Этап 2: Подчинение голоса временному контролю
Цель 2-го этапа - научить производить звук через 3 секунды после того, как вы скажите: "Говори". На 1-и этапе вы научили ребенка контролировать получение им поощрений, издавая звуки. Сейчас ваша задача несколько усложняется. Он должен использовать свой голос и получать поощрения за это только после того, как услышит ваш голос. Это первый шаг к тому, чтобы научить его слушать вас и отвечать через какое-то время (до 3-х секунд), чтобы быть награжденным.
Шаг1: Вы и ваш ребенок должны сидеть друг напротив друга на расстоянии 1 или 2 шагов.
Шаг 2: Скажите: "Говори" и подкрепите поощрением каждый звук, изданный ребенком в течение 3-х секунд после вашего требования. Эти задания нужно повторять пока ребенок не начнет, отвечая на вашу команду, издавать звуки в течение 3-х секунд после нее, и так 10 раз подряд.
Шаг 3: Интервал между вашей командой и его ответом теперь должен уменьшится до 2-х секунд. Т.е. ребенок должен произносить что-то в течение 2-х секунд после того, как вы скажите: "Говори".
Шаг 4: После 10 правильных следующих друг за другом ответов с 2-х секундным интервалом, можно уменьшать этот интервал до 1 секунды. Когда ребенок голосом отвечает на вашу команду в течение 1 секунды 10 раз подряд, переходите к Этапу 3.
"Спонтанные" звуки (т.е. звуки, которые ребенок издает после команды "Говори", спустя более 3-х секунд), должны поощряться, но не очень щедро, например, только киванием головы и замечанием: "Хорошо". А более существенное подкрепление (еда, поцелуи) приберегите для правильных и своевременных звуков. Нек5оторые совсем отказываются от какого-либо поощрения за "спонтанные" звуки в течение всего начального периода в обучении, так как возможно это усложняет задачу ребенку - он не может разобраться, за что его действительно поощряют. То есть, если его поощрили за спонтанное использование голоса, он может не понять, что за изданный им звук в нужное время его тоже награждают.
Обучение все более усложняется - у вас появляется выбор и не всегда понятно, какой путь наилучший. И вы не одиноки в том, что не знаете точно, что выбрать. Редко кто на данном этапе отработал до конца все детали; этим объясняется то, что некоторые дети улавливают программу имитаций, а другие нет. Так как вы не всегда знаете, какой подход лучше, пробуйте разные. Используйте один подход постоянно, в течение нескольких дней, наблюдайте, как он работает (соберите данные о том, как ребенок продвигается вперед); затем попробуйте другой подход и посмотрите, будет ли ребенок лучше справляться. Если вы работаете с кем-то в команде, пусть кто-то обучает согласно одному подходу, вы - другому, затем можно сравнить успехи ребенка там и здесь. Такой метод не должен ввести ребенка в заблуждение в том случае, если каждый из вас будет придерживаться выбранному подходу до конца. Это эксперимент. Будьте готовы к ошибкам. Если вы хотите найти наилучший подход в обучении своего ребенка - ошибок не избежать. Что касается ребенка, он должен привыкать к несовместимости и ошибкам, так как мир полон ими. Лучше, когда ваш ребенок получит первые уроки ошибок и непостоянства от вас, так как никто лучше вас не сможет помочь ему научиться реагировать на это. Вы должны постоянно собирать данные о прогрессе ребенка для того, чтобы решить, как лучше работать с ним. Как только вы найдете правильное решение, вы должны быть последовательны в его использовании.
К началу
Этап 3: Имитация звуков
Цель 3-го этапа состоит в том, чтобы научить ребенка имитировать определенные звуки, которые он затем будет использовать, произнося слова. Сначала ребенок должен научиться имитировать около 10 звуков, включая хотя бы три согласные. Вот пример звуковой группы:
а ("а") | б ("бу") | ф ("эф") | д ("ду") | к ("ку") |
м ("мм") | о ("о") | и ("ии") | Ю ("юю") | т ("ту") |
Для того, чтобы контролировать произнесение первых звуков, можно начать со звуков, которые ребенок часто издавал, когда отрабатывалось голосовое его применение, или устанавливался временной контроль. Или это могут быть просто "легкие" звуки, как "а", "мм", "о". (Не спешите с "с", "к", "г", "л" и т.д., так как это более трудные звуки.)
