Особенности обучения детей дошкольного возраста
Сущность процесса обучения
План:
1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста.
2. Закономерности и принципы обучения дошкольников.
3. Структура, функции, движущие силы процесса обучения детей дошкольного возраста.
4. Цели и задачи обучения детей в дошкольный период.
5. Содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения в ДОУ.
Содержание понятия «обучение».
Закономерности и принципы обучения дошкольников
Эффективность обучения дошкольников в ДОУ зависит от соблюдения педагогами принципов обучения, которые в свою очередь выстраиваются на основе закономерностей этого процесса. Вспомним, что такое закономерности и принципы, раскроем их содержание.
Закономерности — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности обучения отражают комплекс связей в процессе обучения. Закономерности обучения отражают внешние и внутренние связи.
Принципы обучения вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) — система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению обучения.
На основании принципов могут быть сформулированы конкретные педагогические правила. Правила — основанные на общих принципах описания педагогической деятельности воспитателя в определенных условиях обучения для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей. Правила раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике.
Структура, функции, движущие силы
Содержание, формы, методы, средства,
Сущность процесса обучения
План:
1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста.
2. Закономерности и принципы обучения дошкольников.
3. Структура, функции, движущие силы процесса обучения детей дошкольного возраста.
4. Цели и задачи обучения детей в дошкольный период.
5. Содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения в ДОУ.
Содержание понятия «обучение».
Особенности обучения детей дошкольного возраста
Изучение каждого вопроса необходимо начинать с раскрытия содержания ведущих понятий темы. В рамках изучения дошкольной педагогики актуализируем понятие «обучение», а затем выделим особенности этого процесса в дошкольный период.
По определению Ю. К. Бабанского, «обучение — целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи». Это определение отражает признаки взаимодействия в процессе обучения (целенаправленность, последовательность, динамичность) и eгo функции (обучающая, воспитательная, развивающая).
Опираясь на трактовку, данную И. Я. Лернером, «обучение — это взаимодействие педагога и ребенка с целью усвоения им некоторого отрезка содержания социального опыта». Это определение характеризует обучение как взаимодействие, указывает на цель и содержание этого процесса.
Обучение является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса. Обучение в дошкольном учреждении направлено на решение спектра обучающих, воспитательных, развивающих задач, позволяющих приблизиться к достижению генеральной цели дошкольного образования — всестороннему, гармоничному развитию личности дошкольников. Обучение детей проходит в процессе взаимодействия взрослого (педагога) и детей в различных формах, в регламентированной, свободной и самостоятельной деятельности участников образовательного процесса.
В современных словарях по дошкольной педагогике встречается следующее определение: «Обучение — это целенаправленное сообщение детям дошкольного возраста знаний, умений, а также формирование навыков, полезных привычек по определенной образовательной программе». Наша задача — проанализировать определения и выделить опорное рабочее определение обучения дошкольников. В курсе педагогики мы установили, что определение И. Я. Лернера в полной мере, всесторонне отражает суть и значение процесса обучения. Это не просто передача знаний и умений от поколения к поколению. Это освоение детьми содержания социального опыта, необходимого для гармоничного развития ребенка на данном возрастном этапе (то есть усвоение происходит не только на уровне знаний, умений и навыков, но и на уровне их ценностного, личностного осмысления и формирования на этой основе опыта творческой деятельности).
Обучение дошкольников имеет свою специфику. Определим ее.
Особенности процесса обучения дошкольников:
• учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой;
• обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни, при проведении режимных процессов и т. д.), а не только на занятиях, как в школе;
• в процессе обучения в ДОУ дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и получают навыки обучения (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте — ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать ее достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими);
• обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт;
• в дошкольном возрасте дети испытывают затруднения при отделении главного от второстепенного;
• необходимость обеспечения в процессе обучения непосредственного восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира;
• особенно важны при обучении дошкольников такие факторы, как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат;
• непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения детей, продолжительность регламентированных занятий;
• уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей построения учебных заданий на занятиях с детьми:
o в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются педагогом ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми;
o преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений.