Продолжайте измерять параметры поведения
Раньше мы уже говорили о том, как в течение недели вести записи, прежде чем начать проводить в жизнь программу регулирования поведения, вести записи. Не менее важно продолжать вести дневник и после того, как началась работа по программе. Эти записи "после" помогут вам определить, влияет ли программа на поведение ребенка.
Измерять параметры поведения "после" нужно с первого дня проведения программы, причем делать нужно то же, что и при измерении "до" (ежедневно в одно и то же время). Отец Бобби (см. пример в главе 15) сделал такие записи "до" начала программы:
ДО | Неделя (запишите даты начала и конца) | Дни | Среднее за неделю | |||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | ||
Неделя 13/21 - 3/27 | ХХХ ХХХ ХХ 8 | ХХХ ХХХ 6 | ХХХ Х 4 | ХХХ 3 | Нет дома | ХХХ ХХ 5 | ХХХ Х 4 | |
Неделя 23/28 - 4/3 | ХХХ Х 4 | ХХХ ХХХ 6 | ХХХ ХХ 5 | ХХХ ХХХ Х 7 | ХХХ 3 | ХХХ ХХХ ХХ 8 | ХХХ ХХХ Х 7 |
Записи, сделанные им после начала проведения программы, выглядели так:
П О С Л Е | Неделя 3 | ХХХ ХХХ ХХX 9 | ХХХ ХХХ ХХ 8 | ХХХ ХХХ 6 | ХХХ Х 4 | ХХХ 3 | ХХХ Х 4 | ХХХ ХХХ ХХ 8 | |
Неделя 4 | ХХХ ХХ 5 | ХХ 2 | ХХ 2 | Х 1 | ХХХ 3 | ХХХ 3 | Нет дома | ||
Неделя 5 | ХХ 2 | ХХ 2 | Нет дома | Х 1 | Х 1 |
В среднем, показатели плохого поведения Бобби (ударил, пнул, толкнул кого-либо) были такими:
ДО начала программы:
1. 1-ая неделя: в среднем 5 за день
2. 2-я неделя: в среднем 6 за день
ПОСЛЕ начала программы:
1. 3-я неделя: в среднем 6 за день
2. 4-я неделя: в среднем 3 за день
3. 5-я неделя: в среднем 1 за день
Средние арифметические значения позволяют сделать результаты сравнительного анализа более наглядными. Как мы видим, к третьей неделе с начала проведения программы нежелательное поведение Бобби проявлялось гораздо реже.
Следует иметь в виду, что после того, как вы начали проводить программу и продолжили ведение дневника, ребенок может в течение какого-то времени вести себя еще хуже, прежде чем его поведение начнет улучшаться. На этой ранней критической стадии необходимо продолжить проведение программы и помнить, что очень скоро вы увидите в поведении вашего ребенка перемены к лучшему. После того как вы составили программу, неуклонно проводите ее в течение нескольких недель. Не спешите отказываться от нее, сначала проверьте ее на практике.
Выводы
Итак, вы готовы начать программу, способствующую улучшению поведения ребенка. В этой программе шесть шагов:
1. Дайте определение нежелательному поведению ребенка.
2. Измерьте параметры поведения до.
3. Определите паттерн О-П-Р.
4. Измените свою реакцию.
а) Определите, какая реакция лучше.
б) Поощряйте альтернативное поведение.
5. Измените обстановку, непосредственно предшествующую плохому поведению.
6. Продолжите измерение параметров поведения после.
И последнее. Управлять поведением ребенка - самое трудное из того, чему вам предстоит научиться. Поэтому советуем вам перечитывать эту и предыдущую главы. И обязательно обсудите и согласуйте вашу стратегию с другими членами семьи, а также, если нужно, с педагогом вашего ребенка или другие специалистом. Но после того как вы приняли решение относительно программы, неуклонно проводите ее в жизнь, и... желаем удачи!
История Дэвида: обзор
- Мама... Дэвид снова забрался наверх.
