Организация занятия и расчет времени
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине «Тактическая подготовка»
для студентов обучающихся
по ВУС – ВИР- 800100, 801500; ФП- 320100
Тема №14: Методическая подготовка
Занятие: -1, 2практическое занятие
(на учебном сборе)
Рассмотрена на заседании цикла РиМСВ,
протокол № ___от ___ ________ 20___ года
уточнена: ___ ________ 20___ года
По книге учета методических документов цикла № ___
г. Алматы
Утверждаю Начальник военной кафедры полковник О. Ажимов | |
___ _________ 20___года |
Методическая разработка
по дисциплине «Тактическая подготовка»
для студентов обучающихся
по ВУС – ВИР- 800100, 801500; ФП- 320100
Тема №14: Методическая подготовка, - 4 часа
Занятие 1: Методическая подготовка, - 2 часа
(на учебном сборе)
Цели занятия (воспитательные и учебные):
-воспитывать у студентов организаторские качества, творчество и инициативу в применении различных методических приемов в обучении и воспитании подчиненных;
-ознакомить студентов с задачами, формами и методами обучения по тактической подготовке;
-ознакомить студентов методике подготовки, организации и проведению ТСЗ.
-довести до студентов задачи, формы и методы обучения по тактической подготовке.
Место проведения и вид занятия:
-тактическое поле;
- практическое занятие.
Материальное обеспечение:
- оружие по штату мсв;
- противогаз, ОЗК на каждого обучаемого;
- сигнальные флажки.
Организация занятия и расчет времени
Вводная часть | 10¢ |
Основная часть Учебные вопросы: 1. Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке с отделением и взводом. 2. Подготовка тактико-строевого занятия с отделением и взводом: определение исходных данных; разработка плана проведения занятия; личная подготовка командира взвода, командиров отделений и обучаемых; подготовка района и средств материально-технического обеспечения. 3. Проведение тактико-строевого занятия: проверка готовности отделения (взвода) к занятию; передвижение в район занятия; порядок проведения и разбор занятия. | 65¢ 20¢ 25¢ 20¢ |
Заключительная часть | 5¢ |
Вводная часть – 10 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1 .Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.
2. Проводит опрос по предстоящему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.
3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя.
2. Отвечают на вопросы руководителя занятия.
3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.
Основная часть -65 минут
Вопрос №1 Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке с отделением и взводом, -20 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.
2. Излагает учебный вопрос, используя материал презентации по данной теме, при этом контролирует работу студентов.
3. После изложения каждого учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.
Действия студентов:
1 Слушают руководителя занятия и основные моменты конспектируют.
2. При необходимости, после окончания изложения материала по очередному учебному вопросу, задают руководителю вопросы.
3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Тактическая подготовка является основой полевой выучки войск. Она наиболее полно обеспечивает комплексное обучение личного состава и подразделений умелым и слаженным действиям на поле боя в условиях, максимально приближенных к боевой действительности; искусному ведению оборонительного боя, позволяющему не только отразить, но и сорвать наступление противника, ведению стремительных наступательных действий и умелому маневрированию; быстрому совершению маршей на большие расстояния и действиям в составе тактического воздушного десанта.
Входе тактической подготовки осуществляется слаживание подразделений, которое заключается в подготовке личного состава к совместным действиям с использованием группового оружия в различных видах боя.
Методами, применяемыми при обучении тактической подготовке, являются:
- устное изложение (рассказ, объяснение);
- показ
- тренировка (упражнение).
В обучении необходимо сочетать различные методы, один из которых является основным для данной формы обучения.
Например, на тактико – строевом и тактическом занятиях основными методами является тренировка (упражнение). Следует помнить, что выбор методов обучения зависит от:
- содержания изучаемого материала;
- поставленной цели занятия;
- состава и подготовленности обучаемых.
Выбранные методы должны обеспечить достижение максимальной наглядности, ясности изложения, систематичности и последовательности доведения материала до обучаемых и прочности усвоения ими изучаемого.