К началу
Первый звук
Эта методика может использоваться в обучении вашего ребенка произносить свой первый звук, имитируя звук, произнесенный вами.
Шаг 1: Вы и ваш ребенок должны сидеть друг напротив друга на расстоянии 1 или 2 шагов.
Шаг 2: При каждой попытке произносите только один звук: "а".
Шаг 3: При первых пяти попытках, любой звук, произносимый ребенком в течение 3-х секунд после вас, даже если он совсем не похож на ваш звук, награждается. Например, в начале обучения, если вы говорите: "а", а ребенок повторяет: "и" - такой ответ принимается.
Шаг 4: Ребенку может совсем не удастся имитировать ваш звук. В этом случае должна использоваться визуальная /или физическая подсказка, чтобы хоть приблизительно повторить звук, произнесенный вами.
Применяя визуальную подсказку, широко артикулируйте свой рот, когда произносите звук. Например, произнося "а", вы должны очень широко открыть рот. Закрепите поощрением открытие ребенком своего рта, даже если он при этом ничего не произнес. При необходимости сами откройте его рот вместо него. После того, как ребенок имитировал открытие рта, потребуйте снова это сделать, но при этом, произнося за вами звук. Результатом этого должно быть, по крайней мере, грубое приближение к тому звуку, который произнесли вы. Осуществление визуальной подсказки должно продолжаться до тех пор, пока он не сможет произнести звук, даже отдаленно похожий ваш 5 раз подряд.
Применяя физическую подсказку, своими руками откройте рот ребенка для произношения желаемого звука и удерживайте его открытым, когда ребенок будет произносить звук. Эта подсказка заставит ребенка произнести хоть какой-то звук, может совсем непохожий на ваш. Логопед может проконсультировать, как помочь ребенку произносить сложные звуки, например, попробовав немного закрыть рот ребенка для того, чтобы он произносил согласные "г" и "к", или, надавив с помощью роторасширителя на язык ребенка, помочь правильно произнести звук "а". Такая подсказка используется до тех пор, пока ребенок не сможет издать желаемый звук последовательно 5 раз. Постепенно нужно ее убирать пока ребенок без вашей физической помощи, не сможет произносить примерно тот звук, который вы хотите, 5 раз подряд.
Шаг 5: После примерного воспроизведения звука (Шаги 3 и 4), надо заняться формированием его правильного произношения. То есть, от попытки к попытке, вы должны подкреплять поощрениями те звуки, которые наиболее близки к оригинальным (вашим). В частности, поощряйте только тогда, когда произнесенный звук ближе к вашему, если сравнить его с предыдущим звуком ребенка, или точно такой же, как предыдущий. Однако если в течение 5 попыток ребенок не сможет произнести звук лучше, чем он это делал ранее, вернитесь к использованию поощрений, чтобы совсем не потерять хоть какой-то приобретенный навык. Если поощрения становятся несущественными, ребенок совсем потеряет интерес к занятиям.
Шаг 6: Формирование правильного произношения звука продолжается пока ребенок не сможет воспроизводить желаемый звук точно, имитируя вас 10 раз подряд. После этого можно переходить к отработке имитации второго звука.
К началу
Второй звук
В качестве второго звука нужно выбрать тот, который совершенно отличается от первого. Например, если первым был звук "а", для второго занятия подойдет "мм".
Шаг 1: Используйте те же Шаги (1-6), которые вы использовали для тренировки первого звука "а".
Шаг 2: После того, как ребенок научится произносить звук "мм" последовательно 10 раз, снова введите звук "а", продолжая его повторять пока ребенок не произнесет "а" 5 раз подряд.
