Дидактическая игра как средство развития активной речи детей третьего года жизни

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Докучаева Екатерина

Владимировна

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Курс ВЗ-34

Форма обучения:

заочная

Руководитель:

Юдинцева Алевтина

Анатольевна

Допущен к защите в ГЭК

Председатель ПЦК:

Зам. директора по учебной работе:

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр
Введение ………………..………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………….
1.1 Развитие активной речи детей третьего года жизни………………………………………………........................................
1.2. Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни…………..………………………………………………….......  
1.3. Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего гола жизни………………………………………………………………………
Выводы по Главе 1……………………………………………….…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………………………………...
2.1. Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни……………………………………………………………………………
2.2. Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр……………………………………………  
2.3. Динамика развития активной речи детей третьего года жизни……..  
Выводы по Главе 2……………………………………………………………..  
Заключение……………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития, речь у детей развивается стремительными темпами, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Третий год жизни является периодом интенсивного развития активной речи детей, так как происходит начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребёнка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребёнка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Необходимо развивать у детей речь и многогранное влияние оказывает именно игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В процессе дидактической игры дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра является средством обучения и поэтому дети не принуждённо осваивают правила общения друг другом и с взрослыми, учатся всему, сами того не замечая. Она оказывает большое влияние на процесс развития активной речи у детей третьего года жизни. Данная игра содержит обучающую, дидактическую задачу и играет огромную роль для обучения детей третьего года жизни, так как, в процессе игры, дети решают эту задачу в занимательной форме, с определёнными игровыми действиями. Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на развитие активной речи для детей третьего года жизни.

Исследованием речевого развития и дидактическими играми занимались также такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как: А.К Бондаренко, Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. В. Гербова, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А. И. Сорокина, Ф.А. Сохин, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, В. И. Яшина.

Итак, актуальность данной темы заключается в том, что необходимо уделять внимание развитию активной речи детей третьего года жизни, а дидактическая игра является мощным средством развития активной речи, которое целесообразно использовать именно в этом возрасте.

Цель исследования: выявить эффективность влияния дидактической игры на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Объектом исследования является процесс развития активной речи детей, третьего года жизни.

Предметом исследования является дидактическая игра, как средство развития активной речи детей, третьего года жизни.

Гипотеза:присутствует предположение, что дидактическая игра может оказать положительное влияние на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Задачи: 1)изучить теоретические основы развития активной речи детей третьего года жизни; 2)провести опытно - экспериментальную работу по развитию активной речи детей третьего года жизни.

Теоретические основы: исследованияпо использованию дидактических игр в развитии речи детей составили работы А. К. Бондаренко, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е. И. Удальцовой, А А. П.Усовой.

Методы исследования: изучение методической литературы, диагностика речевого развития детей третьего года жизни, эксперимент, обработка экспериментальных данных

Теоретическая значимость заключается в обоснование проблемы использования дидактических игр в развитии активной речи детей третьего года жизни на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Практическая значимость: подобрать серию дидактических игр на развитие активной речи детей третьего года жизни и апробировать их на практике.

База опытно – экспериментальной работы: МКДОУ детский сад № 4, п.г.т. Нагорск.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает. Первые года жизни для ребенка являются важными периодами в развитии активной речи, потому что с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается.

Одним из средств развития активной речи детей третьего года жизни, является дидактическая игра. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей третьего года жизни. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.

Таким образом, важным моментом из опытов работы педагогов стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей третьего года жизни (связная речь, активизация и обогащение словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи). Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ, они многогранны и служат незаменимым источником для работы воспитателей.

Рис. 1. Уровень развития активной речи детей на этапе констатирующего эксперимента

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели.

- высокий уровень – 10%(у 1 девочки Элина). Активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы.

- средний уровень – 60%(у 6 человек, Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта, Егор). Такие дети используют самостоятельно слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

- низкий уровень – 30%(у 3 мальчиков, Семена, Глеба, Владика). Эти дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривает сами, но могут повторить слова за взрослым.

Для более точной проверки активной речи детей третьего года жизни мы подобрали вторую методику разработанную О.С.Ушаковой и Е.М. Струниной, которая направлена на уровень сформированности словаря. Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом. Для проведения диагностики необходимо 2 предмета: хорошо знакомая детям кукла и мяч. Сначала необходимо замотивировать детей тем, что в гости пришла кукла, и она хочет познакомиться (сюрпризный момент). После этого осуществляется показ ребенку куклы.

1 задание: игра с куклой, (задаются вопросы в следующей последовательности):

Что на кукле надето?

1) Самостоятельно называет 2 или более предмета (платье, носки, туфли)

2) С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это - носочки; начинает взрослый, ребенок договаривает)

3)Показывает предметы одежды, но не называет.

Что на тебе сейчас надето?

1)Называет 2 и более слова (кофта, шорты, штаны)

2)Называет 2 слова (штаны, кофта)

3)Называет 1 слово (платье)

2 задание: игра с мячом

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

«Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека

как деятеля и работника может

быть представлена в развитии игры

и постепенном переходе в работу...»

А.С.МАКАРЕНКО

«Кто разбудил медведя?» (игры с ходьбой)

Дети сидят на стульчиках полукругом, а один ребенок с медвежонком на руках сидит спиной к детям. Кто – нибудь из детей громко кричит «ку – ка – ре – ку!» Ребенок обращаясь к медведю со словами «Пойдем поищем петушка», обходит всех детей и, остановившись перед тем, кто кукарекал, говорит: «Ты разбудил медведя». Если он отгадал, то они меняются местами, и игра повторяется.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Докучаева Екатерина

Владимировна

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Курс ВЗ-34

Форма обучения:

заочная

Руководитель:

Юдинцева Алевтина

Анатольевна

Допущен к защите в ГЭК

Председатель ПЦК:

Зам. директора по учебной работе:

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр
Введение ………………..………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………….
1.1 Развитие активной речи детей третьего года жизни………………………………………………........................................
1.2. Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни…………..………………………………………………….......  
1.3. Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего гола жизни………………………………………………………………………
Выводы по Главе 1……………………………………………….…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………………………………...
2.1. Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни……………………………………………………………………………
2.2. Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр……………………………………………  
2.3. Динамика развития активной речи детей третьего года жизни……..  
Выводы по Главе 2……………………………………………………………..  
Заключение……………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития, речь у детей развивается стремительными темпами, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Третий год жизни является периодом интенсивного развития активной речи детей, так как происходит начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребёнка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребёнка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Необходимо развивать у детей речь и многогранное влияние оказывает именно игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В процессе дидактической игры дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра является средством обучения и поэтому дети не принуждённо осваивают правила общения друг другом и с взрослыми, учатся всему, сами того не замечая. Она оказывает большое влияние на процесс развития активной речи у детей третьего года жизни. Данная игра содержит обучающую, дидактическую задачу и играет огромную роль для обучения детей третьего года жизни, так как, в процессе игры, дети решают эту задачу в занимательной форме, с определёнными игровыми действиями. Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на развитие активной речи для детей третьего года жизни.

Исследованием речевого развития и дидактическими играми занимались также такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как: А.К Бондаренко, Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. В. Гербова, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А. И. Сорокина, Ф.А. Сохин, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, В. И. Яшина.

Итак, актуальность данной темы заключается в том, что необходимо уделять внимание развитию активной речи детей третьего года жизни, а дидактическая игра является мощным средством развития активной речи, которое целесообразно использовать именно в этом возрасте.

Цель исследования: выявить эффективность влияния дидактической игры на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Объектом исследования является процесс развития активной речи детей, третьего года жизни.

Предметом исследования является дидактическая игра, как средство развития активной речи детей, третьего года жизни.

Гипотеза:присутствует предположение, что дидактическая игра может оказать положительное влияние на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Задачи: 1)изучить теоретические основы развития активной речи детей третьего года жизни; 2)провести опытно - экспериментальную работу по развитию активной речи детей третьего года жизни.

Теоретические основы: исследованияпо использованию дидактических игр в развитии речи детей составили работы А. К. Бондаренко, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е. И. Удальцовой, А А. П.Усовой.

Методы исследования: изучение методической литературы, диагностика речевого развития детей третьего года жизни, эксперимент, обработка экспериментальных данных

Теоретическая значимость заключается в обоснование проблемы использования дидактических игр в развитии активной речи детей третьего года жизни на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Практическая значимость: подобрать серию дидактических игр на развитие активной речи детей третьего года жизни и апробировать их на практике.

База опытно – экспериментальной работы: МКДОУ детский сад № 4, п.г.т. Нагорск.

Наши рекомендации