Методика тактической подготовки- это учение о задачах, содержании, формах и методах обучения тактической подготовке солдат, курсантов, студентов, сержантов и офицеров.
Методика решает следующие задачи:
-определяет задачи обучения тактической подготовки, ее место и роль в системе боевой готовности;
-научно обосновывает содержание программы тактической подготовки, намечает последовательность ее прохождения в комплексе с другими предметами;
-определяет пути реализации принципов обучения в ходе тактической подготовки, вырабатывает формы и методы обучения этому предмету, соответствующие его целям и содержанию;
-разрабатывает требования к учебно-материальной базе;
-определяет требования к методической подготовке сержантов и офицеров проводящих занятия;
-обобщает опыт историй методики тактической подготовки;
-методика является самостоятельной отраслью знаний, овладение которыми в значительной мере предопределяет методическое мастерство командиров и преподавателей, и результаты тактической подготовки обучаемых.
В основу обучения тактической подготовки заложены определенные принципы: - учить войска тому, что необходимо на войне;
-научность обучения;
-сознательность и активность обучаемых;
-наглядность обучения;
-систематичность и последовательность в обучении;
-доступность обучения;
-прочность усвоения знаний, умений, навыков;
-коллективный и индивидуальный подход к обучению.
Основными формами тактической подготовки студентов (курсантов), предназначенных на должности командиров отделений, являются:- тактико – строевые;
- тактические;
- методические занятия;
- показные занятия;
- контрольные занятия.
Важнейшей формой методической подготовки офицеров и сержантов являются:- инструкторско – методические;
- показные занятия;
- инструктажи.
На инструкторско – методических занятиях проверяются знания офицерами и сержантами теоретических положений, умение ими правильно выполнять необходимые приемы и действия в роли обучаемых, даются рекомендации по организации, методике проведения и материальному обеспечению занятий, а также проводится тренировка офицеров и сержантов в обучении подчиненных.
Показные занятияимеют целью показать офицерам и сержантам с учетом опыта лучших методистов образцовую организацию и методику проведения занятий по наиболее сложным темам; применение лучших приемов в использовании техники и наглядных пособий при проведении занятий, а также показать образцовые действия солдат ( сержантов, подразделений). Показные занятия должны быть материально обеспечены и проводиться с учетом реальных возможностей подразделений.
Инструктажи проводятся накануне занятий. На них проверяется готовность руководителя к проведению занятия, напоминается порядок отработки учебных вопросов и указывается, на что обратить особое внимание при подготовке и в ходе занятий, а также даются рекомендации по использованию материальной части.
Основным методом обучения на ТСЗ является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. При необходимости могут применяться объяснения и показ. Следует руководствоваться правилом- не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно в полном объеме один учебный вопрос, не переходи к отработке следующего.
ТСЗ организовывает и проводит на местности непосредственный начальник. Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса.
Тактико - строевые занятия являются начальной формой боевого слаживания мотострелкового (танковой) взвода. Они предназначаются для отработки приемов и способов совместных действий подразделений взвода и их средств усиления на поле боя.
В ходе этих занятий подразделения обучаются действиям в наступательном и оборонительном бою, на марше и в разведке, а также при расположении на месте в составе взвода.
Командиры на тактико-строевых занятиях совершенствуют свои знания, умения и навыки в управлении подразделениями (работе на радиостанциях, подаче команд, сигналов).
Сущность тактико-строевых занятий состоит в том, что с подразделениями взвода приемы и способы действий в бою отрабатываются сначала по элементам в медленном темпе, а затем слитно в пределах установленного нормативами времени.
Эти действия и приемы могут повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно и в требуемом темпе.
Вопрос №2 .Подготовка тактико-строевого занятия с отделением и взводом: определение исходных данных; разработка плана проведения занятия; личная подготовка командира взвода, командиров отделений и обучаемых; подготовка района и средств материально-технического обеспечения. -25 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Объявляет очередной учебный вопрос и порядок его отработки.