Шаг 3: Повторяйте Шаги 1 и 2 до тех пор, пока ребенок, произнося эти два звука, будет ошибаться не более одного раза по каждому из них.
Шаг 4: Теперь вы должны применить метод случайного чередования звуков, например: "а", "мм", "а", "мм", "мм", "а", "а", "мм", "а". Если в это время ребенок "потеряет" один из этих звуков, ввернитесь к его отработке, а только потом продолжайте случайное чередование, используя его пока ребенок не будет отвечать согласно вашим критериям ответа. Теперь ваш ребенок готов к работе над третьим звуком.
К началу
Другие звуки (3-10)
Шаг 1: Методика для отработки других звуков такая же, как и для первых двух.
Шаг 2: После того, как ребенок овладевает каждым следующим звуком, вы должны давать его, случайно чередуя с уже известными ребенку звуками (чтобы не забыть их), пока ребенок не будет правильно повторять за вами.
Шаг 3: Когда ребенок выучит от 6 до 10 звуков, вы должны начать занятия по имитации слогов и слов. Однако не забывайте продолжать далее изучать имитировать оставшиеся звуки.
Опять же, работая над такой трудной для вас и для ребенка задачей, помните, что ребенок может "регрессировать", т.е. начать снова раздражаться и самовозбуждаться. Если это случится, вам нужно остановиться и успокоить его. Нет смысла пытаться работать с изгибающимся и не обращающим на вас внимание ребенком, по крайней мере, это касается такого трудного занятия, как вербальная имитация. Еще, как мы отмечали ранее, занимаясь вербальной имитацией, вам следует очень осторожно выражать свое недовольство действиями ребенка.
Также, принимая во внимание то, что это достаточно нудные и утомительные занятия, "вкрапляйте" в них различные команды, которые ребенок уже может выполнять успешно, это поможет прервать монотонность занятий, а ребенку - аккумулировать чувство успеха. Например, время от времени (примерно каждые 2 минуты) используйте навык невербальной имитации ("Руки вверх", "Прикоснись к животу", Дотронься до носа") или выполнение других простых движений ("Встань", "Постучи по столу").
К началу
Этап 4: Имитация слов
Перечень слов:
мама | вверх | открыть | живот |
папа | есть (кушать) | пи-пи | глаз |
пока | конфета | идти | молоко |
вниз | вода | ребенок | выйти |
Выбранные вами слова должны содержать звуки, которые ребенок с готовностью может произнести. Например, слово "банан" следует выбрать, если ребенок может повторять звуки "ба", "на" и "н". (выбирайте русские слова по аналогии с английским словом: "Tickle" (щекотка) - "t", "k") Легче начинать со слов, с одинаковыми звуками (однородные цепочки): "мама", "папа" или с похожими звуками (выбирайте русские слова по аналогии с английским словами: "cookie" - [ kuki] или "baby" - [ beibi]. В перечне слов надо также заменить трудно произносимые по-русски слова: конфета, ребенок, открыть). Слова, состоящие из непохожих звуков (неоднородные цепочки) нужно вводить позже.
К началу
Первое слово
Шаг 1: Произнеся слово "мама" от 20 до 50 раз, наградите ребенка за любое произнесенное им слово, которое содержит ключевые звуки слова "мама", такие как: "ма", "мам", "ма-а" или "мак" - достаточно для начальной стадии обучения.
Шаг 2: После нескольких первых удачных попыток произношения ключевых звуков слова "мама", нужно заняться формированием правильного произношения этого слова. То есть, поощряйте ребенка только, когда произнесенные им звуки приближаются по звучанию к слову "мама", если сравнить данное исполнение с предыдущими. Продолжайте тренировать формирование правильного произношения слова, пока оно не будет произноситься одинаково чисто и так, чтобы его понимали другие люди. Но результат его произношения может не точно совпадать с вашим произношением; (пример достаточного произношения в английском варианте: "tickle" - [tikl] - правильное произношение, а [ tika] или [ tiko] - допустимое произношение ребенка).
