Изучение диалогического взаимодействия со сверстником (в процессе составления сказки)
Пар№ п/п | Имена детей | Инициативность | Готовность к ответно реакции | Умение воздействовать на собеседника (активизировать, привлечь внимание) | Умение слушать собеседника | Дополнительные наблюдения | Диалогическая позиция |
Катя М. | + | + | ↔ | ↔ | Доброжелательный тон | А | |
Аня С. | - | ↔ | - | + | Отдельные эмоции много жестов | П | |
Условные обозначения:
Инициативность: «+» — проявляет инициативу в выборе собеседника и в процессе создания сказки; «-» — не проявляет инициативу; «↔» — промежуточное состояние;
Готовность к ответной реакции: «+» — ребенок принимает предложения и советы собеседника; «-» — не принимает предложения и советы собеседника; «↔» — промежуточное состояние;
Умение воздействовать на собеседника (активизировать, привлечь внимание): «+» — владеет умением; «-» — не владеет умением; «↔»— промежуточное состояние;
Умение слушать собеседника: «+» — владеет умением; «—» — не владеет умением; «↔» — промежуточное состояние;
Дополнительные наблюдения: фиксируется интерес ребенка к происходящему, его эмоции, внеречевые реакции (жесты, мимика, движения).
Диалогическая позиция: А — ребенок коммуникативно активен; П — ребенок коммуникативно пассивен. Сказки детей записываются.
Приложение 5
Таблица 5
Результаты обследования звукопроизношения
Фамилия имя ребенка | Возраст | Звукопроизношение: с,сь,з,зь,ц,ш,ж,ч,щ,рь,р,л,ль… | Дифференциация звуков: с-з, ц-с-п-т-к, ч-щ, б-д-г |
Таблица 6
Характеристика средств выразительности детской речи
№ | Фамилия, имя ребенка | Возраст | Умение регулировать силу голоса | Умение регулировать темп речи | Интонац. выразительность (виды интонации) | Наличие логических пауз, ударения | Манера держаться, пользоваться жестами, мимикой |
Приложение 6
Таблица 7
Результаты исследования словаря по теме «Одежда»
Фамилия, имя ребенка | Проверяемые слова | |||||
брюки | гольфы | сарафан | бретелька | … | … | |
Петя К. | + | чулки | платье | - |
Примечание. Условным знаком «+» отмечают наличие слова в активном
словаре, «П» - наличие слова в пассивном словаре, знаком «-» - отсутствие слова. В случае замены указывается слово-заместитель.
Приложение 7
Обследование состояния грамматических навыков в разных возрастных группах
II младшая группа
В морфологии:
1. Проверка умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Рассматриваются (в форме игры) две куклы Маша и Даша (их внешний вид: цвет волос, глаз; одежда, обувь).
- Во что одета Маша? Какое у нее платье, какого цвета? (Платье синее, синего цвета.) Какие волосы? (Светлые, белые.) На голове бант, какого цвета? Какие глаза? (Голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки, туфли.) Какого они цвета?
- Посмотрим, во что одета Даша. Что это у нее? (Брюки, свитер.) Какого цвета брюки? Какого цвета свитер? Что у нее на ногах? И т.д.
- Две подружки Маша и Даша всегда вместе. У Маши платье..., а у Даши брюки и свитер... . У Маши волосы... (светлые), а у Даши нет... (банта).
2. Проверка навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, за, под, около).
Игра "Расставим посуду на место"
— Пришла девочка на кухню и удивилась — там такой беспорядок!
Кастрюля под столом, чашки с блюдцами на окне, чайник под стулом, ложки и вилки в сковороде, сковорода около шкафа.
— Давайте расставим все по местам.
— Где стоит кастрюля? (Под столом.)
— Куда мы ее поставим? (На плиту.)
— Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)
- Куда мы поставим чашки с блюдцами? (В буфет.)
- Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)
- Куда мы положим ложки и вилки? (В ящик стола или в стол.)
- Где стоит сковорода? (Около шкафа.)
- Куда мы поставим сковороду? (На плиту около кастрюли.)
- Где стоял чайник? (Под стулом.)
- Куда поставим чайник? (На плиту.)
3. Проверка усвоения формы родительного падежа единственного и множественного числа.
Игра «Угадай, чего не стало».
На столе карандаши, ручки, ножницы, книги, тетради. Воспитатель (кукла, мишка) убирает ручку, карандаш или книгу. Дети отгадывают.
— Чего не стало? (Ручки, карандаша, книги.) Воспитатель убирает тетради.
— Чего не стало? (Тетрадей.) И т.д.
В словообразовании:
1. Проверить умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
Рассматриваются картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка.
— Кто это? (Кошка.) Кто у кошки? (Котенок.) Один котенок, а если их много, как говорят? (Котята.)
— Кто это? (Собака.) Кто у собаки? (Щенок.) Один щенок, а если их много, как говорят? (Щенята.)
— Кто это? (Корова.) Кто у коровы? (Теленок.) Если их много? (Телята.) И т.д.
2. Проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.