2. Излагает учебный вопрос, используя материал презентации по данной теме, при этом контролирует работу студентов.
3. После изложения каждого учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя занятия и основные моменты конспектируют.
2. При необходимости, после окончания изложения материала по очередному учебному вопросу, задают руководителю вопросы.
3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Уметь приводить себя в полную боевую готовность: умело действовать по боевому предназначению; вести бой в сложной и резкоменяющейся обстановке на различной местности днем и ночью во взаимодействии с подразделениями других родов войск, как на боевой технике, так и в пешем порядке, в условиях применения обычного (в том числе высокоточного) и ядерного оружия.
Совершенствовать навыки и умения командиров в организации и обеспечении боевых действий, а также в непрерывном управлении подразделением, огнем в бою.
Формировать у личного состава высокие морально-боевые, психологические и физические качества и сознательную воинскую дисциплину.
На тактико-строевых занятиях отрабатываются следующие приемы и действия взвода:
- развертывание из походных в предбоевые и боевые порядки
- способы атаки противника
- приемы передвижения на местности
- действия по сигналам оповещения
- преодоление заграждений, разрушений, участков местности зараженных ОВ и водных преград
- мероприятия по ликвидации последствий применения противником ОМП
- отражение атаки противника и другие вопросы.
С командирами совершенствуются вопросы упражнения взводами путем подачи команд (сигналов) и отдачи коротких распоряжений.
Подготовка ТСЗ включает:
- личную подготовку КМСВ и обучаемых к занятию;
- определение (уточнение) исходных данных;
- разработку плана проведения занятия;
- подготовку района и средств материально-технического обеспечения занятия.
Исходными данными для подготовки занятия являются:
-тема;
-учебные цели и учебные вопросы;
-состав привлекаемых на занятия подразделений;
-время и продолжительность занятия;
-район проведения;
-расход моторесурсов и имитационных средств.
Тактическая обстановка обычно создается для отработки каждого учебного вопроса, причем в таком объеме, который бы позволял качественно его отработать.
Как правило, тактико-строевое занятие проводится на оборудованном тактическом учебном поле.
Если вблизи пункта дислокации такого поля нет, то занятие может проводиться и на необорудованном участке местности, емкость которого позволяла бы разместить все элементы походного, предбоевого и боевого порядка, а также обеспечить развертывание взвода и свертывание ее.
Для обозначения противника широко используются табельные тактические комплекты, а также подготовленные команды (группы).
Обучение преодолению различных заграждений, разрушений, действиям на зараженной местности осуществляется с использованием оборудования танкодромов, автодромов, инженерных, химических городков и других объектов полевой учебно-материальной базы.
В целях отработки вопросов взаимодействия с подразделениями родов войск и специальных войск на предстоящих учениях тактико-строевые занятия с взвода могут проводиться совместно с ними.
В этом случае подразделения обеспечиваются переносными радиостанциями, а также мегафонами, сигнальными флажками, а в ночное время — фонарями.
Каждая тема тактико-строевого занятия со взводом включает один вид боя (боевого обеспечения) и отрабатывается в течение нескольких занятий, продолжительность каждого до 3—4 ч.
Содержание тем и время на их отработку определяются программой боевой подготовки, но количество учебных вопросов, выносимых на каждое занятие, определяет руководитель, учитывая степень их отработки на занятиях с отделением и взводом.
Уясняя тему занятия, командир взвода должен понять ее содержание, определить, какие тактические приемы и действия и на фоне какой тактической обстановки должны быть отработаны в ходе занятия, с чего начать и чем закончить отработку.
Чтобы глубже уяснить содержание предстоящего занятия, командир взвода должен изучить руководящие документы по теме и периодическую литературу, разобраться, какие занятия по этой теме уже проведены и с каким качеством, какие вопросы отработаны недостаточно полно.
Учебные и воспитательные цели занятия определяются в целом для всего подразделения, а также для каждой из категорий обучаемых. Руководитель наряду с учебными целями должен определить и конкретную воспитательную цель — какие качества воспитывать (формировать, вырабатывать, прививать) у обучаемых в ходе отработки учебных вопросов.
На одном тактико-строевом занятии со взводом рекомендуется отрабатывать 2—3 учебных вопроса, охватывающих определенный период боя.
Важное значение для поучительности занятия имеет умелый выбор района его проведения.
Обычно он выбирается на тактическом учебном поле или же на участке местности, позволяющем качественно и поучительно отработать все учебные вопросы.
Например, для отработки вопроса развертывания взвода в предбоевой и боевой порядок участок местности должен быть размером не менее 300 м по фронту и 1–1.5 км в глубину с таким расчетом, чтобы можно было разместить весь боевой порядок взвода.
Обучение действиям на марше, в разведке должно осуществляться на местности, которая имеет разнообразные участки рельефа, предметы, препятствия и сооружения, вызывающие необходимость их осмотра.
При проведении занятия по темам оборонительного боя местность должна способствовать скрытному расположению подразделений, организации системы огня и хорошему обзору, а также позволять практически отрабатывать вопросы по инженерному оборудованию.
В ходе проведения рекогносцировки района занятий командир взвода определяет: исходное положение, порядок отработки каждого учебного вопроса и тактическую обстановку, порядок обозначения действий противника и использования оборудования тактического поля или табельного тактического комплекта для этого мероприятия и объем работ по подготовке поля к занятиям.
После определения и уточнения исходных данных руководитель приступает к разработке плана занятия.
План проведения тактико-строевого занятия разрабатывается обычно на схеме или картеи включает:
- тему;
- учебные и воспитательные цели;
- время;
- место проведения занятия;
- материально-техническое обеспечение;
- руководства;
- пособия и
- ход занятия (учебные вопросы и расчет времени, действия руководителя, схема действий обучаемых, сигналы управления).
В плане отражаются также вопросы, которые отрабатываются при движении к месту занятия и обратно.
Личный состав подразделений накануне должен изучить положения уставов, наставлений и другую литературу по теме, предстоящего занятия, а также меры безопасности. Хорошим подспорьем в подготовке может быть просмотр военно-учебного фильма по теме занятия.
План проведения ТСЗ утверждают:
-командир части-за неделю;
-командир батальона-за 3-4дня;
-командир роты-за 2-3дня;
-командир взвода-за 1-2дня.
Основной формой подготовки КМСВ к занятиям являются инструктажи, проводимые руководителями за 1-2дня до их проведения на той же местности и в той же последовательности, которые будут применяться при обучении личного состава.
Принцип отработки вопроса должен быть таким: обучаю одного-тренируются все.
Занятие командир заканчивает общим разбором в котором указывает:
- тему занятия;
- учебные вопросы , цели и в какой степени они достигнуты в ходе занятия;
- анализирует действия личного состава, а также недостатки имевшие место на занятии;
- объявляет оценку каждому обучаемому и указывает, что необходимо сделать для устранения выявленных недостатков;
- на что обратить внимание личного состава при подготовке к очередному занятию.
Вопрос №3: Проведение тактико-строевого занятия: проверка готовности отделения (взвода) к занятию; передвижение в район занятия; порядок проведения и разбор занятия. -20 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Объявляет очередной учебный вопрос и порядок его отработки.
2. Излагает учебный вопрос, используя материал презентации по данной теме, при этом контролирует работу студентов.
3. После изложения каждого учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя занятия и основные моменты конспектируют.
2. При необходимости, после окончания изложения материала по очередному учебному вопросу, задают руководителю вопросы.
3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Тактико-строевые занятия со взводом могут проводиться как с выводом техники, так и без нее («пеший по-машинному» или «пеший по-танковому»).
В этом случае подразделения обеспечиваются переносными радиостанциями, а также мегафонами, сигнальными флажками, а в ночное время — фонарями.
Каждая тема тактико-строевого занятия со взводом включает один вид боя (боевого обеспечения) и отрабатывается в течение нескольких занятий, продолжительность каждого до 3—4 ч.
Содержание тем и время на их отработку определяются программой боевой подготовки, но количество учебных вопросов, выносимых на каждое занятие, определяет руководитель, учитывая степень их отработки на занятиях с отделением и взводом.
Тактическая обстановка обычно создается для отработки каждого учебного вопроса, причем в таком объеме, который бы позволял качественно его отработать.
Проведение занятия. Для проведения занятия обычно из сержантов командир взвода формирует отделение.
Перед выходом в поле руководитель проверяет внешний вид и экипировку обучаемых, наличие материального обеспечения, напоминает меры безопасности на занятии.
Перед выходом в район занятия командир взвода проверяет готовность подразделений к отработке темы, наличие средств материально-технического обеспечения, исправность техники и вооружения, знание обучаемыми теоретических положений и мер безопасности.
Движение в исходное положение для начала занятия осуществляется в тактической обстановке. В ходе движения со взводом отрабатываются ранее уже освоенные приемы и действия, но требующие совершенствования.
Такими вопросами могут быть: управление колонной с помощью сигналов, подаваемых флажками или фонарем (ночью), действия по сигналам оповещения, преодоление участков заражения, отражение налетов воздушного и наземного противника и т. д.
При действиях в пешем порядке выдвижение к месту занятия может осуществляться марш-броском.
С выходом в район занятия руководитель кратко подводит итог действиям подразделений при выдвижении.
Приступая к изучению первого учебного вопроса, командир взвода называет элементы, по которым целесообразно его отрабатывать, указывает время, необходимое на обучение, а также, какие при этом отработать нормативы.
Если обучение осуществляется по одиночной подготовке, то он в должности командира отделения образцово показывает выполнение приемов и действий по учебному вопросу в целом и по элементам, после чего вводит обучаемых в тактическую обстановку и приступает к тренировке.
При- изучении тактики действий отделения показ может не применяться.
Затем он объявляет тему, цели занятия, первый учебный вопрос и порядок его отработки.
Приступая к отработке учебного вопроса, руководитель определяет приемы и действия, которые необходимо отработать, вводит подчиненных в тактическую обстановку, ставит задачу подразделениям и осуществляет их практическое обучение.
Вначале руководитель (если позволяет содержание учебного вопроса) на одном из подготовленных отделений показывает выполнение приема в целом, а затем по элементам, сопровождая кратким пояснением. После этого он дает команду подразделениям на занятие исходного положения (посадку в машины, занятие опорного пункта, выхода на рубеж перехода в атаку и т. д.) и, убедившись в готовности подразделений, дает сигнал к началу действия и в соответствии с созданной обстановкой наблюдает и анализирует действия подразделения.
При отработке учебных вопросов через оператора (старшего группы обозначения противника) или сам осуществляет показ целей и имитацию огня противника
Порядок обучения подразделений должен быть таков: вначале руководитель отрабатывает прием или действие в медленном темпе в одном направлении, а затем после отмеченных недостатков — обратно.
По мере усвоения подразделениями требуемых действий скорость тренировки возрастает.
Завершающим этапом отработки данного элемента является его выполнение в темпе, определяемом временем выполнения норматива.
После этого руководитель переходит к отработке второго элемента учебного вопроса, который осуществляется в такой же последовательности, как и первый.
Обнаружив недостатки в действиях подразделения, руководитель может приостановить тренировку, вызвать к себе командиров отделений и указать им на допущенные ошибки и порядок их устранения, после чего возобновить ее.
Отработав учебный вопрос по элементам, руководитель переходит к тренировке его в целом.
Она продолжается до тех пор, пока руководитель не добьется от подразделения выполнения. предусмотренных учебным вопросом действий по времени, определяемых нормативными показателями.
Отработав первый учебный вопрос, руководитель строит подразделение, проводит частный разбор действиям обучаемых, в котором отмечает качество отработки учебного вопроса, дает оценку действиям подразделений.
Отработка последующих учебных вопросов осуществляется в такой же последовательности, как и первого.