Миссис МакКей и без крика Джуди все поняла, когда услышала, как книги падают на пол. Она уже бежала в гостиную, чтобы увидеть там знакомую картину: Дэвид карабкался вверх по книжным полкам и играючи сбрасывал вниз все, что оказывалось у его на пути. Ему нравилось забираться наверх. И вряд ли он замечал, какими разрушениями сопровождается его путь наверх.
- Немедленно спускайся вниз, - приказала мама и, не дожидаясь ответа Дэвида, подбежала к полкам и стащила его вниз.
- Говорила я тебе, чтобы ты больше не лазил туда?
Но Дэвид только улыбнулся и покинул комнату, думая только о том, когда еще представится случай забраться по полкам наверх.
В этот же вечер, уложив Дэвида спать, мама, папа и Джуди собрались на совет, как справиться с проблемой карабканья по книжным полкам.
- Он проделывает это все чаще, - сказала мама. - Он не слушается, залезает на полки, все сбрасывает с них... Ужасно, когда он вытворяет такое. Я-то больше всех вас нахожусь дома, вам реже приходится видеть это безобразие. Мне кажется, что он делает это специально, чтобы расстроить меня (и ему это удается!), но я обнаружила, что мне становится легче, когда я говорю себе, что все это ко мне не относится - он просто очень непоседливый ребенок. Но надо же этому положить конец!
- Ты имеешь в виду его лазание по полкам? - спросил папа.
- Давай на минутку отвлечемся от этого и забудем, что иногда он не слушается тебя. Как часто он лазит по полкам?
- Как-то вечером, когда я с ним оставалась, он забирался на полки шесть раз, я считала, - сказала Джуди. - Он был совершенно счастлив от этого.
- Это правда, - сказала мама, - стоит повернуться к нему спиной, как он уже карабкается по полкам. И так весь день...раз 10, наверное.
- Ну что ж. Чтобы знать точно, почему бы нам не посчитать, сколько раз Дэвид заберется на полки, как это сделала Джуди вчера вечером? Сделать это будет нетрудно, так как Дэвиду все равно. Мы будем вести себя как раньше, когда он забирался на полки, только теперь, прежде чем снять его с полок, будем ставить отметку в этой таблице...
И папа начертил на листе бумаги таблицу "До". В конце первой недели таблица, в которой все добросовестно делали отметки, выглядела так:
ДО | Неделя (запишите даты начала и конца) | Дни | Среднее за неделю | |||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | ||
Неделя 1 | Нет дома | 61/2 |
- Похоже, вы обе были правы, - сказал папа. - Из таблицы видно, что Дэвид за неделю забирался на полки 39 раз, не считая воскресенья, когда мы были в гостях у бабушки. Разделим 39 на 6 дней, получается 6,5 раз в день. Да, он у нас совсем как альпинист.
- И что теперь будем делать? - спросила Джуди. - Будем его наказывать или нет?
- Мне кажется, что Дэвид забирается на полки потому, что ему нравится, когда мы бросаемся снимать его оттуда, - сказала мама. - Я уверена, что такое повышенное внимание доставляет ему удовольствие.
- Похоже, ты права, - сказал папа. - Если мы не будем гоняться за ним и вообще обращать внимание на такое поведение, он скоро перестанет туда забираться.
Маме, папе и сестре потребовалось всего несколько минут, чтобы условиться о новой стратегии игнорирования выходок "маленького альпиниста".
- Хорошо, я уберу с полок большую часть того, что на них стоит, но уверяю вас, что нам будет непросто удержаться и не побежать за ним. Я надеюсь, все же, что это подействует, и скоро мы увидим результаты.
Миссис МакКей угадала. Порой казалось, что не обращать внимание на плохое поведение Дэвида невозможно. Особенно трудно это оказалось для Джуди, которая всегда волновалась, когда Дэвид забирался на полки. Но они делали все так, как договорились, и к концу второй недели отметки в таблице "После" были такие:
П О С Л Е | Неделя (запишите даты начала и конца) | Дни | Среднее за неделю | |||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | ||
Неделя 1 | Нет дома | 61/2 | ||||||
Неделя 2 | 51/2 |
- А что теперь? Две недели мы изо всех сил старались не обращать внимания на лазание Дэвида по полкам, и вы только взгляните: он забирается на полки так же часто, как и раньше. Да еще к тому же, он там дольше сидит, потому что мы не заставляем его спускаться, - мама была готова сдаться. - Сказать по правде, я и не верила, что это поможет. Но я рада, что мы вели записи. Теперь вы видите, что так оно и есть.