Шаг 3: При первых попытках вашему ребенку может не удаться имитация некоторых слов даже в приближенном варианте. Например, ребенок может не справиться с имитацией одного или более составляющих слово звуков (составляющих звуков). Неправильный вариант произношения слова "mama" - "ah"; слова "milk" - "mah"; слова "doggie" - "dah" или "gah". В этом случае надо восстановить слово, используя метод формирования произношения. Следует разделить слово на составляющие звуки и вводить каждый звук отдельной попыткой. Таким образом "мама" разбивается на "мм"-"a"-"ма"-"ма-ма"-"мама". При этом ребенок имитирует каждый составляющий звук после того, как услышит его, а вы поощряете ребенка за каждую имитацию. Далее следует пример употребления взрослым слова "хорошо" как поощрение (можно использовать вкусный приз).
Взрослый: "а"
Ребенок: "а"
Взрослый: "хорошо…ма"
Ребенок: "а"
Взрослый: "мм"
Ребенок: "мм"
Взрослый: "хорошо…а"
Ребенок: "а"
Взрослый: "мм"
Ребенок: "мм"
Взрослый: можно подождать, пока ребенок скажет сам, если нет, то скажите: "а"
Ребенок: "а"
Взрослый: "хорошо" (повторите последовательность).
Ваша задача в данном упражнении, чтобы ребенок "сцеплял" или "подводил" два звука друг к другу таким образом, чтобы один произнесенный ребенком звук, служил для него сигналом к произношению другого. Например, "мм" становится сигналом к произношению "а", без вашей подачи звука "а". Это достигается постепенным "исчезновением" вашего "а" как сигнала (вы не произносите сразу, а ждете, когда ребенок сам произнесет звук "а").
Выстраивание нового слова - это трудный процесс, поэтому и описать его в деталях трудно. В каждом индивидуальном случае вы можете импровизировать по-своему, чтобы помочь своему ребенку. Например, если при работе над "ма" ваш ребенок произносит "а", потому что последний звук в вашем "ма" есть "а", который у ребенка превалирует, так как он лучше слышит "а", чем "мм", остановитесь на отработке только звука "мм" какое-то время, потом постепенно вводите "ма", где "а" в вашем произношении сначала неотчетливый, но постепенно медленно проявляется. Награждайте ребенка за каждый прилично произнесенный звук "ма".
После 5-ти правильных и последовательно выполненных ребенком упражнений, постепенно в следующих упражнениях убыстрите ход подачи звуков. Так как подача звуков происходит быстрее, то закрепляющие слова "хорошо" постепенно выпадают из упражнения. В конечном счете оно выглядит так:
Взрослый: "ма"
Ребенок: "ма"
Взрослый: "ма-ма"
Ребенок: "ма"
Взрослый: "ждет, когда ребенок скажет "ма" или использует минимальную подсказку)
Ребенок: "ма"
Взрослый: "Очень хорошо!"
Также важно чередовать подачу односложных и двусложных пар, например, "ма", "ма-ма", "ма" для того, чтобы помочь ребенку делать различие между двумя видами звуков.
Иногда ребенок может сам брать некоторые паузы между произношением звуков, составляющих слово, ("ма…ма"). Однако постепенно надо избавляться от его пауз, избирательно поощряя только те ответы, когда ребенок произносит слово с минимальными паузами между произношением звуков.
К началу
Второе слово
Второе слово должно совершенно отличаться от первого. Например, если первое слово было "mama", то для второго варианта подойдет слово "baby".
Можно принять за ответ такие возможные варианты произношения, как "baba" , "bebe". Второе слово, как и первое, должно состоять из звуков, которые ребенок умеет имитировать отдельно.
