Тема 2. Развитие речи детей в процессе общения

Со сверстниками

Цель работы: раскрыть значение и особенности общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте.

Теоретическая часть. Роль речевого общения в развитии речи детей. Особенности и формы общения детей со сверстниками.

Практическая часть.

Изучите особенности диалогического взаимодействия детей группы. Сказки детей (как конечный результат диалогического взаимодействия) запишите.

Дайте оценку уровню диалогического общения детей в группе. Проанализируйте результаты обследования.

Продумайте систему работы по формированию необходимых диалогических умений (4-5 занятий). Опишите ее реализацию, расскажите что изменилось.

Определите особенности диалогического взаимодействия детей группы:

1) умеет ли ребенок пользоваться речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) в соответствии с ситуациями: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Прощание», «Отказ».

Изучение проходит в течение недели в процессе педагогического наблюдения за детьми в свободном общении. Особое внимание следует уделить сложной для детей ситуации «Отказ». Здесь желательно фиксировать не только речевое оформление отказа (например, дать карандаш, которым сам рисуешь; игрушку, с которой сам играешь и т.п.), но и внеречевые средства (движения, действия, эмоциональное состояние). Педагогическое наблюдение за детьми, которые мало посещали группу (или не посещали) в период обследования удлиняется во времени. Педагог фиксирует свои наблюдения в таблице 3 (см. Приложение 2, табл. 3).

2) какую позицию занимает ребенок - коммуникативно активную или коммуникативно пассивную? Для этого проводится специальное занятие (см. Приложение 3).

Для детей создаются максимально комфортные условия: свободный выбор собеседника (объединение в пары по собственному выбору); свободный выбор иллюстративного материала; заданность темы («Как звери друзей искали»).

В процессе педагогического наблюдения самым важным для педагога является не столько конечный результат (сказка), сколько процесс его создания.

Педагог начинает вести наблюдения и фиксировать их сразу после объяснения задания. Воспитатель отмечает следующее:

1) выбор детей — записываются образовавшиеся пары детей (кто с кем объединился);

2) взаимодействие детей в процессе выбора иллюстративного материала и в процессе обсуждения сказки.

Наблюдения за детьми фиксируются в таблице 4 (см. Приложение 4) по следующим показателям:

1) инициативность: «+» — ребенок проявляет инициативу в выборе собеседника и в процессе создания сказки; «-» — не проявляет инициативу; «↔» — промежуточное состояние;

2) готовность к ответной реакции: «+» — ребенок принимает предложения и советы собеседника; «-» — не принимает предложения и советы собеседника; «↔» — промежуточное состояние;

3) умение воздействовать на собеседника (активизировать, привлечь внимание): «+» — владеет умением; «-» — не владеет умением; «↔»— промежуточное состояние;

4) умение слушать собеседника: «+» — владеет умением; «—» — не владеет умением; «↔» — промежуточное состояние;

5) дополнительные наблюдения: фиксируется интерес ребенка к происходящему, его эмоции, внеречевые реакции (жесты, мимика, движения).

На основе полученных данных (1—5) определяется диало­гическая позиция каждого ребенка: А — ребенок коммуникативно активен; П — ребенок коммуникативно пассивен.

А (коммуникативно активный): «+» — 3—2; «-» — 2—1; «-» — отсутствуют; проявляет интерес к работе в паре, доброжелателен, проявляет положительные эмоции, может проявлять активные внеречевые реакции.

П (коммуникативно пассивный); «+» — 1 или отсутствуют; «-» — 2—3; «↔» — 2—1; спокойно относится к работе или без явного интереса; отвлекается, бедные внеречевые реакции.

Приложение. Протоколы обследования, сочинения детей, конспекты занятий.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения : методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – 2-изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.– 128 с.

2. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога. Старший дошкольный возраст / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 9-18.

3. Галигузова, Л. Н. Ступеньки общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение – М., 1992. – 143 с.

4. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2006. – 206 с.

5. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-30 ; № 11. – С. 3-10.

6. Крайнова, Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности / Л. Крайнова // Дошкольное воспитание. – 1984. – №10.

7. Лисина, М. Развитие общения со сверстниками / М. Лисина, Л. Галигузова, Л. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 3. – С. 47-51.

8. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М., Воронеж, 1997. – 234 с.

9. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / В. В. Петрова, Д.Б. Годовикова, М. Г. Елагина и др. ; под. ред. М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1985. – 207 с.

10. Петровский, В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение / В. Петровский // Дошкольное воспитание. – 2000. – № – 7. – С. 98-100.

11. Развитие общения у дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 1989 – 216 с.

12. Рузская, А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А. Г. Рузская // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – 44-49.

13. Смирнова, Е. О чем разговаривают дошкольники // Дошкольное воспитание. / Е. Смирнова – 1985. – № 1. – С. 42-45.

14. Смирнова, Е.О. Развитие речи ребенка – важнейшая задача воспитателя / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 5 – С. 44-50.

Наши рекомендации