- Что именно? - спросила Джуди.
- Ну, что... есть что-то такое, что дети вроде Дэвида всегда будут делать. Мы ничего не сможем сделать, чтобы остановить его. Но мы сделали все, что могли.
- Мы просто в чем-то ошибались, вот и все. Нет причин прекращать то, что мы начали. Давайте взглянем на это иначе: мы лишили Дэвида своего внимания, которое считали самым большим вознаграждением для него за его лазание по полкам, а он все равно продолжает туда забираться. Это означает лишь то, что мы в чем-то ошиблись... и что он, должно быть, делает это по какой-то другой причине.
- Мне кажется, он делает это только потому, что ему это нравится, - сказала Джудит. - Я уже говорила, что когда я видела, как он карабкается наверх, то мне казалось, что он получает большое удовольствие.
- Так как же сделать так, чтобы это перестало ему нравится? - спросила мама.
Они еще долго обсуждали проблему плохого поведения Дэвида, и вдруг мама неожиданно нашла ответ на свой вопрос:
- Всякий раз, когда мы застаем его на полках, мы отводим его в его комнату и заставляем там сидеть 5 минут, верно?
- Да, - согласился папа, - а давайте соорудим для него что-нибудь во дворе, чтобы он мог забираться по этому сооружению.
Семья двигалась в верном направлении, но при этом не замечала, что Дэвид был совсем не против того, чтобы побыть в своей комнате. Когда папа первый раз пришел сказать Дэвиду, что "тайм-аут" закончился, он обнаружил, что мальчик весело играл со своими солдатиками.
Он даже не хотел выходить из своей комнаты. Если мы хотим, чтобы лазание по полкам имело для него неприятные последствия, тогда для "тайм-аута" следует поискать другое, менее приятное для Дэвида место.
Членам семьи Дэвида потребовалось время, чтобы разработать эффективную программу по снижению интереса Дэвида к полкам. И, конечно, на это ушло не две недели, как они предполагали сначала, а гораздо больше. Но если бы вы заглянули к ним сегодня, вы бы увидели, что подсвечники миссис МакКей снова стоят на полках, на своем обычном месте. Семье пришлось проявить изобретательность, постоянно внося изменения в свою стратегию, и действовать единой командой. Но все это было не зря. Их усилия были вознаграждены сторицей.
Что касается Дэвида, то в его поведении, наверное, возникали те или иные проблемы. Но у кого из детей их нет? Но если вы сегодня зайдете к Дэвиду в гости, то, скорее всего, вы обнаружите его играющим во дворике на тренажере, представляющем собой игрушечные джунгли. Этот тренажер установил для него папа.
Приложение А
Подготовительные навыки
Данное приложение содержит программы обучения подготовительным навыкам. Самые важные из них относятся к умению концентрировать внимание. Первый раздел приложения расширяет и конкретизирует представленные в главе 8 рекомендации по формированию умения концентрировать внимание. Затем мы рассматриваем более сложные подготовительные навыки, тоже связанные с умением концентрировать внимание. Это - умение узнавать предметы по их названиям, умение выполнять указания, умение подражать действиям. Ребенок, который знает, что такое мяч и корзинка (узнает предметы), может стать "вот на эту линию" (выполняет указания) и бросить мяч "вот так" (подражает простому действию), уже готов учиться играть и осваивать другие навыки.
Во втором и третьем разделах содержаться советы по развитию навыков, соответственно, общей и тонкой моторики, так как именно в них естественным образом строятся навыки самообслуживания и игры. Но приводимые примеры - только иллюстрации; педагог или специалист может помочь сформировать у ребенка множество других умений.
Не нервничайте. Наберитесь терпения и занимайтесь с ребенком по этим программам. Уроки должны быть короткими - около 5 минут. Конечно, обучение подготовительным навыкам - трудное дело, но если ваш ребенок освоит их, то перед ним откроется возможность учиться самым разным вещам.