношение занятий логопеда и воспитателей. На занятии логопеда дети рассказывают о том, что они хотят сделать, как выполнят задуманное, что им потребуется для осуществления замысла, как они расположат свои предметы на бумаге и т. д., а выполняют задуманное с воспитателями в вечерние часы. На следующий день дети в беседе с логопедом обсуждают свои работы и работы своих товарищей, подробно анализируя их.
В обычном детском саду анализ работ проводится с самого начала учебного года после каждого занятия. Заикающимся детям эта работа доступна лишь в третьем квартале, на нее можно отвести занятие целиком. В таком случае подбираются работы по разным разделам: рисунки, предметы лепки, аппликации. Иногда планируется анализ работ только одного занятия, тогда он проводится в конце занятия, как и в массовом детском саду. Дети активно обсуждают предложенные им работы. Анализ работ не ограничивается формальной оценкой выполненной работы («У Саши — хорошая, а у Вити — плохая», «У Светы — чистая, а у Вовы — грязная»). Дети выясняют причины хорошего и плохого выполнения и дают деловые советы.
— У Вовы рисунок получился грязный, потому что он не дождался, пока высохнет "красная краска, и начал рисовать синей. Вот и слились обе краски.
— Бели бы Саша подождал, пока высохнет коричневая краска, то его рисунок получился бы еще красивее.
— А если бы Витя взял меньше клея, то клей не выступил бы по краям. И т. п.
Примеры ответов показывают, что в третьем квартале детям доступны более сложные формы контекстной речи: они объясняют, делают выводы, рассуждают, вскрывают причинно-следственные связи и т. д.