Обучение произношению второго слова должно происходить по той же схеме, что и для первого слова. После того, как ребенок правильно имитирует произношение второго слова последовательно 10 раз, надо начать случайное чередование двух слов. Используйте метод случайного чередования так, как мы описывали ранее. Произнесите ребенку первое слово и продолжайте давать его, пока ребенок не произнесет за вами это слово 5 раз подряд. Вам может понадобиться подсказка - при первых попытках используйте разделение слова на составляющие его звуки так, как вы это делали вначале. Теперь, введите второе слово. Продолжайте занятия со вторым словом, пока ребенок не повторит за вами его последовательно 5 раз. Затем давайте оба слова попеременно, пока ребенок не будет произносить их правильно, допускается по одной ошибке для каждого слова. Затем случайным образом чередуйте порядок подачи слов.
К началу
Другие слова (3-10)
Методика обучения произношению других 8 слов точно такая же, как и при обучении первым двум словам. После обучения каждому новому слову, вы должны случайным образом чередовать его подачу с подачей слов уже известных ребенку, так надо действовать, пока ребенок не будет отвечать вашим критериям правильного ответа.
После приобретения навыка произношения 10 слов, вам следует приступить к следующему этапу обучения: имитация громкости, высоты и скорости произношения звуков. В то же время, ребенок должен быть обучен имитировать произношение других слов из списка, имена людей, с которыми он общается регулярно, а также другие названия окружающих предметов, которые станут для ребенка функциональными и полезными в жизни, например, "вверх" и "вниз".
К началу
Ввод новых слов
Когда вы формируете правильное произношение слов, которые содержат разные звуковые ряды, можно начать отработку произношения с последнего звукового ряда и работать в обратном направлении звуков, составляющих слово. Это называется "обратное формирование цепочки". Например, если вы работаете над "mommy" - [mami], сначала тренируйте произношение звука "mee", затем соедините "mah-mee" вместе. Если вы тренируете "cookie" , то за произношение ребенком звука "kie", уже следует его наградить (cookie - конфеткой); позже требуйте, чтобы он говорил "coo-kie". Обычно сначала кажется, что разбирать на отдельные звуки слова несколько затруднительно и выглядит "механически" - как будто отдельные звуки слова являются самостоятельными словами. Не беспокойтесь - в дальнейшем вы будете поощрять ребенка только за произношение целого слова, т.е. в конечном итоге все будет выглядеть очень естественно.
Не забывайте о словах, которые могут стать функциональными для ребенка - для выражений его нужд и желаний. Например, "Up" (вверх) - используя это слово, можно научить ребенка говорить, когда он хочет встать со стула. "Cookie" (конфета) - произношение этого слова поможет ему получить конфету. "Open" (открыть) - можно научить ребенка говорить это слово, когда он хочет на улицу.
Многие дети, слыша речь, уже говорят некоторые слова, не начав заниматься по этой программе. Но они не говорят, когда вы просите их об этом, и их слова редко соответствуют ситуации. Наш совет попытайтесь зацепиться за эти слова, если не получается, возвращайтесь пошагово назад, упрощайте задания, и, в итоге, наладьте контроль над использованием этих слов ребенком.
Сначала работайте над простыми звуками/или словами, добейтесь хорошей имитации, позже усовершенствуйте произношение.
Наконец, вы можете в не учебных ситуациях просто повторять слова и звуки, которые ребенок может имитировать. Делайте это когда угодно, в форме игры, надейтесь, что ваш ребенок научится любить имитировать звуки. Если это случится, он будет "эхолаликом", что очень хорошо, так как он будет "играть" с речью, имитировать много слов, даже не зная их значений (вы можете научить его этому позже). Если же ребенок не начинает спонтанно повторять вашу речь и, если каждое новое слово дается ему с большим трудом, даже в течение нескольких месяцев обучения, тогда возможно у вас ребенок, который в будущем будет говорить очень мало. Вы должны заменить ему голосовую речь на речь знаков (руками), которая описывается в главе 24. Не расстраивайтесь по этому поводу, некоторые люди прекрасно обходятся без того, чтобы много говорить.
К началу