— Это что? (Дом.) Этот дом большой, а этот? (Маленький.) Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (Домик.)
— Это кто? (Заяц.) Какой он? (Большой.) А этот? (Маленький... зайчик.) А, еще как можно сказать? (Заинька.)
То же со словами: кошка—котенок, котеночек; утка—утенок, утеночек; лягушка—лягушонок и др.
В синтаксисе:
Проверить умение употреблять простые предложения.
Детям показывают картинки из альбома О.И.Соловьевой «Говори правильно», предлагают рассмотреть их и ответить на вопросы:
— Что делает девочка? (Девочка рисует.)
— Что делают ребята? (Ребята слушают радио.) И т.д.
Средняя группа
В морфологии:
1. Проверка понимания различий в значении и употреблении предлогов в — на, из — с, под — над, навыков согласования слов в роде, числе и падеже:
а) понимание значения предлогов:
Игра «Кто скорее?»
Под столом стоит коробка с игрушками, детям даются задания. Они их выполняют:
- Достань коробку из-под стола, поставь ее на стол; достань коробку из-под стола, поставь ее на стол; достань из коробки куклу, посади ее на окно; достань из коробки зайку, поставь его около куклы; коробку убери со стола, поставь ее опять под стол; возьми куклу и зайку с окна и погуляй с ними (предлог выделяется голосом);
б) употребление предлогов:
Игра «Кто скорее скажет?».
На столе стоит коробка с игрушками, педагог меняет место их нахождения, Дети определяют это место словом.
- Где стоит коробка с игрушками? (На столе.)
- Где лежат игрушки? (В коробке.)
- Куда я поставила коробку? (Под стол.)
- Откуда Миша достает игрушки? (Из коробки.)
- Куда посадили куклу? (На окно.)
- Около кого поставили зайку? (Около куклы.)
- Откуда я взяла зайку? (С окна.)
2. Проверка согласования слов в роде.
Детям предлагают рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо, яблоко, кастрюля, карандаш) и сказать, какой предмет? (цвет, размер, форма, материал).
Например, яблоко - большое, красное, круглое, сладкое; мяч - синий, маленький, резиновый, круглый и т.д.
3. Проверка согласования существительных с прилагательными в числе и падеже.
Детям предлагают рассмотреть картину «Кошка с котятами» и ответить на вопросы: что делает кошка? Какая она? (Кошка большая, шерсть у нее пушистая, мягкая, гладкая, теплая.)
- Это котята. Что делает этот котенок? (Лежит возле мамы-кошки ) Что делает другой котенок? (Играет с клубком.) Какие котята? (Маленькие, шаловливые, пушистые, игривые.) Один рыжий, другой - черный, третий - пестрый.
4. Проверка использования в речи повелительного наклонения и неопределенной формы глаголов.
Мальчик играет с собакой и хочет, чтобы она выполняла его команды, но не знает, как правильно дать команду, как сказать.
Мальчик хочет, чтобы она стояла. Как надо сказать? (Стой! Или: стоять!)
А чтобы она побежала? (Беги! Или: бежать!)
Как сказать, чтобы собака легла? (Ляг! Или: лежать!)
А чтобы она села? (Сядь! Или: сидеть!)
В словообразовании:
1. Проверка умения правильно употреблять наименования детенышей животных в игре «Кто у кого?»
Рассматриваются картинки: собака со щенятами, утка с утятами, лиса с лисятами, курица с цыплятами.
— Это кто? (Курица.)
— У нее детеныши, как их можно назвать? У курицы кто? (Цыплята.)
— А кто у собаки? (Щенята.)
— У утки тоже детеныши. Кто у утки? (Утята.)
2. Проверка умения употреблять наименования предметов посуды.
Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.
— Что мы поставим на стол? (Чашки с блюдцами, заварочный чайник.)
— Куда положим хлеб? (В хлебницу.)
— Где будут лежать конфеты? (В конфетнице.)
— Во что насыплем сахар? (В сахарницу.)
— В чем будут стоять салфетки? (В салфетнице.)
В синтаксисе:
1. Проверка умения строить простые предложения с однородными членами:
а) детям предлагают дать полные ответы на следующие вопросы:
— Какие овощи растут на огороде? (На огороде растут огурцы, морковь, лук, редис, картофель.)
— Какие фрукты растут в саду? (В саду растут яблоки, груши, апельсины, мандарины.)
— Какие игрушки есть у вас дома? (У меня дома...);
б) дети должны продолжить предложения:
— Мама купила на рынке свежие овощи: картофель, морковь... Что еще купила мама?
— Было холодно. Галя пошла гулять и надела теплую шапку, меховую шубку... Что еще надела Галя?
2. Проверка умения пользоваться сложными предложениями:
а) детям предлагают составить предложение по двум картинкам:
— Ворона сидит на дереве; собака сидит под деревом. — Ворона сидит на дереве, а собака—под деревом.
— Кошка лежит на диване; котята играют на коврике. — Кошка лежит на диване, а котята играют на коврике;
б) дети должны дать полные ответы на такие вопросы:
— Почему мама взяла зонт? (Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь.)
