Как побуждать ребенка вести себя по-другому

Теперь вы понимаете, что так называемое "плохое поведение", с точки зрения вашего ребенка, является стратегией, которая приводит к выигрышу. Для него в таком поведении нет ничего "плохого" или "мучающего". Он знает, что эта стратегия позволяет ему получить то, что он хочет.

И тут вдруг вы убираете этот желаемый результат. Вы вдруг перестали замечать поведение, за которое до сих пор ругали. Если раньше вы гонялись за ним, то теперь наказываете его, отрывая от занятий и усаживая в угол. Вы начали следовать стратегии действительного решения проблемы поведения. Но ведь ваш ребенок не знает об этом. Он только видит, что поведение, которое до этого успешно действовало на вас, теперь приводит к совершенно иному результату - без какого-либо вознаграждения. В итоге ему придется искать иные способы привлечения вашего внимания.

С этой минуты вы сможете стать ему самым полезным проводником. Не упустите шанс научить ребенка хорошему поведению, такому, которое, помимо прочего, позволит ему получить то, что он хочет.

Нужно сделать так, чтобы ребенок из ваших слов и действий понял, что есть широкий набор альтернативных моделей поведения, реакция на которые станет для него приятной наградой.

Давайте вернемся к семье Гэри (см. главу 15). Мы видим, что изменение реакции на его плохое поведение (члены семи теперь игнорируют побег Гэри из-за стола) было только частью их подхода к решению проблемы нежелательного поведения Гэри. Члены семьи также условились уделять ему больше своего внимания, когда он сидит за столом, - чаще обращаться к нему, чаще говорить вслух, как хорошо он себя ведет, и вообще больше вовлекать его в процесс общения за обеденным столом. Они внимательно следили за тем, чтобы Гэри получал вознаграждение за то, что сидит за столом.

Если вы действительно хотите изменить к лучшему плохое поведение вашего ребенка, вы должны показать ему, какое поведение вознаграждается. Мы понимаем, что и тут легко сказать, да трудно сделать. Но не забывайте, что людям свойственно привыкать к хорошему и они перестают замечать его. Как и в случае с Гэри, если вы привыкните к его хорошему поведению и станете обращать на него меньше внимания, то он постарается сделать так, чтобы заставить вас обратить на него внимание.

Вы облегчите себе поиск модели поведения, которая может быть вознаграждена, если представите себе такую модель, которая несовместима с моделью нежелательного поведения. Например, Гэри не может бегать по комнате и одновременно сидеть за столом. Поэтому, если та форма поведения, которую можно назвать "сидение за столом" усилится, то "бегание по кухне" неизбежно ослабеет.

Если мы хотим успешно решить проблему поведения Гэри, оба вышеуказанных паттерна О - П - Р должны существовать нераздельно.

Как побуждать ребенка вести себя по-другому - student2.ru

Таким образом, обе вышеуказанные стратегии являются как бы половинками одной большей стратегии. Вспомним Роберту. Когда ее братья и сестры уходят в школу, она колотит кулачками, виснет на занавесках и плачет. Хотя Роберта поначалу действительно расстраивалась, мы видели, что ее мама способствовала такому поведению своим вниманием и игрушками. В итоге оно стало привычным шаблоном.

Как вы помните, мы предложили маме перестать замечать Роберту, когда та сердится. Но теперь вы знаете, что эта стратегия должна сопровождаться поощрением поведения, несовместимого с гневом. Мама должна быть наготове, чтобы проявить внимание и дать Роберте игрушку, как только та перестанет плакать и висеть на занавесках, и только тогда начать играть или беседовать с ней. Таким образом, эффективный план решения проблем поведения всегда можно отобразить двумя схемами О - П - Р.

Как побуждать ребенка вести себя по-другому - student2.ru

Каждая программа состоит из двух частей: 1) по отношению к плохому поведению принимаются неприятные для ребенка меры; 2) альтернативное поведение (желательно, чтобы оно было несовместимо с плохим) поощряется.

Если вы хотите справиться с проблемой плохого поведения, то подумайте и решите для себя, какое поведение вы выберете в качестве альтернативы плохому. Дайте определение этому альтернативному поведению и запишите свою формулировку:

_____________________________________________________
_____________________________________________________

Договоры

Мы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договоренностях между вами и вашим ребенком. Вы говорите ребенку, что он должен сделать ("садись сюда") и как вы "заплатите" ему за это поведение ("я дам тебе игрушку"). Заключать договоры можно просто устно, но иногда более сложные соглашения можно записывать на бумаге (мы уже рассмотрели этот вопрос в главе 13).

Простые договоренности могут использоваться как для противодействия плохому поведению, так и для поощрения альтернативного поведения. Например, мама Дженнифер могла бы противопоставить ее плачу такую простую договоренность:

"Я буду сегодня считать, сколько раз ты заплачешь. Если та будешь плакать не больше трех раз, то когда папа придет домой, он поиграет с тобой в мяч".

Мама предлагает заключить такой договор, потому что знает, что игра с папой - это вознаграждение для Дженнифер. Мама могла бы сделать этот договор более наглядным, прикрепив на дверцу холодильника таблицу и делая в ней отметки всякий раз, когда Дженнифер плачет. По мере того, как Дженнифер станет успешнее выполнять условия контракта, мама сможет уменьшить число разрешенных плачей до двух, потом до одного и, может быть, даже до нуля. Но она может принять и другое решение - скажем, будет уходить из комнаты, когда дочка начинает плакать, но этот плач еще входит в число "разрешенных". Возможно, маме следует каким-то образом разнообразить вознаграждения, чтобы Дженнифер не наскучило играть в одну и ту же игру.

Мама могла бы побудить Сару быстрее одеваться, если бы догадалась поощрить альтернативу - быстрое одевание - таким простым договором: "Сара, я включаю таймер. Звонок прозвенит через час. Если ты оденешься до того, как прозвенит звонок, мы с тобой сегодня вечером вместе проведем "наше особое время".

В условия этого простого договора входят: 1) желаемое поведение; 2) вознаграждение. В последующие дни таймер можно устанавливать на все более короткие отрезки времени, пока Сара не начнет одеваться достаточно быстро. И сама Сара может принять участие в определении того, что будет наградой. "Особое время" - это 20 минут, в течение которых мама играет с Сарой, причем Сара выбирает, в какую игру они будут играть.

Родители Хозе договорились с ним, что будут поощрять поведение, альтернативное дракам, и предложили ему заключить такой договор: "Хозе, если ты будешь хорошо играть с сестрой до обеда и не будешь драться, то получишь на десерт мороженое".

Как видите, по условиям этих договоров ребенка вознаграждают: 1) за уменьшение числа случаев проявления плохого поведения, или 2) за то, что он ведет себя хорошо, или 3) за то и другое вместе. Постарайтесь заключать с ребенком простые договоры, вознаграждая его за то, что он начинает реже вести себя нежелательным образом, или за альтернативное, хорошее поведение. Однако не забывайте, что если ваш ребенок соблюдает условия договора, то и вы должны соблюдать их.

Измените обстановку

Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О - П - Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть О - П.

Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал. Он скорее станет "путаться под ногами", если его не замечают; он завизжит, если не может справиться с заданием; захочет подраться с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребенка к плохому поведению.

В данном разделе мы рассмотрим ряд способов такой организации среды, окружающей ребенка, которая способствовала бы хорошему поведению.

Обучайте ребенка новым навыкам. В дополнение к поощрению конкретного альтернативного поведения, несовместимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ребенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени. К примеру, родители Гэри, продолжая игнорировать его "вскакивания с места", могут одновременно учить его навыкам поведения за обеденным столом: как пользоваться ножом, как налить воды в стакан, как помочь убрать со стола,

Для примера вознаграждайте других своих детей. Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграждая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стратегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее.

Например, если Марк отказывается помыть руки, скажите: "Иди сюда, папа, посмотри, как хорошо Джимми вымыл руки". Такая стратегия "вознаграждения другого" полезна, когда нужно не заметить плохое поведение ребенка и поощрить альтернативное поведение. Просто проигнорируйте его плохое поведение и похвалите хорошее поведение другого ребенка!

Оборудуйте сцену так, чтобы плохое поведение реже могло проявиться во время обучения новым навыкам.

Хотя вы стараетесь научить своего ребенка новым навыкам и он способен воспринять то, что вы ему показываете, все же во время занятий будут возникать проблемы поведения. Частое игнорирование плохого поведения или "тайм-ауты" не будут действовать в этих ситуациях, поскольку ребенок не ищет вашего внимания, а напротив, старается избежать неприятного задания. Вы сможете помочь ему вести себя правильно, если разъясните, что вы дали ему посильное задание, и если будете чувствовать, когда задание следует упростить (например, если заметите блуждающий взор, ерзанье на месте, хныканье и т.п.).

В предыдущих главах, посвященных формированию навыков, подчеркивалось, что вы должны создать условия, способствующие эффективному обучению, то есть условия, помогающие ребенку легко справиться с заданием. Мы уже говорили о необходимости учета уровня развития навыков ребенка при выборе задания и о постепенном, пошаговом повышении степени его трудности. Мы также указали на то, как важно выбрать материалы, удобные в обращении, ясно объяснить ребенку задание, убрать отвлекающие предметы и т.п. Все это и есть примеры оборудования сцены.

Оборудуйте сцену так, чтобы в течение дня возникали меньше проблем, связанных с поведением. В течение дня возникает множество моментов, когда едва заметное изменение ситуации помогает предотвратить плохое поведение - нужно лишь дать ребенку интересное задание, убрать предметы, которые легко ломаются, дать еще одну игрушку, чуть-что помочь...

На минутку представьте себе свой обычный день. Конечно вы уже сделали необходимые приготовления, чтобы помочь ребенку провести день спокойнее. Возможно, пораньше накормили его, чтобы он не захотел есть во время занятий. Или, например, укрепили полочку с зубной щеткой пониже, чтобы он смог дотянуться до нее, нарезали для него мясо кусочками еще до того, как все сели за стол. Есть множество способов заблаговременно подготовить обстановку, чтобы уменьшить вероятность проявления нежелательного поведения.

Бывают ситуации, в которых вы можете предвидеть, что ваш ребенок расстроится сам или расстроит вас! Вы точно можете предсказать, чего он испугается - посещения врача, дантиста или даже парикмахера. Вы можете заранее сказать, в каких ситуациях он будет стесняться. Например, когда вы идете к кому-то на день рождения. Вы знаете, когда он будет вести себя требовательно (например, в магазине игрушек), шумно (в церкви), чрезмерно возбужденно (в ресторане).

Для таких ситуаций применяйте систему раннего предупреждения. Прикиньте, как, скорее всего, будет себя чувствовать или вести ваш ребенок, и заблаговременно побеседуйте с ним о том, как ему следует вести себя. Если он боится, и объясните ему каждый шаг того, что будет происходить, и не обманывайте его. Это означает, что если боль неизбежна, то не следует говорить ребенку, что ему не будет больно. Подготовьте слова ободрения ("Все дети ходят к доктору. Все будет хорошо. Мама рядом.") Заранее придумайте для него какое-нибудь интересное занятие, которым вы могли бы вместе заняться после мероприятия, которого он так боялся.

Если существует вероятность того, что ребенок будет смущаться при общении с другими людьми, заблаговременно побеседуйте с ним о том, кто будет, что будут делать, напомнив ему, как было весело на таких же вечеринках раньше. Придите на вечеринку пораньше и помогите ребенку познакомиться и начать играть с другими детьми.

Если вы предвидите, что ребенок не будет слушаться вас, например, когда нужно будет идти домой из гостей, обязательно заблаговременно побеседуйте с ним о том, что его ждет и какое поведение вы ожидаете от него. "Мы пойдем в продуктовый магазин. Мы купим только то, что есть в этом списке. Ты можешь помочь мне сложить все в корзинку. Пожалуйста, не проси купить чего-нибудь еще, мы купим только то, что в списке. Ты меня понял?"

Что вы скажете вашему ребенку, будет зависеть от того, что он способен понять и от вашей способности общаться с ним. Но в любом случае, заблаговременно высказанное предостережение поможет предотвратить возможную неприятность.

Предостережение Удостоверьтесь, что вы не изменили обстановку настолько, что это пагубно отразилось на других аспектах жизни вашей семьи. К примеру, вы готовите только ту еду, которая нравится ребенку, и это удерживает его за столом. Но как быть с другими членами семьи? Прежде чем менять обстановку, обязательно посоветуйтесь и с ними. Если эти изменения повлекут неудобства для других членов семьи, их следует ввести лишь на короткое время, а затем вернуть все в прежнее состояние. Всегда помните, что вы меняете окружающую среду, чтобы научить ребенка чему-то новому. Для этого совсем не обязательно переворачивать свой мир вверх тормашками.

Наши рекомендации