Последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне
Основные проблемы двигательных действий детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне и их решение тренером в процессе начального обучения плаванию ребенка были в общих чертах представлены в моделях предполагаемого поведения ребенка в главе 1.
Поскольку в доступной нам специальной литературе по плаванию не удалось обнаружить фактического материала по двигательной деятельности подобных детей в воде, то в процессе педагогического обучения плаванию, разработанные модели впервые проверялись на их соответствие основным формам заболеваний и в этой связи возможностям разработок средств и методик индивидуального подхода.
Фактически подтверждено и зафиксировано видеоматериалом, что на первом занятии ни один из 194 учеников не умел самостоятельно держаться на воде. Данное обстоятельство существенно облегчало нашу задачу по доказательству положительного результата – умения плавать, в случае разрешения проблем начального обучения больного ребенка. Для их эффективного разрешения нами использовался проблемный метод обучения, но в большинстве научно-исследовательский метод.
Педагогические эксперименты позволили обнаружить, что ученики с задержкой речевого развития с диагнозом двойной гемиплегии (75% из 15) и отставанием в психическом развитии ребенка с гемипаретической формой (95% из 25) отличались отсутствием понимания и контакта с тренером. Фактическое состояние и реакция ребенка зафиксированное видео съемкой характеризуется безразличным выражением лица, отсутствием какой-либо реакции (положительной или отрицательной, в 65% наблюдений) ученика на обращение тренера. Порой, ребенок разглядывал тренера, либо касался его рукой (15%), или, напротив, проявлял сразу агрессивное поведение, издавал воинственные возгласы (7%), выполнял удары тренера рукой и/или ногой (5%), как «на суше», так и «на воде».
В процессе авторского эксперимента у 23 учеников отмечалась критическая ситуация «захлеб» в результате выполнения учеником вдоха под водой. У двух учеников с задержкой речи и затруднением выполнения акта дыхания «захлеб» отмечался на продолжении 15 занятий в процессе разучивания учеником положений «лежа на груди в воде» или при выполнении упражнения на «погружение», стоя на мелком месте дна бассейна.
Большинство учеников (85% из 62 наблюдений), у которых отмечалось «на суше» неумение выполнить задержку дыхания на вдохе, не могли выполнить это упражнение «на воде». Эти дети долго осваивали умение ритмично дышать, – выполняя вдох, наклоняясь к воде делать выдох. При этом главной помехой являлись трудности выполнения движения головой вперед-вверх, либо в сторону – вверх, в том числе при удержании тренером ребенка на руках.
Обращает особое внимание, как фактор развитие особо опасных критических ситуаций, - перемещение с ребенком, имеющим большой вес или рост, по лестничным клеткам бассейна и помещениям – раздевалка, туалет, душ. Скользкий и мокрый пол делал это взаимное перемещение опасным.
Так, было отмечено два падения на скользком полу бассейна тренера с ребенком на руках. В последний момент падения на спину тренер «укладывал» ребенка на себя, тем самым, исключая удар самого ребенка о пол. С целью исключения подобных случаев в дальнейшем педагогическом процессе, была оборудована специальная коляска, которая использовалась только для перемещения больного ребенка в помещениях плавательного бассейна, душевой установки и для спуска-подъема ребенка вместе с коляской в воду и из воды.
При отсутствии специальной коляски в бассейне, в некоторых случаях, с целью эффективного обеспечения мытья под душем нами устанавливалась скамейка или пластмассовый стул. Зачастую тренер обращается за помощью к родителям, для того чтобы обеспечить переодевание ребенка, его доставку в чашу бассейна и передачу в руки тренера находящегося в воде.
Педагогические наблюдения в процессе авторского обучения плаванию показали, анализ, и обобщение результатов видеозаписи занятий специалистов при работе с детьми с тяжелой формой церебрального паралича подтвердил возможность развития следующих опасных и особо опасных ситуаций, связанных с отсутствием способности:
самоудержания головы ребенка в нормальном положении (7,5% из 102 случаев);
самостоятельного удержания вертикальной позы в положении стоя на дне (86,3%);
выполнения стойки на месте и перемещения по мелкому дну бассейна;
самоудержания у борта бассейна;
самоудержания доски для плавания;
самоудержания у поверхности воды в положении на груди и на спине;
продолжительного (более 20 минут) пребывания в воде 26°;
самоформирования удобного (жизненно необходимого) положения ученика в воде.
Формированию особо опасных и опасных ситуаций при обучении плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича способствуют:
неожиданные спонтанные повороты головы ребенка и ее удары о твердую поверхность – стенку бассейна, голову или руку тренера, плавательную доску;
«свисание головы» ребенка и неожиданные «захлебы» от кивка головы вниз в воду;
не лежит на животе с выпрямленным туловищем и конечностями;
спонтанное погружение под воду;
отказ ребенка от начала или продолжения занятий в воде;
состояние возбуждения или наличие тревоги у тренера;
состояние возбуждения или наличие тревоги у ученика;
влияние на организм ребенка не соответствующей температуры воды;
чрезмерно эмоциональное взаимоотношение тренера;
быстрые и отрывистые движения при хореическом гиперкинезе;
пальцы рук сжатые в кулак;
ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах;
стопы находятся в подошвенном сгибании и повернуты во внутрь;
Паркинсона подобный тремор;
медленные, червеобразные движения, возникающие в сгибателях и разгибателях, в дистальных отделах рук и ног;
размашистые, бросковые движения руками и ногами по траектории с большой амплитудой;
снижение или увеличение мимики;
выраженные вегетативные нарушения, частые позывы в туалет.