— Что сказал Петя по телефону маме? (Петя сказал маме, что пойдет гулять.);
в) продолжить предложение:
— Петя не пошел на прогулку, потому что...
— Мы пойдем на прогулку, если...
Старший дошкольный возраст
Проверка понимания грамматических структур.
Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, кубик.
Педагог произносит фразы, а ребенок иллюстрирует их смысл с помощью игрушек (уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватила собака, собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и т.п.).
В морфологии:
1. Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.
Детям предлагают выслушать фразу и определить, какие формы употреблены неправильно. (Как ты думаешь, я все правильно сказала? Что неверно? Как надо сказать?)
— Девочка «рисовает» красками.
— А мальчик лепит из глины «матрёшков».
— Я ем «красный спелый яблок».
— К двум карандашам прибавить три карандаша, получится пять «карандашов».
— Мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине».
— У конуры лежит собака с «пять щенят».
— Я построю много домов «из песков».
2. Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, метро, пианино, кино, кофе):
а) дети должны рассмотреть картинки в альбоме О.И.Соловьевой «Говори правильно» и ответить на вопросы полным предложением:
— Сколько пальто висит в шкафчике?
— Какого цвета пальто висят в шкафу?
— На чем играет мальчик? И т.п.;
б) закончить предложение:
— Оля учится играть на... (пианино).
— Утром мы пьем чай или... (кофе).
— Мне мама налила целую чашку... (кофе или какао).
— Оле купили теплое зимнее... (пальто).
— У тебя есть новое пальто, а у меня нет нового... (пальто).
— Расскажи о своем пальто: какого оно цвета? Есть ли на нем карманы? Нравится ли тебе новое пальто?
3. Проверка употребления разноспрягаемого глагола хотеть,
«Продолжи предложение».
Педагог предлагает послушать предложение «Девочка хочет гулять».
— Как можно сказать про многих девочек?
— Девочки... (хотят гулять).
— Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?
— Мальчики... (хотят петь).
— Как сказать про Колю?
— Коля... (хочет петь).
— Оля, ты хочешь петь? (Хочу.)
— Оля и Катя, вы хотите рисовать? (Хотим.)
4. Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа:
а) игра «Чего не стало» (сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров).
Игру можно провести с игрушками-картинками или с реальными предметами.
А.М. Бородич рекомендует проверять, как старшие дошкольники употребляют такие формы: гольфов, носков, чулок, полотенец, простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей, волков, лисиц, кур:
б) для освоения слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесное упражнение «Закончи предложение»:
— Мама печет оладьи. Так мне захотелось... (оладий).
— На день рождения купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор... (тортов).
В словообразовании:
1. Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.
Детям предлагается ответить на вопросы:
— Как ты объяснишь, кто такой строитель, учитель, мойщик?
— Человек может работать велосипедистом, читателем?
— Можно назвать писателем человека, который умеет писать?
— Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?
2. Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение («Можно так сказать? Как сказать правильно?»)-
— Масло лежит в «масленице» (масленке).
— Соль насыпана в «соленицу» (солонку).
— Бабушка положила вкусное вишневое варенье в «вареницу» (вазочку для варенья, розетку).
— На картинке нарисованы маленькие «поросёнки», «котёнки» и «свинёнки» (поросята, котята).
3. Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей (кошка, собака, кролик, заяц, лиса, корова, лошадь, слон, свинья, овца).
Проводится игра «Кто у кого». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки о образовать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы — лисята, у лисы много лисят) и т.д.
4. Проверка умения образовывать слова:
а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ).
Детям предлагается ответить на вопросы:
— У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый.)
— У зайца длинные уши. Какой заяц? (Длинноухий.)
— У медведя толстые пятки. Какой медведь? (Толстопятый.)
— У девочки черные волосы. Какая девочка? (Черноволосая);
б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико-морфологический способ).
Детям предлагается упражнение на образование прилагательных:
— Стакан сделан из стекла. Какой он? (Стеклянный.)
— Стол сделан из дерева. Какой он? (Деревянный.)
— Мясорубка сделана из металла. Какая она? (Металлическая.) И т.п.
5. Проверка умения подбирать однокоренные слова:
а) дается задание подобрать родственные слова к словам снег (снежок, снежный, снеговик, подснежник), зима (зимушка, зимний, зимующий, зимуют);
б) ответить на вопрос, родственны ли слова лед и подледный слову полет.
6. Проверка употребления сравнительной степени прилагательного.
Детям предлагается закончить предложения.
— Этот дом высокий, а этот еще... (выше).
— Наша река глубокая, а пруд еще... (глубже).
— Этот цветок красивый, а тот еще... (красивее).
— Лето было хорошее, а осень... (лучше).
— Трава зеленая, а после дождя еще... (зеленее).
— Осенью холодно, а зимой... (холоднее, более холодно).
В синтаксисе
Проверка умения конструировать предложения.
Ребенку предлагают три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение (дети, гулять, парк; рыбка, аквариум, плавать).
Приложение 9
Таблица 8