Заключительной частью тактико-строевого занятия со взводом является разбор.
Подготовка к разбору обычно начинается одновременно с разработкой плана проведения занятия и завершается после его проведения.
Разбор занятия командиром взвода может осуществляться непосредственно перед всем подразделением в поле, а затем в расположении взвода отдельно с командирами отделений, либо со всеми категориями обучаемых в поле.
В ходе разбора командир каждого учебного вопроса, подкрепляя свои выводы требованиями руководящих документов отмечает наиболее поучительные действия отдельных военнослужащих и подразделений, а также недостатки, имевшие место на занятии; дает оценку подготовленности каждого подразделения и указывает, что необходимо сделать по устранению выявленных недостатков.
Заключительная часть -5 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Напоминает тему и цели занятия.
2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.
3. Делает заключение о достижении целей занятия.
4. Объявляет задание на самоподготовку,
изучить:
-учебник «Тактическая подготовка мотострелковых и танковых подразделений», стр.7-13, 35-66;
-учебник «Тактика отделения, танка мотострелкового и танкового взвода», стр.327-336.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.
2. Записывают задание на самоподготовку.
Начальник цикла РиМСВ
Подполковник О. Резников
Утверждаю Начальник военной кафедры полковник О. Ажимов | |
___ _________ 20___года |
Методическая разработка
по дисциплине «Тактическая подготовка»
для студентов обучающихся
по ВУС – ВИР- 800100, 801500; ФП- 320100
Тема №14: Методическая подготовка, - 4 часа
Вводная часть – 10 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1 .Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.
2. Проводит опрос по предстоящему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.
3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя.
2. Отвечают на вопросы руководителя занятия.
3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.
Основная часть -65 минут
Вопрос №1: Практика в разработке плана проведения тактико-строевого занятия со взводом, - 20 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.
2. Излагает учебный вопрос, используя материал презентации по данной теме, при этом контролирует работу студентов.
3. После изложения каждого учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.
Действия студентов:
1 Слушают руководителя занятия и основные моменты конспектируют.
2. При необходимости, после окончания изложения материала по учебному вопросу, задают руководителю вопросы.
3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Исходные данные для тактико-строевого занятия — тему, содержание учебных вопросов, место проведения, время, а также количество боевой техники и имитационных средств, необходимых для занятия, руководитель получает из Программы боевой подготовки и указаний непосредственного начальника. Кроме того, эти данные уточняются во время проведения показных, инструкторско-методических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую неделю и постановке задач на следующую.
Независимо от того, где проводится занятие — на известной или незнакомой местности, рекогносцировку следует проводить обязательно, так как некоторые учебные места тактического учебного поля могут оказаться в неисправном состоянии. В ходе рекогносцировки руководитель занятия определяет содержание каждого учебного вопроса (какие приемы и способы действий будут отрабатываться), тактическую обстановку, как обозначить действия противника, какие учебные места и оборудование тактического учебного поля или ротного тактического комплекта для этого использовать, какие работы нужно провести по подготовке местности, (тактического учебного поля) и какие силы для этого потребуются.
Некоторые руководители занятий стремятся выбрать такой участок местности, который бы обеспечивал последовательную отработку учебных вопросов (последующий учебный вопрос является продолжением предыдущего). Однако такой порядок построения занятия не всегда оправдан, так как учебное время расходуется на холостые переходы.
Например, на тактико-строевом занятии с мотострелковым взводом предусмотрено отработать учебные вопросы в такой последовательности: овладение объектом атаки в глубине обороны противника; изменение направления наступления; отражение контратаки.
Если местность вблизи исходного района для занятий более подходит для отработки третьего учебного вопроса, то лучше изменить последовательность отработки учебных вопросов. Напомним, что на тактико-строевом занятии для каждого учебного вопроса создается своя тактическая обстановка, не вытекающая из предыдущей. Поэтому такое изменение последовательности отработки учебных вопросов даст лишь положительный результат — будет исключена потеря учебного времени.
После изучения (уточнения) исходных данных и проведения рекогносцировки руководитель разрабатывает план проведения тактико-строевого занятия, в котором указывает тему, учебные цели, время и место проведения занятия, пособия для подготовки личного состава, материально-техническое обеспечение и ход занятия.
План проведения занятия может разрабатываться на карте или схеме.
Наиболее трудоемкой и требующей от руководителя творческого подхода является разработка хода занятий, которая предполагает определение содержания каждого учебного вопроса (какие приемы или действия будут отрабатываться и по каким элементам, а затем слитно), времени, отводимого на отработку учебного вопроса, приема или действия и каждого элемента; действий руководителя и обучаемых, сигналов управления, порядка и способов обозначения противника.
Чтобы использовать учебное время с максимальной эффективностью и исключить холостые переходы, когда подразделение для исправления ошибок, допущенных при выполнении элемента, возвращается в исходное положение, тренировку целесообразно проводить и при движении в обратном направлении или по кругу: место окончания отработки одного элемента должно быть исходным для отработки следующего.
Вопрос №2 Уяснение темы занятия и ее содержание. Изучение руководящих документов, положений уставов, руководств и наставлений, периодической литературы по данной теме, - 15 минут
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Объявляет очередной учебный вопрос и порядок его отработки.
2. Излагает очередной учебный вопрос, используя материал презентации по данной теме, при этом контролирует работу студентов.
3. После изложения каждого учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя занятия и основные моменты конспектируют.
2. При необходимости, после окончания изложения материала по учебному вопросу, задают руководителю вопросы.
3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Уясняя содержание того или иного учебного вопроса, руководитель занятия должен четко определить, какие приемы и способы действий он должен отработать с личным составом. Например, если при изучении вопроса «Атака и овладение опорным пунктом в глубине обороны противника» ограничиться отработкой одного приема— рота атакует двумя взводами с фронта и одним с фланга, то на тактических учениях при овладении опорным пунктом в глубине обороны противника командир роты сможет применить только один этот прием независимо от тактической обстановки и условий местности.
Так возникает шаблон в действиях. Поэтому на тактико - строевом занятии руководитель, творчески подходя к решению этой задачи, должен предусмотреть отработку нескольких приемов по овладению опорным пунктом, именно: атака двух взводов с фронта и одного с фланга, атака одного взвода с фронта и двух с фланга, атака одного взвода с фронта и по одному взводу с флангов.
Содержание учебного вопроса может включать отработку только одного приема или действия, например: выдвижение к рубежу перехода в атаку или занятие взводного (ротного) опорного пункта в условиях перехода к обороне вне соприкосновения с противником и др. От содержания учебного вопроса зависит порядок его отработки.
Если содержанием учебного вопроса предусматривается изучение нескольких тактических приемов, то по элементам и слитно отрабатывается каждый из них, если изучается только один прием, действие, то по элементам и слитно отрабатывается учебный вопрос в целом.
Начинать работу целесообразно с изучения руководящих документов по боевой подготовке, в которых даются конкретные указания по организации занятий, а также обращается внимание на те вопросы тактической подготовки, которые по опыту прошедшего периода обучения вызывают особые трудности у обучаемых, чтобы их в ходе занятий отработать более тщательно. Таких документов в роте и батальоне нет, но их всегда можно найти в библиотеке части. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятий определить статьи и главы Правил боевого применения СВ, наставлений и руководств, которые необходимо повторить или изучить дополнительно.
Готовясь к занятиям, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели и содержание учебных вопросов.
Самостоятельная подготовка командиров отделений (экипажей) наиболее эффективна, если она проводится под руководством старшего командира, который в случае необходимости помогает разобраться в сложных вопросах.
В Программе боевой подготовки, а следовательно, и в расписании занятий (так как оно составляется на основании Программы) раскрывается содержание каждого тактико-строевого занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятий. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить, конкретизировать учебные вопросы и на этой основе правильно определить учебные цели.
Вопрос №3 Определение: учебных и воспит